Раздел 1.Научные основы построения убедительной речи в суде с участием присяжных заседателей

ИМИДЖ

И.Л.Трунов, В.В.Мельник

67.410.9

Т78

ИСКУССТВО РЕЧИ В СУДЕ ПРИСЯЖНЫХ

Учебно-практическое пособие

Москва. «Высшее образование». 2009.

Извлечение

Раздел 1.Научные основы построения убедительной речи в суде с участием присяжных заседателей.

2. Социально-психологические основы построения убедительной речи в суде с участием присяжных заседателей

2.3. Значение положительного имиджа прокурора и адвоката для эффективного использования прямого и косвенного способов убеждения.

Имидж личности – это сформированный в психике людей образ определённой личности, который ими оценивается и вызывает положительное или отрицательное отношение, проявляемое в форме позитивного или негативного мнения о данной личности.

Этот образ возникает прежде всего на основе зрительного и слухового восприятия личности при взаимодействии с другими людьми.

Понятие «имидж» следует отличать от понятия «статус». Статус – это положение человека в обществе, которое определяется его социальной ролью: судья, прокурор, адвокат,студент, преподаватель, рабочий, директор – всё это социальные статусы. Статус дает ответ на вопрос «Кто?», а «имидж» (образ) – на вопрос «Какой ?»: хороший или плохой, умныйили глупый, красивый или нет, приятный или неприятный и т.д.

От имиджа и статуса убеждающего в значительной степени зависит убедительность его аргументов.

Имидж – это образ, который человек для себя специально выбирает, создает и сознательно поддерживает для достижения тех или иных целей. Имидж предъявляется человеком постоянно как неосознанно (рядовой человек), так и сознательно (начальники, учителя, артисты, политики).

Выступающие публично также культивируют свою манеру поведения в аудитории – свой риторический имидж. Умение формировать собственный имидж необходимо каждому человеку, это важнейшая составляющая общей культуры личности.

К числу людей, которые не просто должны, а обязаны уметь сознательно предъявлять свой имидж, культивировать имидж успешного оратора, следует отнести юристов вообще, а судебных ораторов – в особенности. Поэтому уже с первых упражнений в составлении и произнесении публичной речи надо помнить: чтение даже хорошо написанного текста

● не является речью и ассоциируется либо

● с недобросовестностью и некомпетентностью оратора, либо

● с общей неразвитостью его как личности.

Положительный имидж, внушающий присяжным заседателям и председательствующему судье расположение, уважение и доверие, формируется, когда поведение прокурора и адвоката в суде свидетельствует о благоразумии, здравомыслии, нравственной и профессиональной состоятельности. Эти качества снижают критичность слушателей и тем самым повышают убедительность выступления. Это хорошо понимали ещё в античности. Так, Аристотель отмечал: есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, - это разум, добродетель и благорасположение. Если слушателям кажется, что оратор обладает этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие.

Для завоевания расположения, уважения и доверия профессиональных и непрофессиональных судей и склонения их к своему мнению нужно быть не только благоразумным, здравомыслящим, нравственно и профессионально состоятельным человеком, но и своим внешним обликом и манерой поведения показать эти свои достоинства, чтобы произвести на слушателей благоприятное впечатление.

Социальные психологи отмечают, что субъект может вполне отчётливо осознавать, какие именно его особенности и личные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей.Он также может использовать это знание в определённых целях, корректируя или меняя свой имидж.

Процесс формирования, корректировки или изменения своего образа в целях создания положительного имиджа называется самопрезентацией.

В социально-психологической литературе сущность самопрезентации определяется различно. Наиболее полным представляется следующее:

«Самопрезентация – базовый аспект существования человека в обществе, посредством которого он даёт другим понять, каков он (или кем бы он хотел, чтобы его считали). Человек создает впечатление о себе своими словами, невербальным поведением и поступками». (Э.Аронсон и др. Социальная психология.Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.,2002. С.537).

К вербальным (словесным) и паравербальным (паралингвистическим) средствам общения относятся язык, речь (использование языка для общения), сопутствующие речи паузы, её темп и ритм, качества голоса (сила, тембр, тональность).

К невербальным средствам общения, которые используются для формирования положительного имиджа личности, корректировки или изменения своего образа в глазах других людей, относятся рост, телосложение, выражение глаз, направление взгляда, мимика (выражение лица), пантомимика (поза, осанка, положение головы, жесты – движения рук и пальцев), одежда, её стиль (манера одеваться), причёска, усы, борода, использование украшений, косметики и других вспомогательных средств общения, обеспечивающих визуальную привлекательность и подчёркивающих или скрывающих признаки пола, возраста, статуса, особенности телосложения.

В суде с участием присяжных заседателей самопрезентация с использованием адекватных ситуации общения невербальных, вербальных и паравербальных средств представляет собой своеобразный социальный макияж, направленный на создание положительного имиджа, достойного высокого статуса выполняемой сложной и ответственной социальной роли.

2.4.Анатомия положительного и отрицательного имиджа прокурораи адвоката.

Практика свидетельствует о том, что на формирование положительнлго или отрицательного имиджа в суде присяжных влияют следующие элементы его вербального и невербального поведения:

1) внешность и стиль самопрезентации, их соответствие или несоответствие статусу, сложной и ответственной обстановке рассмотрения уголовного дела;

2) культура речи.

Почему эти элементы? Потому что именно они являются имиджеформирующими, именно на основании их восприятия и оценки у присяжных и председательствующего судьи складывается более или менее устойчивое представление о благоразумии, здравомыслии, нравственной и профессиональной состоятельности оратора; формируется общее впечатление о том, заслуживает ли он расположения, уважения и доверия, эмоционально-положительное либо эмоционально-отрицательное отношение к нему.

2.4.1.Влияние на формирование имиджа внешности и стиля самопрезентации.

Социальными психологами установлено, что первое впечатление на 92% зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Эта общая закономерность проявляется и в суде присяжных.

На этапе формирования первого впечатления о личности, особенно на стадии доречевого общения, представление присяжных заседателей и председательствующего судьи о благоразумии, здравомыслии, нравственной порядочности и профессиональной состоятельности прокурора и адвоката (адвокатов) в значительной степени зависит от их внешности, прежде всего стиля одежды. В основном это касается адвокатов, т.к. прокурор в соответствии со ст. 41 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года, обязан носить форменное обмундирование во всех случаях официального представительства органов прокуратуры.

Для обстановки судебного разбирательства не подходят спортивный (джинсы, кроссовки и т.п.) и экстравагантный стили одежды. Для последнего, свойственного молодёжи и представителям творческих профессий (художники, поэты, музыканты), характерны смелые цветовые сочетания, контрасты, использование в одежде и причёске энергичных, динамичных линий, необычные цвета волос, асимметрии (шаль, наброшенная на одно плечо, свисающая прядь волос, серьга в одном ухе).

Установлено, что в среде, где действуют жёсткие нормы и стандарты поведения (суд, возрастная аудитория, управленческие структуры, деловая сфера), приверженцы таких стилей одежды воспринимаются как персоны непредсказуемые, бестактные, не заслуживающие доверия, как несолидные и ненадёжные личности.

В суде присяжных уместен классический стиль одежды. Для мужчин – это костюм тёмных тонов, светлая рубашка, галстук в тон костюму и рубашке.

Классический стиль для женщин – это юбка, блузка и пиджак. Для этого стиля формы, силуэты, линии должны быть чёткими и определёнными, например, заутюженные складки на юбке, стрелки на брюках, чёткие линии воротничка и лацканов. Положительное впечатление производит силуэт, приближенный к прямоугольнику. Люди, одетые таким образом, вызывают большее доверие, нежели те, что предпочитают округлённый силуэт (свитеры, рукав-реглан). Носитель классического стиля воспринимается как внушающий надёжность, доверие и уважение профессионал. Классичесому стилю соответствует прокурорская форма, наглядно демонстрирующая его высокий социальный статус и свидетельствующая о том, что носящий её человек является специалистом в своей области, что вызывает доверие присяжных и помогает убедить их.Однако практика показывает, что наши прокуроры зачастую пренебрегают формой, более того, однажды авторам пришлось наблюдать в судебном заседании молодую девушку-прокурора с открытым пупком, в котором торчала серьга.

Визуальную привлекательность любого из участников процесса может разрушить неадекватное внешнее оформление личности, например, неправильно подобранная оправа очков. Для иллюстрации приведём живописное описание образа судьи Нуза из романа Дж.Гришема «Пора убивать»: «Очки не требовались судье ни для чтения, ни для других каких-то целей. Похоже, он носил их в бесплодной попытке отвлечь внимание от своего выдающегося носа. Они постоянно сползали и удерживались от падения только бородавкой, удачно расположенной на самом его кончике. Джейку… никак не хватало мужества подойти к судье и сказать ему, что эта шутовская восьмиугольная оправа отвлекает внимание от чего угодно, но только не от носа, на котором находится».

Следует учитывать, что эффект визуальной привлекательности прокурора и адвоката в судебном процессе в полной мере проявляется только тогда, когда одежда и другие предметы внешнего оформления сочетаются с такими компонентами невербального поведения, как:

● благопристойная осанка и телодвижения,

● мягкость, обходительность, учтивость,

● непринуждённое и осмысленное выражение лица,

● прямой и в то же время скромный взгляд,

● уместная и приятная улыбка,

● естественное простодушие, располагающее людей к откровенности

● и другие, иногда трудно объяснимые, проявления «языка тела», которые в совокупности образуют располагающие к себе внешность и манеру поведения.

Эти качества, образующие визуальную привлекательность человека особенно хорошо работают на формирование положительного имиджа, когда он профессионально компетентен. Счастливое сочетание этих качеств при умелой самоподаче даёт их обладателю с самого начала процесса такие преимущества в позитивном имидже , что может существенно влиять на соотношение сторон в состязательном процессе в суде присяжных. Вот любопытное свидетельство американского юриста Дж. Спенса:

«Страховые компании имеют обыкновение нанимать для защиты своих интересов юристов с приятной внешностью. Он безукоризненно причёсан, на нём белоснежная рубашка, а галстук великолепно сочетается с тёмно-синим костюмом в тонкую полоску. Он выглядит таким простым, таким добрым с головы до ног, что люди внимательно слушают и соглашаются со словами этого милого человека. Он и выигрывает дело…Именно таков был мой оппонент. Я старался узнать о нём как можно больше,чтобы определить его «ахиллесову пяту», но ему симпатизировали даже те, кому удалось его победить».(Дж.Спенс. Как побеждать в споре: самоучитель. – М.,2003. С.41-42). Таким образом, Спенс о своём процессуальном противнике , превосходящим его в суде только по визуальной привлекательности мог бы с полным основанием сказать так, как говорили враги Гая Юлия Цезаря: «Проклятия приятности его!».

Следовательно, составной частью убедительной манеры аргументации является искусство быть приятным, в том числе визуально привлекательным. Об этом французский учёный, писатель и философ Блез Паскаль говорил: «Искусство убеждения состоит… и в искусстве быть приятным».

Итак, прокурор и адвокат для того, чтобы действовать в суде присяжных с какими-то шансами на успех, должны в процессе самопрезентации уделять внимание в том числе и компонентам, влияющим на обеспечение своей визуальной привлекательности.

Наши рекомендации