Представления о пространстве
Для детей 5,5 лет истарше
Тест 1. Приближенность — отдаленность
Предъявляются: а) картинки с изображением двух людей, стоящих на разном расстоянии, например, от дерева. Вопрос формулируется следующим образом: «Кто ближе к дереву, кто дальше?»; б) географическая карта с обозначением двух городов, находящихся на разном расстоянии, например, от Москвы, и спрашивают: «Какой город ближе к Москве, какой дальше?»
Основная патологическая симптоматика.
15. Ошибки в определении более далекого от заданного объекта предмета или более близкого к нему.
16. Способность оценить расстояние на картинке и неспособность на географической карте.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Несформированность представлений о количестве препятствует овладению словами с пространственным значением, а также производными от них словообразовательными операциями, требующими употребления морфем с пространственным значением, т.е. приставок и суффиксов.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
Развитие базисных представлений о пространственных взаимоотношениях объектов с опорой сначала на наглядно-чувственные стимулы с постепенным переходом к словесному описанию ситуаций.
Тест 2. Показ заданной пространственной ситуации на картинке
Предъявляются картинки с разными пространственными ситуациями, выражаемые предлогами и приставками. Дается задание показать: «Где изображена птичка — в клетке? над клеткой?» и т.д.
Основная патологическая симптоматика.
17. Непонимание предлогов и приставок.
18. Смешение предлогов и приставок на основе их близости
или противопоставленности по значению.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. В период развития РФ несформированность пространственных ситуаций обусловливает системные задержки овладения морфологическими средствами языка. В рамках зрелой РФ этот дефект у одних больных приводит к системному нарушению языковой способности, у других нет (высокая степень автоматизации словоформы и ее автономизация от базисного компонента функции).
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
Развитие пространственного мышления с привлечением наглядных, чувственных опор и постепенным переходом к вербализации пространственных ситуаций (в рамках программ).
Тест 3. Понимание и употребление предлогов и соотнесение их со схематическим изображением передаваемой ими ситуации
1. Предъявляются картинки с изображением различных пространственных ситуаций. Дается задание: а) показать какую-либо из них; б) назвать ее. В заданиях по вербализации пространственной ситуации вопрос ставится следующим образом: «Где лежит мяч?», «Куда катится мяч?», «Откуда падает мяч?» и т.п.
2. Предъявляются картинные и схематические изображениятиповых пространственных ситуаций. Испытуемый должен указать ту схему, которой соответствует заданная предметная ситуация, например «птичка в клетке, над клеткой, под клеткой» и т.д.
Основная патологическая симптоматика.
19. Неспособность соотнести предметную пространственную ситуацию со схематической.
20. Смешение пространственных ситуаций: а) по случайным признакам; б) по признаку, который легче вычленяется контрлатеральным полушарием.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Несформированность пространственных представлений препятствует развитию символического мышления в целом. В рамках зрелой РФ, ввиду значительной функциональной автономизации слова от ситуации, нарушение пространственной функции может не оказывать влияния на состояние речи, однако свидетельствует о недостаточности ориентировочно-пространственных представлений на символическом уровне.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
Отработка различных пространственных ситуаций с последующим переносом их на символический уровень осмысления.
Примечание. Следующие тесты (4,5) имеют общую цель — выявить состояние понимания предлогов и приставок с пространственным значением.
Тест 4. Употребление предлогов с пространственным значением
Предъявляются картинки с изображением разных пространственных ситуаций. Предлагается ответить на вопрос по картинке, например, «Где сидит кошка?» (на стуле, под стулом и т.д.).
Тест 5. Образование глаголов с приставками, имеющими пространственное значение
Предъявляются речевые конструкции с пропущенными приставками. Дается задание заполнить пропуски. К нам ...ехали гости. Наконец, мы ...ехали из этого дома. Нам удалось ...ехать эту яму. Как же ...ехать на ту сторону реки?
Мальчик ...ехал на санках с горы. Пароход ...плыл далеко в море. Пароход благополучно ...плыл к берегу. Мы ...шли пешком весь город. Школьники ...шли к памятнику Пушкину. Уже все ...шли с работы.
Основная патологическая симптоматика.
3.Пропуск предлога.
4.Употребление слова, состоящего только из коренной морфемы.
5.Замена предлога или приставки наречием с пространственным значением.
6.Замена нужного предлога или приставки другой морфемой, не соответствующей заданной пространственной ситуации.
Диагностическое значение результатов выполнения пробы. Неспособность выбрать морфему, соответствующую пространственной ситуации, вызвана: а) смешением самих пространственных ситуаций по случайному или антонимическому признаку; б) недостаточной дифференциацией значения предлогов и приставок.
Приоритетные методы формирования и коррекции функции.
Развитие пространственного мышления и, в частности, представлений о пространственных взаимоотношениях объектов.