Общее понятие о темпераменте

П С И Х О Л О Г И Я

Методические рекомендации

по изучению темы «Темперамент»

для студентов 1 курса

общетехнического факультета (ОТФ)

Часть 1

_________

Нижний Новгород

ННГАСУ

ББК 88

УДК 159.9(072)

Психология [Текст] : методические рекомендации по изучению темы «Темперамент» для студентов 1 курса общетехнического факультета (ОТФ). Часть 1 / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; сост. Н. А. Зимина - Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. - 26 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов 1курса общетехнического факультета, изучающих дисциплину «Психология». Данный материал призван помочь студентам в изучении темы «Темперамент» и содержит в себе как теоретическую информацию по данной теме, так и учебные задания, выполнение которых позволяет применить полученные знания на практике.

Составитель: Н.А. Зимина -канд. психол. н., доцент

© Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2012.

Содержание

1. Общее понятие о темпераменте 2. Из истории учений о темпераменте 3. Типы темперамента 4. Современные исследования в области темперамента 5. Соотношение темперамента, характера и способностей. Темперамент и деятельность 6. Взаимодействие людей с разным типом темперамента 7. Практические задания Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Список литературы  

Общее понятие о темпераменте

Известный психолог В.С. Мерлин писал: «Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Действительно, все люди различны не только по своей внешности, но и по своему поведению, движениям. При одних и тех же внешних воздействиях люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, импульсивности, проявляемой энергии. Подобные различия могут зависеть от воспитания и привычек, от ситуации и др. Но, прежде всего, они обусловлены темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении и относится к устойчивым качествам личности, т.е. поведение, обусловленное темпераментом, повторяется в сходных ситуациях.

Основу темперамента составляют биологически обусловленные подструктуры - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Все эти особенности принято относить к динамической сфере поведения человека, основными компонентами которой являются следующие.

Общая психологическая активность -стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; интеллектуальные и характерологические особенности, комплекс отношений и мотивов. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема - на другом.

Моторика (движения).В этом компоненте ведущую роль играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента -

быстрота,

сила,

резкость,

ритм,

амплитуда и

ряд других признаков мышечного движения.

Особенности мышечной и речевой моторики легче других можно наблюдать у человека. Поэтому зачастую только по этому компоненту судят о темпераменте человека.

Эмоциональность.Это большой комплекс свойств и качеств, которые характеризуют особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Этот компонент наиболее сложен. У него разветвленная собственная структура:

· впечатлительность - восприимчивость человека, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует;

· импульсивность - быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их;

· эмоциональная лабильность - скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.

Темперамент проявляется в очень раннем возрасте. Уже с первых лет жизни ребенка у него обнаруживаются черты, которые указывают на принадлежность к тому или иному типу темперамента. Различия вполне отчетливо выступают, когда дети уже владеют речью. Например, если у ребенка громкая, быстрая, отчетливая речь, с правильными интонациями, сопровождающаяся живыми жестами, выразительной мимикой, это может означать признаки сангвинического темперамента. Если речь ребенка медленнее, чем у других детей, спокойная, равномерная, иногда с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о проявлении особенностей флегматического темперамента. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливо-напряженная, порывистая, как бы захлебывающаяся. Наконец, к признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь заторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота. Более уверенно о типе темперамента можно судить, если, кроме того, учитывать особенности двигательной и общей активности ребенка. Это позволяет сказать, что темперамент обусловлен биологически. Но обстоятельства жизни, деятельности и воспитания не всегда сочетаются с природными свойствами нервной системы, поэтому природные особенности изменяются в направлении, соответствующем условиям жизни, деятельности и задачам, которые ставит перед собой личность.

Сложность проявлений темперамента позволяет говорить, что вопрос о нем и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов к этой проблеме признается, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный, поэтому его свойства наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Темперамент - это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

Наши рекомендации