Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов со вторым типом ценностных ориентации

Уровень интегральной индивидуальности Фактор
   
Сила процессов возбуждения 0,823063* -0,124110 0,181079 0,156664 0,008965
Сила процессов торможения 0,004102 0,198826 0,709119 - 0,026709 -0,002180
Подвижность нервных процессов 0,772719* - 0,269266 0,395841 - 0,077597 -0,076180
Эргичность 0,518082* -0,445698 0,034221 - 0,033882 -0,163162
Социальная эргичность 0,571342* - 0,096961 - 0,024985 -0,307119 0,090406
Пластичность 0,551621* - 0,078684 - 0,038202 - 0,032985 - 0,052002
Социальная пластичность 0,226994 -0,367248 -0,598164 - 0,054941 0,249970
Темп 0,775834* - 0,334049 -0,101986 -0,138373 - 0,036223
Социальный темп 0,615987* -0,333514 -0,212948 - 0,046861 -0,120193
Эмоциональность -0,556551* - 0,480269 0,290847 - 0,087978 0,138132
Социальная эмоциональность - 0,285459 -0,418944 0,311345 - 0,296306 -0,033539
Авторитарность 0,521139* - 0,202592 0,411835 0,304065 0,303182
Эгоистичность 0,434293 -0,622218* 0,129487 0,462527 0,051781
Агрессивность -0,247130 - 0,427434 - 0,348384 0,235718 0,607207
Подозрительность - 0,434736 -0,390717 0,199942 -0,078653 0,467638
Подчиняемость -0,290184 -0,460951 -0,049901 - 0,639599 -0,198221
Зависимость 0,219977 0,167701 0,282486 - 0,390955 0,324683
Дружелюбие 0,402470 0,711541* 0,013937 -0,320156 0,468009
Альтруистичность 0,551427* 0,557035* -0,301599 -0,219601 0,116538
Собственное значение фактора 4,906708 2,952920 1,811827 1,328527 1,201147
% объясняемой дисперсии 0,258248 0,155417 0,095359 0,069922 0,063218

* — значимая факторная нагрузка (р>0,5).

Первый фактор составили сильные качества — сила нервного воз­буждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельно­сти и социальных контактах, общительность, предметная пластичность, темп и социальный темп, авторитарность и альтруизм. Данный фак­тор является фактором силы, где доминируют авторитарность и альт­руизм как основные черты поведения, которые не противоречат друг другу, так как авторитаризм представляет собой уверенность в себе, спо­собность брать на себя ответственность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей, а альтруизм характеризуется стрем­лением заботиться о других, проявлять сострадание, сочувствовать, а также выказывать высокую ответственность по отношению к людям. Для данной группы также характерны очень высокие показатели тем­па и социального темпа, что соответствует типу ценностных ориента­ции этой группы. Например, ценность «активная деятельная жизнь» предполагает высокий темп деятельности и общения.

Второй фактор в группе студентов с ориентацией на ценности са­мореализации имеет частичную насыщенность и является фактором оценки. Он представлен свойствами только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,62), дружелюб­ность (0,71) и альтруизм (0,55). Из всех показателей во втором факторе доминирует дружелюбность как стиль поведения — она расположена на положительном полюсе и имеет высокую факторную нагрузку. По данным факторного анализа такой стиль поведения у студентов вто­рой группы осуществляется посредством снижения эгоистичности. Чем выше у этих студентов альтруистичность и дружелюбность, тем менее эгоистично их поведение.

Таким образом, факторный анализ структуры интегральной инди­видуальности студентов с ориентацией на ценности самореализации также обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру ин­дивидуальности (полная насыщенность первого фактора) и выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди которых наибольшее значение имеют авторитарность и альтруистичность в поведении. Кроме того, для данной группы студентов характерны высокие показатели темпа деятельности и общения, что в общем соответствует типу ценностных ориентации.

В результате факторизации данных в обеих группах студентов были Обнаружены как ортогональные, так и облические межфакторные связи свойств интегральной индивидуальности. Большинство связей имеет ортогональный характер (одни и те же показатели принадлежат толь­ко одному фактору). Однако были обнаружены и облические структу­ры связей и у студентов с ориентацией на ценности личной жизни, и у студентов с ориентацией на ценности самореализации. В первой груп­пе в оба значимых фактора вошел показатель межличностного уровня интегральной индивидуальности — эгоистичность, а во второй — аль­труистичность. Ортогональные структуры сужают и ограничивают воз­можности человека, а облические структуры много-многозначны и; обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющим­ся условиям ситуации. Таким образом, наличие облических структур винтегральной индивидуальности в студенческом возрасте подчерки­вает достаточно высокую степень приспособления студентов к соци­альной ситуации, их адаптивность в поведении.

Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что интег­ральная индивидуальность студентов с разными типами ценностных ориентации отличается особенностями структуры, влияние типа цен­ностных ориентации на формирование структуры интегральной ин­дивидуальности прослеживается достаточно отчетливо.

Для выяснения характера разноуровневых связей в структуре ин­дивидуальности был проведен корреляционный анализ показателей изучаемых уровней индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации.

Корреляционный анализ данных показывает наличие различий в характере межуровневых связей, что позволяет делать выводы о влия­нии типа ценностных ориентации на формирование индивидуальнос­ти в студенческом возрасте.

Результаты корреляционного анализа межуровневых связей в струк­туре индивидуальности студентов с разными типами ценностных ори­ентации представлены в таблицах 7 и 8.

Таблица 7

Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальности студентовс первым типом ценностных ориентации

  ЭР СЭр пл т ст сэ АВ эг ПО ПЧ АЛ
нв 0,69 0,44 0,69   0,43 -0,46 0,42 0,47 -0,53   0,44
нт     0,43             -0,55  
пж   0,53 0,61 0,44 0,46   0,56 0,51 -0,50    
ЭР                   0,48  
СЭр                   -0,41  

Условные обозначения: показаны только значимые межуровневые корреляци­онные связи; НВ — сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения; ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эргичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластич­ность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — соци­альная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — аг­рессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность.

В целом для группы студентов с первым типом ценностных ориен­тации (преобладают ценности личного счастья — здоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь) характерно наличие досто­верных зависимостей между всеми тремя уровнями интегральной ин­дивидуальности (нейродинамическим, психодинамическим и социаль­но-психологическим).

Среди корреляционных связей в первой группе студентов выделя­ются многочисленные значимые положительные зависимости автори­тарности и эгоизма с показателями нейродинамического и психодина­мического уровней индивидуальности и отрицательные связи подчиняемости с показателями тех же уровней. Авторитарность в дан­ной группе студентов положительно связана с силой процессов возбуж­дения, подвижностью нервных процессов, эргичностью, пластичностью и отрицательно — с эмоциональностью (эмоциональной чувствитель­ностью к результатам деятельности, к неудачам в работе). Эгоистичность имеет только положительные значимые корреляции с подвижностью нервных процессов, с пластичностью и темпом. Подчиняемость как противоположное авторитарности свойство связана с показателями ней­родинамического и психодинамического уровней индивидуальности отрицательно, что еще раз подтверждает доминирование в структуре индивидуальности этой группы студентов таких свойств, как эгоистич­ность и авторитарность. Эти свойства личности не противоречат ориен­тации на ценности личной жизни, личного счастья, так как люди, высо­ко ценящие личное счастье, личную жизнь, чаще всего немного эгоистичны и стремятся к власти. Им свойственна активная позиция в Достижении жизненных целей, о чем и свидетельствуют результаты кор­реляционного анализа (авторитарность и эгоизм значимым образом кор­релируют с «сильными» свойствами нейродинамического и психодина­мического уровней интегральной индивидуальности, а подчиняемость связана с ними обратной зависимостью).

Результаты корреляционного анализа данных, полученных во вто­рой группе студентов, то есть у лиц с ориентацией на ценности самореализации и социального роста, отличаются от данных первой группы.

Таблица 8

Наши рекомендации