Рабочая учебная программа дисциплины

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СИСТЕМНЫЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ

Для специальности 030301.65 «Психология»

Санкт-Петербург

Г.

ББК 88.3

УДК 159.9

Б 53

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию

кафедрой психологии.

Протокол от 10 октября 2007 г. №2.

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления.

Протокол от 17 октября 2007 г. № 2.

Белов В.Г., Белов В.В.

Системные методы в психологии. Учебно-методический комплекс. – СПб.: СПбАУиЭ, 2007. – 52 с.

Учебно-методический комплекс включает основные требования и организационно-методические указания по изучению системных методов в психологии, рабочую учебную программу, общие методические рекомендации по изучению дисциплины; методические рекомендации к практическим занятиям, по выполнению контрольных работ, порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов, словарь терминов. Курс знакомит студентов с современной научной методологией исследования психических явлений и процессов, способствует овладению ими методов системного анализа и приобретению навыков системного мышления. Учебно-методический предназначен для студентов обучающихся по специальности «Психология». Данный УМК может быть также использован при подготовке студентов по специальностям 080503 «Антикризисное управление», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080507 «Менеджмент организации», 080105 «Финансы и кредит» и направлениям 080500 «Менеджмент», 080100 «Экономика», 030300 «Психология».

© СПб академия управления и экономики, 2007.

© В.Г. Белов, 2007.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины
2. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
3. Методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий
4. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
5. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов
6. Глоссарий



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

I. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Системные методы в психологии» является развитие у студентов навыков системного мышления.

Предметом изучения дисциплины «Системные методы в психологии» являются психологические явления и закономерности формирования системного мышления.

Задачи обучения по дисциплине:

· ознакомить студентов с основными представлениями о системном подходе в психологии, с потенциальными возможностями и преимуществами комплексного, структурного и целостного подходов при решении различных проблем в психологии;

· развить у студентов навыки самостоятельного использования потенциала системного мышления при рассмотрении различных вопросов;

· научить студентов свободно оперировать понятиями и категориями системного анализа, ясно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам использования на практике комплексного, структурного и целостного подходов.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

· иметь представление об основных разновидностях системного анализа в психологии (комплексный, структурный и целостный анализ) и об их специфике и сферах применения при решении прикладных задач;

· знатьтеоретические исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам системного анализа, практические варианты его использования при изучении различных явлений в психологии;

· уметь использовать системные методы для решения проблем по избранной специальности;

· владеть навыками системного подхода при изучении сложных объектов в психологии.

2. Организационно-методические указания

Дисциплина «Системные методы в психологии» входит в цикл общих математических и естественно-научных дисциплин.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология здоровья», «Психология менеджмента», «Конфликтология», «Психология труда», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология».

Курс «Системные методы в психологии» - естественная часть психологических дисциплин. Он находится на стыке общей психологии, психодиагностики, экспериментальной психологии, менеджмента, психологии труда, теоретической психологии и оперирует их понятиями, законами, идеями, представлениями. Курс знакомит студентов с динамикой идей о системных методах, используемых в психологических исследованиях, с потенциальными возможностями и преимуществами системного подхода при решении различных проблем в психологии, обучает умению использовать навыки потенциала системного мышления при рассмотрении различных вопросов, помогает студентам свободно оперировать понятиями и категориями системного анализа, ясно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам использования на практике комплексного, структурного и целостного подходов.

В свою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы в прикладных исследованиях, а также при изучении курса «Теоретическая психология».

Изучение курса «Системные методы в психологии» предполагает тесное взаимодействие таких видов обучения как лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

Лекции знакомят студентов с основными идеями, концепциями, взглядами зарубежных и отечественных ученых.

На практических занятиях студенты знакомятся с алгоритмами системного мышления, с навыками использования системного метода для решения проблем по избранной специальности, со способами преодоления одностороннего подхода при рассмотрении сложных систем, каковой является, в первую очередь, психика человека.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с литературой, пишут рефераты, контрольные работы, готовятся к зачету.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах: устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения рефератов.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме зачета.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, используются при организации прикладных исследований, а также при написании выпускной квалификационной работы и контролируются на итоговом зачете по специальности.

II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основные понятия системного подхода. История системного подхода.

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

Определение понятия «система» как методологического средства. Понятия, характеризующие строение и функционирование систем. Понятие системного подхода. Виды системного подхода. Классификация систем. Свойства системы. Краткая история развития системных методов. Подготовительный этап. Проникновение системных идей в естественные и социальные науки. Становление принципа системности как общенаучного подхода. Общая теория систем. Системный подход в психологии сегодня.

Наши рекомендации