Пример: Наташа из пьесы «Три сестры» А. П. Чехова
Прочитайте и отрепетируйте эту короткую сценку из четвертого действия. В этой сцене подспудно звучит нота утраты, слышимая в отдаленных звуках военного марша, — это покидает город батальон, долгое время бывший средоточием жизни небольшого городка. Кроме того, где-то за авансценой затевается дуэль между бароном Тузенбахом и Солёным, которая может окончиться трагически (вы пока не знаете, что именно так она и закончится).
Стр. 209
В сцене есть целый спектр самых разнообразных сенсорных стимулов, которые можно вообразить и исследовать: символы «жизни» (например, Наташа, появляющаяся в окне наверху, дети, газета) и звуки (военный марш вдалеке, птицы, плач, музыка) плюс возникающие в памяти ощущения, такие, как вкусы, запахи и сильный холод. Постарайтесь вспомнить что-нибудь подобное, сходный опыт и ощущения. Не спешите. Когда сконцентрируетесь, то есть придете в состояние, в котором ваши прошлые переживания и сенсорные стимулы как живые предстанут в вашем воображении, значит, вы готовы к исполнению предлагаемой сцены.
АНДРЕЙ:
Настоящее противно, но зато когда я думаю о будущем, то как хорошо! Становится так легко, так просторно; и вдали забрезжит свет, я вижу свободу, я вижу, как я и дети мои становимся свободны от праздности, от квасу, от гуся с капустой, от сна после обеда, от полного тунеядства...
ФЕРАПОНТ
Две тысячи людей померзло будто. Народ, говорят, ужасался. Не то в Петербурге, не то в Москве — не упомню.
АНДРЕЙ (охваченный нежным чувством):
Милые мои сестры, чудные мои сестры! (Сквозь слезы.) Маша, сестра моя...
Стр. 210
НАТАША (в окне):
Кто здесь разговаривает так громко? Это ты, Андрюша? Софочку
разбудишь. Il ne faut pas faired bruit’la Sophie est dormie déjà. Vous ktes
un ours. (Рассердившись.) Если хочешь разговаривать, то отдай
колясочку с ребенком кому-нибудь другому. Ферапонт, возьми у
барина колясочку!
ФЕРАПОНТ:
Слушаю. (Берет колясочку.)
АНДРЕЙ (сконфуженно): Я говорю тихо.
НАТАША (за окном, лаская своего мальчика):
Бобик! Шалун Бобик! Дурной Бобик!
АНДРЕЙ (оглядывая бумаги):
Ладно, пересмотрю и, что нужно, подпишу, а ты снесешь опять в
управу... (Уходит в дом, читая бумаги; Ферапонт везет колясочку в
глубину сада.)
НАТАША (за окном):
Бобик, как зовут твою маму? Милый, милый! А это кто? Это тетя
Оля, скажи тете: здравствуй, Оля!
1 Не шумите, Софи уже не спит. Вы — медведь! — искажен, фр
Стр. 211
Бродячие музыканты, мужчина и девушка, играют на скрипке и арфе. Из дома выходят Вершинин, Ольга и Анфиса и с минуту слушают молча; подходит Ирина.
Инструмент № 20:
Генерирование эмоций
Я знаю, эмоции не всегда можно генерировать в любой момент, как, допустим, электричество, которое мы включаем в домах одним щелчком выключателя. И, сказать по правде, актеров просто настраивают на неудачу, пока режиссеры, преподаватели или определенные зрители продолжают считать, что актер обязан разражаться слезами «по сигналу», как в балагане на ярмарочной площади. (Актриса, участвующая в популярном телевизионном сериале, рассказывала, что от нее постоянно требовали чего-то подобного во время съемки «мыльной оперы» в Америке. Она сказала, что просто «боялась» таких сцен. Возможно, вы помните остроумную песенку из мюзикла «Хористки», в которой Диана Моралес, исключенная из актерской гильдии студентка, перечисляет, какие жуткие воображаемые «кульбиты» заставлял совершать свой класс их преподаватель. Она мрачно признается, что всякий раз «ничего не чувствовала!».)
Лучше не напрягаться и не тужиться в попытке «почувствовать» эмоции. Вместо этого постарайтесь придерживаться метода рабочих «блоков», о котором мы говорили выше. Выработайте для себя сюжетный «маршрут», определив, к чему ваш персонаж стремится в каждый момент (ваша задача) и что при этом стоит на его пути
Стр. 212
(барьеры). А потом вложите свою энергию в то, чтобы пред ставить себе все это, и старайтесь постоянно поддерживать реальное взаимодействие с партнерами по сцепе. Вам следует успешно «проникнуть» в конкретный эпизод сюжета — результатом чего явятся реальные эмоции. Именно это случилось со мной, когда я расплакался па репетиции «Кровных братьев».
Что если вы не ощутите нужных эмоций? Если вы читали эту книгу с самого начала и выполняли предлагаемые упражнения, вы теперь «вооружены» практическими знаниями о невербальном и вербальном общении между людьми. Большинство этого опыта проистекает из переживания (или попытки скрыть) эмоции. Эти знания бесценны на репетиции, когда вы исследуете взаимоотношения и развиваете характер своего персонажа. Но они могут «бросить вам спасательный круг» и во время спектакля. Ваше знание представляет собой один из аспектов вашей «методики» — то есть нечто такое, на что вы можете опереться. И я уверен, что если вы обнаружите себя на сцене без всякого истинного «проблеска» эмоций («Встать к стене, Смит! Вы обвиняетесь в том, что играете спектакль в отсутствие у вас всяческих эмоций!»), то сможете привлечь эти знания себе в помощь. Осознанно выберите соответствующее мышечное напряжение, визуальный контакт, теми речи, и ваш мозг начнет «чувствовать», как происходи! что-то, вновь соединяющее вас со спонтанным эмоциональным состоянием. А если нет — вряд ли кто-нибудь ни заметит, потому что поведенческая сторона вашего испои нения, то есть то, что видят зрители, выглядит достоверно! Пускай эти знания послужат вам своеобразным трамплином для «разбега».
Стр. 213
Станиславский понимал, что эмоции сложно «захомутать» и удерживать «в узде», особенно когда одна и та же роль исполняется в течение нескольких месяцев. Как актер, он сам в какой-то момент пережил определенный кризис уверенности и решил, что цель, движение вперед заключаются в том, чтобы чувствовать реальные эмоции все время. В тот период семимильными шагами набирали популярность психиатрия и психоанализ: понятия «бессознательное», подсознательное» становились принятым научным трюизмом. Станиславский размышлял над тем, что эмоции, по-видимому, каким-то образом привязаны к нашему бессознательному «я». Его постоянно развивающаяся система все более и более начала фокусироваться на использовании «сознательных средств для достижения бессознательного». Он начал экспериментировать с «эмоциональной памятью».
По существу, упражнения по пробуждению воспоминаний об эмоциях должны обеспечивать соответствующую стимуляцию, позволяющую актеру вспомнить эмоциональный опыт, так, чтобы всплывшая в памяти эмоция вновь поднялась на поверхность. Конечно, это как раз то, чего просят от пациентов, проходящих курс терапии у психиатра или психоаналитика. Возможно, вы сумели «учуять» здесь опасность: две указанные выше профессии ставят (в большинстве случаев) во главу угла психологическое состояние пациента. Кроме того, необходимым условием является проведение сеансов в спокойной и пробуждающей доверие обстановке.
Все актеры, как известно, — люди довольно неуравновешенные, обладающие тонкой душевной организацией. Тем не менее, лицам, не представляющим, как следует
Стр. 214
работать с ранимыми людьми, позволяется «ковыряться» во внутренних ранах актеров, извлекая их из покрытого шрамами бессознательного, — причем делают они все это на публике. Мало того, актеры чаще благодарят их за это, чем проклинают. (Абсолютное доказательство невменяемости, можете подумать вы).
Без сомнения, упражнения по пробуждению воспоминаний о пережитых эмоциях полезны, поскольку они «встряхивают» актера. Как правило, актер переживает приятный шок, когда в обстановке рабочего семинара вдруг испытывает спонтанный прилив глубоких эмоций, особенно если это именно те эмоции, которые актер втайне стремился «воплотить».
Но как актер и одновременно преподаватель я ощущаю некоторый дискомфорт, связанный со своей ролью «повивальной бабки», помогающей людям выпустить на свет их воспоминания о самых сильных эмоциях. Я не хочу никого повергать в состояние депрессии или тоски, не хочу, чтобы мои ученики не могли уснуть ночью после моих уроков, потому что их давно и глубоко запрятанные травмы снова начали терзать их. Поэтому я всегда устанавливаю несколько базовых правил, помогающих по возможности сохранить состояние равновесия.
Во-первых, студенту предоставляется право самому выбирать нужное воспоминание. Во-вторых, вам решать, хотите ли вы использовать настоящие имена. В-третьих, любой из нас может закончить занятие, как только сочтет это необходимым. В-четвертых, другие однокурсники-студенты должны наблюдать за процессом (актерство — публичная профессия). И, в-пятых, все должны принять общее решение о том, что все, что будет происходить во
Стр. 215
время семинара, останется строго конфиденциальным. На опыте я пришел к выводу, что со всеми объяснениями и строгим соблюдением вышеуказанных пяти правил результаты семинара оказываются успешными для всех участников. Будущие актеры приобретают навык спонтанного выражения эмоций перед зрителями; кроме того, между студентами и преподавателем устанавливаются более доверительные отношения.
И все равно, как и прежде, люди продолжают сомневаться в пользе и необходимости упражнений по пробуждению воспоминаний об эмоциях. Однажды Станиславский явился свидетелем того, как один из актеров его труппы сильно разволновался, вспоминая похороны своего недавно умершего отца. Глубоко тронутый горем актера, Станиславский принялся его утешать — и узнал, что отец актера жив и пребывает в полном здравии. (Актер просто воспользовался воображением.) Интересно отметить, что этот самый актер, Михаил Чехов, позже сделался чем-то вроде гуру в актерской среде Америки. Наверное, наибольшую известность принесла его методика «психологического жеста», в которой психологическое состояние человека получает выражение через на внешний взгляд бессознательный физический жест.