Работа преподавателя психологии с психологическим тезаурусом 14 страница
Таблица 1 3
Распределение различных типов воспитания и типов характера
Типы воспитания | И | ш | э+в | ПС | А | п | м |
«Кумир семьи» | * * | * | |||||
Гиперопека | * | * | * | * * | * |
Типы воспитания | И | ш | з+в | ПС | А | п | м |
Гипоопека | * | * * | * * | * | * | ||
Безнадзорность | * | * | * | ||||
«Золушка» | * | ||||||
«Ежовые рукавицы» | * | * * | * | * | * | ||
«Двойное принуждение» | * * | * |
Примечание: В клинической психологии используется классификация: И - истерический характер, Ш- шизоидный, Э+В- эпилептоидный (возбудимый вариант), ПС - психостенический, А - астенический, П- паранойяльный, М - мозаичный (смешанный).
Характер истерический- повышенная эмоциональность и впечатлительность, жажда признания, аффективно-мотивационная лабильность и пр.
Лабильность (лат. labilis - подвижный, нестойкий). Нестабильность функционирования, непостоянство, значительные колебания в амплитуде тех или иных проявлений.
Характер шизоидный - ориентация на внутренние ощущения и переживания, замкнутость, нелюдимость, необщительность, неспособность переживать яркие эмоции и пр.
Характер эпилептоидный- эмоциональная ригидность, склонность застревать на каких-либо эмоциях, педантизм, склонность следовать нормам.
Характер психостенический- застенчивость, смущение, нерешительность, робость, мнительность и пр. Вариантом этого типа характера является тревожный (озабоченность критикой в свой адрес и др.).
Характер астенический - уклонение от любой ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях других, повышенная эмотивность и др.
Эмотивность (лат. emoveo - возбуждать) - повышенная чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными. Синоним - эмоциональность.
Характер паранойяльный - чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам со стороны окружающих, подозрительность, поиск тайного, угрожающего смысла в поступках окружающих и др.
НАРУШЕНИЯ
К нарушениям характера относят психопатии. Чтобы отличить акцентуации характера от психопатий, П.Б. Ганнушкин выделил три критерия:
1) Характер может считаться патологическим, если он относительно стабилен во времени, то есть мало меняется в течение жизни. «Каков в колыбельке, таков и в могилку».
2) Тотальность проявления характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: на работе, на отдыхе, и среди знакомых и среди чужих.
3) Социальная дезадаптация. У человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывают либо он сам, либо окружающие его люди, либо и те и другие.
Психопатии могут быть разные, их названия порой совпадают с акцентуациями.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Характеры людей многообразны. Множество черт характера и огромное число их сочетаний делают характер человека неповторимым, уникальным. Однако характер человека может приобрести некоторые индивидуальные качества, которые воспринимаются окружающими как «тяжелый», «жесткий», «железный», «мягкий», «золотой» характер.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные
В динамическом подходе характер изучается на основе наблюдений и использования методик самоанализа.
В клиническом подходе также основными методами являются систематические наблюдения и использования методик для определения типов характеров.
Диагностические
Для исследования типов характера используются опросники К. Леонгарда, А.Е. Личко (для подростков).
Для изучения характера существует специальная методика А.И. Крупнова.
Отдельные черты характера можно выявить методом полярных профилей.
ТЕМА 22 • САМОСОЗНАНИЕ
ПОНЯТИЕ
Осознание себя как некой физической сущности, которая обладает формой и другими характеристиками и может становиться предметом самооценки и суждений других людей, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Это явление является центральным во многих научных теориях. Вместе с тем до сих пор не существует ни его универсального определения, ни единства в терминологии: самосознание, «Я», «Эго», «Я-концепция» и др.
«Я-концепция», самосознание— совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Р.В. Берне). В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Согласно современным представлениям «Я-концепция» включает: 1) когнитивную, 2) оценочную и 3) поведенческую составляющие.
1. Когнитивная составляющая - это знания и представления о себе (о своих физических свойствах, способностях, качествах и пр.) -«Я-образ». Этот образ включает: «Я-реальное» (какой я на самом деле); «Я -идеальное» (каким я хотел бы быть); «Я-зеркальное» (как меня воспринимают другие) или, например, у К. Хорни «Я-фантасти-ческое» (каким мог быть, если было бы возможно). Человек стремится приблизить реальное «Я» к идеальному. Если же преобладает фантастическое «Я», то сознание и деятельность личности дезорганизуются и выход из невротического конфликта возможен только через осознание личностью своего реального «Я».
2. Оценочная составляющая выражает отношение человека к себе в целом и к своим отдельным качествам. Это отношение проявляется в форме непосредственной эмоциональной реакции или оценочного суждения. Адекватное отношение к себе выступает в форме самоуважения, гордости, требовательности к себе, совести, чувства долга и выражается в самооценке. Самооценка может быть адекватной (совпадающей с реальной) или неадекватной, которая в свою очередь, может быть завышенной или заниженной. Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой. Желаемая самооценка называется уровнем притязаний. Он проявляется в трудности целей, задач, которые человек выбирает, и повышается при успехе деятельности. Для полноценного самочувствия человеку необходимо самоуважение. Согласно У. Джеймсу самоуважение находится в прямой зависимости от успеха и в обратной - от уровня притязаний.
При отсутствии успеха человек вынужден снижать уровень притязаний.
3. Поведенческая составляющая - саморегулирование поведения личности. Адекватные когнитивная и оценочная составляющие формируют и адекватное поведение. Саморегуляция поведения имеет две формы: управление конкретным поведением и планирование, которое является основой самовоспитания.
Самооценка- оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Уровень притязаний - желаемая самооценка (К. Левин); установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности.
Я-браз- это знания и представление личности о себе, о своих физических свойствах, способностях, качествах.
Я-реальное- представление о том, каким человек является сейчас.
Я-идеальное - представление о том, каким человек хочет быть.
Я-фантастическое - представление о том, каким человек мог бы быть, если это было возможно.
Я-зеркальное - представление о том, каким человека воспринимают другие.
ФУНКЦИИ
«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: 1) она способствует достижению внутренней согласованности личности, необходимой для психического благополучия; 2) определяет интерпретацию опыта и 3) является источником ожиданий по отношению к другим людям. Если что-то в поведении человека или других людей противоречит «Я-концепции», то информация об этом искажается или отвергается с помощью психологических защит или «Я-концепция» «сопротивляется» изменениям, часто вопреки логике и здравому смыслу. Если же изменения все же происходят, то они достаточно серьезны и сопровождаются негативными переживаниями и психологическими проблемами.
Защиты психологические- в клинической психологии и психиатрии - любая из ряда реакций, которые человек бессознательно усваивает и использует для защиты своих внутренних психических «структур» (например, эго, я, от беспокойства, конфликта, стыда
и т. д.). Это значение доминирует в психологии и используется в ряде составных терминов (защитные механизмы, защитная реакция, невротическая защита). Подробнее см. часть III.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
«Я-концепция» возникает и развивается под воздействием сенсорной информации, поступающей изнутри и извне, интерпретируемой мозгом. Важным для формирования «Я-концепции» является объективное восприятие окружающего.
ТЕОРИИ
Исследования, связанные с «Я-концепцией имеют в зарубежной психологии 4 основных источника:
1. Основополагающие подходы У. Джеймса. Он впервые выделил две составляющие «Я»: Я - сознающее и Я - как объект осознания). Последнее «Я» по Джеймсу включает: Я-духовное, Я-матери-альное, Я-социальное, Я-физическое. Джеймс установил также зависимость самооценкой и успехом, которые оказывают существенное влияние на «Я-образ».
2. Исследования Кули и Мида, которые показали зависимость «Я-концепции от социального окружения. По мнению этих ученых, человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие, и он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих.
3. Исследования Э. Эриксона, посвященные изучению процесса становления идентичности, источником которой является «культурно значимые достижения».
4. Представления К. Роджерса, который утверждал, что личностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия. Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качества «хорошего» или «плохого». Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также самого «Я».
В отечественной психологии исследованиям «Я-концепции» посвящены работы Т. Шибутани, А.А. Налчаджян, B.C. Агеев и др. Исследованию самосознания и отдельных его сторон посвящены работы В.В. Столина, И. Кона, С.Р. Пантелеева и др.
Идентичность - внутренняя непрерывность и тождественность личности (Э. Эриксон). Обладать идентичностью - значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личность неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, это значит, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое; в-третьих, это означает, что человек ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ
Какой-либо классификации различных видов «Я-концепции» в психологии не существует. Исследования, которые ведутся в этой области, свидетельствуют о многообразии различий «Я» у разных людей в зависимости от разнообразных причин.
Так, выделяют: фальшивое и беспомощное «Я» (Столин); воплощенное и невоплощенное «Я» (Ленг); эмпирическое, физическое, духовное «Я» (Джеймс) и пр.
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
«Я-концепция» зависит от окружающей человека среды. Исследование Куперсмита показало, например, что самооценка ребенка зависит от взаимоотношений в семье. Так, низкая самооценка ребенка формируется в семье, где у него пытаются сформировать приспособительное поведение, средняя самооценка - в семье, где родители склонны занимать покровительственную, снисходительную позицию, а высокая - там, где стандарты семейного поведения - поддержка, доверие, солидарность.
РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ
«Я-концепция» формируется в процессе деятельности и общения с другими людьми. Каждая составляющая формируется на двух уровнях: 1) «Я»-«другие» (по сравнению с другими людьми складываются знания о себе, самооценка и поведение), 2) «Я»-«Я» (по сравнению с собой). Самосознание - поздний продукт развития. В первые годы жизни появляются его несовершенные формы. B.C. Мерлин выделяет 4 стадии развития самосознания: а) осознание своей тождественности и формирование физического «Я» (1-2 года); б) осознание «Я», отделение себя от других (2-3 года), осознание идет через речь и действия со взрослыми; в) осознание своих психических
свойств (хороший, плохой) в 6-7лет. Они осознают свои познавательные процессы (внимание, память, мышление); г) осознание социально-нравственных качеств (честный, смелый). В подростковом возрасте научаются оценивать себя глазами других.
ПАТОЛОГИЯ
Осознание человеком собственной личности (самосознание) является существенным признаком психической нормы. Многие психические заболевания могут нарушать процесс самопознания и приводит к тому, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности, или осознает себя множественным. Нарушение четырех признаков самосознания приводит к психической патологии (К. Яс-перс): 1) чувство деятельности; 2) осознание собственного единства в каждый момент времени; 3) осознание собственной идентичности; 4) осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».
У. Джеймс указывает на такие расстройства личности, как: 1) умственное помешательство, 2) раздвоение личности («Я»), 3) медиумизм.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Индивидуальные особенности безусловно имеют место, но настоящий уровень исследований в этой области не позволяет сделать какие-либо обобщения.
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные
В качестве экспериментальных методов исседования самосознания («Я-концепции») приведем методику изучения зависимости «Я-концепции » (в частности, самооценки) ребенка от взаимоотношений с родителями, выполненную Куперсмитом.
Испытуемыми были городские мальчики 10-12 лет (1748 чел.) из благополучных семей с нормальным психическим развитием, а также их матери.
Методика исследования включала:
1) для изучения взаимоотношений матери и ребенка использовались: беседа (182 вопроса), опрос (по 80 пунктам);
2) для изучения отношения ребенка к семье использовался ТАТ;
3) для изучения самооценки ребенка применялся опросник (50 высказываний типа «Я горжусь своими успехами в учебе» и др.);
4) для оценки качеств ребенка был проведен опрос учителей.
Результаты исследования показали, что самооценка детей зависит от взаимоотношений в семье (выявлены условия формирования низкой, средней и высокой самооценки) (см. Свойства и закономерности).
Диагностические
Для измерения самосознания используются разнообразные методики. Подавляющее большинство методик исследования «Я-кон-цепции» основаны на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники.
1. Методика «Кто Я» (Куна)
2. Методика Будасси
3 Методика Дембо- Рубинштейна
4. Методика Мерхена
5. Метод Q-сортировки
4. Самооценочные шкалы
5. Роршах
6. ТАТ
7. Самоотчеты по вопросникам
ЧАСТЬ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ
СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
РОЛЬ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ В ПРЕПОДАВАНИИ ПСИХОЛОГИИ
РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТЕЗАУРУСОМ
Высокие требования, предъявляемые современным обществом к специалистам высшего образования, предполагают существенные изменения и в методах преподавания как фундаментальных, так и специальных дисциплин. Автор теории контекстного обучения профессор А.А. Вербицкий утверждает, что профессиональное обучение с самого начала должно осуществляться в контексте избранной профессии. Поэтому овладение спецификой и сложностью психологического тезауруса для будущего психолога есть не только образовательная, но и профессиональная задача. Но и любой специалист в современном обществе должен быть знаком с основами научной психологии, знать и понимать психологию человека. Для этой цели необходимо прежде всего овладеть языком науки. Язык психологии специфичен, не всегда понятен и требует много усилий для усвоения. В процессе преподавания психологии это обстоятельство следует учитывать и уделять освоению психологического тезауруса значительное место, особенно для специальности «Психология», где специалист должен и мыслить на языке науки.
Принципиальное отличие психики человека от психики животных - ее орудийность, знаковость. По выражению Л.С. Выготского, «если основная и общая деятельность больших полушарий у животных и человека есть сигнализация, то основной и самой общей деятельностью человека, отличающей в первую очередь человека от животного с психологической стороны, является сигнификация, то есть создание и употребление знаков».
В качестве психологических орудий Л.С. Выготский выделял: язык, различные формы нумерации и исчисления, мнемотехничес-кие приспособления, алгебраическую символику, произведения искусства, карты, диаграммы, чертежи, всевозможные условные знаки. Эти знаки выполняют особую, орудийную функцию в познавательной деятельности человека.
Они созданы человеком для того, чтобы воздействовать не только на других людей, но прежде всего на самого себя. Все высшие психические функции по сути связаны с символической деятельностью человека. Использование различных знаковых средств познавательной деятельности, как указывают многие исследователи (М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Н.Г. Салмина и др.), является непременным условием ее эффективности.
Среди знаковых систем особо выделяется естественный язык. Ему принадлежит ведущая и определяющая роль в деятельности человека. Эта система знаков глобально охватывает всю реальность, в которой живет человек, и связывает все остальные системы.
Через нее человек осваивает высшие психические функции и становится человеком в полном смысле этого слова.
Единицей языка является слово. Отношение субъекта к предмету, обозначенному словом, опосредуется через значение этого слова (А.Н. Леонтьев).
Усвоение и правильное использование слова зависит от глубокого понимания отношения «слово - значение». Многие трудности в обучении связаны с недостатками в понимании и употреблении зна-ково-символических средств вообще и знаков естественного языка в частности.
Психологическая наука оперирует своей специфической системой понятий, многочисленными терминами, часто заимствованными из других языков (латинского, греческого, английского, немецкого), то есть она имеет свой научный тезаурус.
Тезаурус - словарь или. свод данных, полностью охватывающий термины, понятия какой-нибудь специальной сферы, в нашем случае - сферы психологической науки.
Тезаурус психологии - основа понимания и усвоения системы научных знаний и формирования профессионального языка и одновременно источник многих трудностей обучения.
Наиболее часто встречаются следующие трудности.
1. Трудности, связанные с переводом термина на естественный язык. К ним относятся такие термины, как интроспекция, экстериориза-ция, интериоризация, апперцепция, депривация, филогенез, онтогенез и т.д.
Простое введение такого слова и даже многократное его употребление не избавляют от ошибок. Здесь необходима специальная работа со значением слова, его структурой и этимологией (происхождением слов). Например, апперцепция - латинское слово, состо-
ит из двух слов: «ал» - до и «перцепция» - восприятие, тогда «апперцепция «-буквально означает- до восприятия. Отсюда становится ясным, что все, что было у личности до моментв восприятия (опыт, знания, качества личности и т.п.), влияет на качество восприятия.
2. Трудности, связанные с усвоением терминов, близких по звучанию и написанию, но различных по значению. К таким терминам относятся слова, включающие составные части сложных терминов, таких, как интер (между, среди, взаимный), интра (внутри), интро (движение внутри или по направлению вовнутрь).
3. Трудности, связанные со схожестью научных терминов с житейскими. Так, термин чувствительность как характеристика ощущений часто интерпретируется как личностное свойство - способность к сочувствию, сопереживанию. И, хотя такое понимание этого слова возможно, но двойственность его значений должна быть ясна студентам.
Иногда ошибки возникают за счет неправильного понимания состава слова. Например, в слове произвольный корнем слова называют произвол, и смысл слова меняется.
4. Трудности, связанные с употреблением слов в специальных дисциплинах в более узком или более широком смысле. Термин когнитивный (когнитивная психология, когнитивный диссонанс) - лат. cognitio - знание - в когнитивном консультировании превращается только в мышление.
5. Трудности, связанные с недостаточным анализом названий психологических теорий и концепций. Например, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая теория К. Юнга,
6. Трудности, связанные с неточным произнесением термина или с неправильным слуховым восприятием. Таким термином является, например, локус контроля. Если содержание этого термина (локус - место, а локус контроля - место контроля) не проанализировать и не заострить внимания на произношении, то термин превращается в локус-контроль, что ведет к искажению смысла.
7. Трудности, возникающие при употреблении таких общенаучных терминов, как функции, механизмы и пр., и даже виды и свойства.
Безусловно, существуют и другие трудности.
Ошибки и трудности в употреблении научной терминологии говорят о необходимости специальной работы преподавателя в этом направлении.
Методические рекомендации по работе с психологическим тезаурусом целесообразно проводить систематически и поэтапно по каждой учебной теме.
На 1-м этапе необходимо выделить тезаурус темы. Целостное представление преподавателем тезауруса темы является предпосылкой дальнейшей, последовательной и систематической работы с ним, что и способствует усвоение его студентами.
2-й этап - первое введение термина. Введение нового термина требует четкого и внятного произнесения преподавателем, обязательной записи на доске и объяснения этимологии слова и других особенностей. Если термин ранее употреблялся в одном значении, а теперь будет употребляться в ином значении (более узком или более широком), то различия в значениях должно быть разъяснено.
На 3-м этапе, когда термин уже не новый, важно достаточно часто его употреблять в течение занятий, время от времени возвращаясь к его значению («переводу»).
На 4-м этапе термин употребляется без «перевода» и достаточно часто. Необходимо добиваться, чтобы студенты научились мыслить на языке науки. Этому могут способствовать контрольные тесты на знание тезауруса, терминологические диктанты и др.
Важно обращать внимание на знание и понимание тезауруса науки на семинарских и практических занятиях, зачетах, экзаменах и учитывать при оценке знаний.
Мы убеждены, что специальная работа над психологической терминологией может существенно повысить не только культуру профессиональной речи студентов, но и уровень понимания и усвоения психологических знаний.