Общие и специальные способности

Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.).

Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. См.: Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

Литература.

1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

2. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.

3. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922.

4. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970.

5. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

6. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.

7. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

Характер.

Характер –совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характеро-логии можно выделить три направления:

1) конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

2) психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);

3) идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т.д.).

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (см. З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б. Г. Ананьев).

Структура характера.

В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства.

Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:

· уравновешенность – неуравновешенность;

· сензитивность – агрессивность;

· широту – узость;

· глубину – поверхностность;

· богатство, содержательность – бедность;

· силу – слабость.

Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения.

Литература.

1. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

3. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

4. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924.

5. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характере. – Пб., 1917.

6. Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

Литература по курсу.

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968.

2. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

3. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6 томах. – Т.1, М., 1982.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 томах. – Т. 2, М., 1982.

5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. – М., 1965.

6. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.: Мир, 1992.

7. Гостев А. А. Образная сфера человека. – М., 1992.

8. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.

9. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

10. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

11. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924.

12. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1975.

13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1969.

14. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979.

15. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.

16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1969.

17. Платонов К. К. Система психологии и теории отражения. – М., 1982.

18. Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 1984.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. (Любое издание).

20. Сеченов И. М. Элементы мысли. – М., 1935.

21. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций.- М., 1961.

22. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

23. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

24. Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М.: МГУ, 1976.

25. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981.

26. Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. – М.: МГУ, 1975.

27. Юнг К. Психологические типы. – М., 1928.

Темы рефератов.

1. О соотношении сознания и бессознательного в психике человека.

2. Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.

3. Обзор представлений о побудительных силах поведения человека.

4. Поведение и деятельность.

5. Психические процессы, свойства, состояния.

6. Познавательная деятельность человека.

7. Эмоциональная жизнь человека.

8. Способности. Одаренность. Талант.

9. Воля и эмоции в обыденной жизни.

10. Что такое психика.

11. Темперамент и характер.

12. О соотношении чувственного и рационального в познании.

13. Что такое сознание.

14. Мотивы познавательной деятельности.

15. Мотивационная сфера личности.

16. Мое понимание личности.

17. Структура основных психологических понятий.

18. Творческое мышление.

19. Роль памяти и внимания в жизни человека.

20. Особенности развития детского мышления.

21. Структура мыслительной деятельности.

22. Перцептивные образы, их особенности.

23. Ощущения, их характеристика.

24. Сравнительный анализ образов ощущений и восприятия.

25. Первичные образы, их роль в жизни человека.

26. Представление и воображение. Фантазия.

27. Что такое интеллект.

28. Что такое установка.

Наши рекомендации