Общая характеристика гештальтпсихологии
Основатель – к. Левин. Вертгеймер, Кафка. В Г.П. не трансформировался предмет психологии – гештальты – целостные образы, которые определяют сознание психики.
Главная трансформация – в понимании понятия гештальт. Изначально целостный образ – основа психики. Свойства целого не могут быть объяснены суммой свойств частей.
Ведущие принципы для Г.П.
1. Психологическое поле, по аналогии с физикой. Психологическое поле находится на физическом поле – целостная система, включающая человека и его окружающее. Психическое поле – Н.С. и прежде всего кора. В этом поле существуют гештальты.
2. Структура психического поля изоморфна структуре физического поля, т.е. подобна по принципу взаимооднозначного соответствия.
Закон 1. Психическое развитие это рост и дифференциация гештальтов. Их немного, они отражают сложный мир.
Принцип феноменологии (здесь и сейчас). Все, что происходит в психике связано с наличной ситуацией з.ис., а прошлый опыт не влияет. Это было доказано при исследовании творческого мышления.
Закон 2. Закон инсайта. Решение задачи это процесс переструктурирования интеллекта (опыты Келлера – обезьяна с палкой). Переструктурирование гештальта зависит от наличной ситуации и не зависит от прошлого опыта, он может помешать (разрушить фигуру). Процесс решения задачи относится к творческому мышлению. Г.П. прежде всего изучает творческое мышление.
Закон 3. Творчество сенситивно образно-схематическому плану мышления. Логическое мышление задает определенную схему. Слово несет схему чтобы придать новый ход. Схема не несет ответа, несет переструктурированное задание. Вербальный план несет шаблон понятия.
Главное, что исследуют в Г.П – восприятие. Отражение образов, от точности образов зависит мышление.
Законы восприятия – целостности, структурности, константности.
Не подтвердилась идея врожденности гештальта. Нет врожденных фигур, есть способность восприятия. Все зависит от эталона к которому мы отнесем гештальт, связан с культурой.
Г.П. обратилась к социальному поведению – изучала процесс развития потребности (личности). Левин – гештальт не только образ предмета, но и образ потребности. Доказал, что потребность это знание о предмете положительное отношение к предмету. Существуют внутренние потребности, которые выстраиваются в иерархию – это основа, структура личности.
Закон развития личности – фрустрация на пути разрядки гештальта потребности ведет к болезни (невроз).
Встать над полем может только адекватныйи креативный человек.
Ведущей детерминантой личностного роста является самоактуализация.
Изучала мотивацию – влияние мотива на структуру личности.
Принцип изоморфизма – взаимооднозначное двух составляющих.
Законы хорошей фигуры – близость составляющих, сходство составляющих, симметрия, замкнутость, общая судьба.
Инсайт – внезапное визуальное выделение фигуры.
Этапы творческого мышления – принятие задачи, инкубация, инсайт, проверка.
Общая характеристика классического психоанализа. Модификации классического психоанализа.
Как направление сформировалось в 1910г.
Основные методологические принципы:
1. Движущие силы развития психики врожденные и бессознательные.
2. Детерминанта психического развития – адаптация к среде. Стремление нахождения равновесия со средой.
3. Отношения между личностью и обществом всегда конфликтное. У Фрейда антагонистическое (неразрешенное), у остальных может быть разрешенный. Путь развития человека – насильственная социализация.
4. Наибольшее значение в развитии являются первые годы до 5-7 лет. Защиты и комплексы сформированные в детстве остаются на протяжении всей жизни.
Основой является понимание психики как энергии. Психодинамическая энергетическая теория. Эрос (+ либидозность); энергетика в замкнутом континууме; тонатос (- агрессия).
У Фрейда нет нормы и патологии, все невротики.
Энергия распределяется по всему континууму, есть каналы по которым она разряжается, канализация каналов должна идти в самых приемлемых формах. Скопление энергии – невроз.
Главный способ лечения – трансфер – это канал по которому идет энергетическое общение между ребенком и родителями. Главный трансфер один – с матерью.
Адлер– индивидуальная психология.
Юнг– персона, самость, тело – анима, анимус, архитип. Люди воспринимают мир на основании 4 психических процессов - ощущения, интуиция, чувство, мышление Самость складывается из соотношения и и доминирующего архитипа и способов восприятия мира. Норма индивидуальна.
Эриксон– уделял особое внимание Эго. Все рассматривал с т.з. усиления или ослабления Я. Понятие идентичности – чувства во всей целостности в пространстве и времени.
Стадии развития – до 1 года – доверие – недоверие; до 3 лет – автономия – стыд; 4-5 лет – целенаправленность – чувство вины; 6-11 лет – компетентность – некомпетентность; 12 –20 лет – идентичность – смена ролей; 20-24 – инициативность – изоляция; 25-65 – работа – эгоизм; далее – отношение к смерти – мудрость – бессмысленность жизни.