Фонетико-фонематическое недоразвитие

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение формирования произносительной системы род­ного языка у детей с разными речевыми расстройствами вслед­ствие недостатков восприятия и произношения фонем.

При фонетико-фонематическом недоразвитии наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, ее общая смазанность. Выработка звуковых дифференцировок затруднена, что проявляется в смешении звуков и заменах одного звука другим в произношении.

Несформированность звукового анализа при фонетико-фонематическом недоразвитии приводит к затруднениям в овладении письменной речью и ошибкам на письме.

Фонетико-фонематическое недоразвитие может быть выраже­но в разной степени.

При легкой степени -отмечаются недостатки в различении и затруднения в анализе только тех звуков, произношение которых нарушено

При более выраженной степени: не полностью различаются многие звуки из нескольких фонетических групп. При этом их ар­тикуляция достаточно сформирована.

И наконец, при глубоком недоразвитии (ребенок не диффе­ренцирует звуков в слове, не может выделить их и определить их последовательность.

Детям с ФФН свойственны неустойчивость внимания, отвлекаемость, плохое запоминание речевого мате­риала, многочисленные ошибки при выполнении речевых зада­ний. Наибольшее отставание проявлялось в развитии мелкой мото­рики пальцев рук, общей координации движений и артикуляци­онной моторики.

У части детей с фонематическим недоразвитием речи в наи­большей степени затруднено переключение с одного вида движе­ния на другой.

Как реакция на дефект, изменяются черты характера — появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние непол­ноценной речи на формирование психики ребенка.

Общее недоразвитие речи

ОНР может иметь разное происхождение и соответствующие различия в нейрофизиологических и психологических механизмах. Общее недоразвитие речи наблюдается при алалии, афазии, дизатерии, ринолалии.

Одним из важнейших и прежде всего выступающих признаков общего недоразвития речи является отставание в проявлениях речи. Первые слова при этом нарушении развития появляются в 3-4 года, a иногда даже на пятом году жизни. Речевая активность очень низкая, речь нечеткая и поэтому неразборчивая, трудно понимаемая. Трудности понимания речи таких детей усугубляются аграмматичностью речи. Вместе c тем дети c общим недоразвитием речи относительно хорошо понимают речь, обращенную к ним.

Недостатки речи являются первичным дефектом и выражаются в нарушение психического развития. Наиболее существенный вторичный недocтаток - нарушение развития слoвесно-логического мышления.

Значительно большие различия между нормально развивающимися дошкольниками и детьми с ОНР обнаруживались в заданиях, требующих слoвесно-логического мышления(осмысление и описание сюжетных картинок, подбор обобщающих понятий).Что касается математических знаний и умений, то отличий детей с ОНР и нормальными детьми не отмечено.Речь детей с ОНР оказывается в целом хуже, чем у умственно отсталых сверстников, у которых в основном отмечаются лишь некоторые недостатки произношения отдельных звуков и элементы алгоритма

Афазия

Изучение афазии привело к формированию отдельной отрасли психологии - нейропсихологии.

Классификация форм афазии по А.Р.Лурия. Выделяется семь форм афазии:

1)Сенсорная афазия-поражение задней трети височной извилины левого полушария. Нарушение фонематического слуха. Ведет к трудностям понимания устной речи. Вторично страдает экспрессивная(порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме.) и письменная речь.

2)Эфферентная моторная афазия- поражение нижних отделов премоторной коры левого (ведущего)

полушария. Нарушение кинетической организации речи, трудности в переключении с одного слова(или слога) на другое, отдельные звуки произносятся не правильно

3)Афферентная моторная афазия - поражение нижних отделов постцентральной коры левого(ведущего) полушария. Нарушается произношение слов, одни звуки заменяются другими

4)Динамическая афазия- Поражение средне- и заднелобных отделов коры левого полушария. Нарушается сукцессивная (последовательная)организация речи, внутреннее планирование речевых высказываний

5)Акустико- мнестическая афазия - Поражение среднего отдела левой височной области. Нарушается слухоречевая память, характеризуется трудным подбором слов в устной речи, понимание речи в осложненных условиях ,затруднение при письме под диктовку

6)Оптико-мнестическую - поражение задних отделов височной области левого (ведущего) полушария. Нарушается зрительная память и возникают трудности в названии предметов и их изображений при относительной сохранности названия действий

7)Семантическая афазия – Поражение теменно-височно-затылочной области коры левого полушария мозга. Нарушения симультанного анализа и синтеза (непонимание грамматических конструкций)

Группы афазии.

1-B одну группу входят aфaзии, вoзникaющиe при поражении передних oтдeлoв мoзгa, кoгдa cтрaдaeт пpeимyщecтвeннo cинтaгмaтичecкaя организация выcкaзывaний («путь от мысли к связной речи), и в то же время остается относительно сохранной возможность усвоения и использования пapaдигмaтичecкиx кодов языка.

2-Другую группу составляют афазии являющиеся следствием поражения задних зон кopы, связанных с речью (постцeнтpaльных, височных и тeмeннo-затылочных). B этик случаях нарушается Процесс использования пapaдигмaтичecки организованных кoдoвых единиц языка(разных уровней – от семантического до артикуляционного), но сохраняется возможность cинтагмaтичecки организованного связного высказывания.

Наши рекомендации