Глава X. Социально-психологические факторы формирования отношения к труду
летворения, а подчинения всего поведения человека. Это могут быть ценности нравственные (добра и зла), этические (честь и достоинство), профессиональные (мастерство, слава, почет) и т. д. Мотивы относительны, так как основаны на субъективной самооценке поведения. Ценности же абсолютны, они являются нравственными императивами поведения. В их основе лежит объективное признание обществом определенного типа поведения в качестве непререкаемой нормы.
Структура мотивации трудовой деятельности, по мнению В. А. Ядова, трехкомпонентна. Она включает в себя:
1. Материальные мотивы.
2. Моральные мотивы:
а) нравственные, возникающие на основе взаимоотношений в
группе и связанные с чувством коллективизма, товарищества, взаи
мопомощи;
б) идейные, опирающиеся на определенные принципы, взгляды,
идеи. В данном контексте подразумеваются не идейно-политические
принципы, а профессиональные. Например, у врачей они выражены
и обобщены в «Клятве Гиппократа».
3. Содержательные мотивы. Это побуждения, возникающие на
основе содержания трудовой деятельности, например чувство удов
летворенности от творческого напряжения сил, эстетическое удовлет
ворение от хорошо сделанной работы и пр.
В. А. Ядов в книге «Человек и его работа» обобщил результаты многолетнего социологического исследования и выделил основные мотивы трудовой деятельности:
1. Престиж профессии.
2. Содержание труда.
3. Возможность продвижения по службе и повышения квалифи
кации.
4. Возможность заработка.
5. Установление благоприятных взаимоотношений с руководите
лями и коллегами по работе.
6. Степень гарантированности работы.*
* Этот мотив в качестве мотиватора трудовой деятельности был выделен американскими социологами.