Средний школьный возраст 6 страница

Как возникает дружба - это отношение, в котором требу-
ется обязательно быть, а не казаться собой? Психологи обыч-
но описывают момент возникновения дружбы как особое
явление и называют его встречей. В отечественной психоло-
гии нет практики анализа встречи как феноменологического
явления, однако исследована достаточно подробно, например,
потребность в общении у молодых людей' и другие виды так
называемых социогенных потребностей, то есть потребностей
в других людях. Юность характеризуется как период выра-
женных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в
подтверждении возможности осуществления собственного Я
находит свой предмет (другого) в момент встречи. Главное
переживание, которое ее характеризует, - это узнавание бли-
зости этого человека себе, своему Я. Иногда его описывают
как разрыв, как скачок в обычном течении жизненных буд-
ничных событий.

Можно иметь много знакомых людей и очень долгое время,
но так и не пережить такой встречи. Мне кажется очень верным
замечание о том, что для дружбы не имеет значения частота и
длительность контактов с настоящим другом. Важна и единст-
венно существенна содержательная сторона встреч. Встреча -
это точка роста сил Я, это момент переживания энергии собст-
венной интегрированное™, плотности, реальности бытия соб-
ственного Я. Именно встреча дает возможность пережить свою
позицию как действительно существующую, реальную, которая
может (и задает) направление в движении по жизни, осуществ-
ляющейся как индивидуальная судьба.

Во встрече время приобретает особый экзистенциальный
смысл, - все, что происходит, имеет реальный смысл, а все,
что происходит в промежутке между встречами, может вооб-
ще не иметь значения. Во встрече всегда заложена готовность
к продолжению, к возобновлению, если же с ней не связано
это переживание, то, значит, дружбе пришел конец.

' См., например: Психологические и психофизиологические особенности
студентов / Под ред. Н. М. Бейсахова. - Казань, 1977.

544

18 Г. С, Абрамов

545

Встреча дает ответ на самый Верный вопрос, который мо-
жет задать себе человек, - это вопрос о цели существования.
Беседа с другом позволяет осознать, кто Я есть на самом деле.
Человек может быть самим собой только в соотношении с
тем, что он сам о себе думает. Познавая друга, человек позна-
ет себя Именно друг своим присугствием в жизни как бы
гарантирует независимое существование Я

Исследователи дружбы отмечают удивительный факт, что
единственный опыт, который люди могут и хотят использо-
вать, это опыт друга. Именно с ним возможно общение на
языке правды, она сообщает точную эмоциональную и интел-
лектуальную информацию о нашем Я.

Дружба, как и все межличностные отношения, подвержена
кризисам, связанным с потерей уверенности в другом челове-
ке. Преодоление кризисов такого рода - сложный момент в
развитии человека, часто для его разрешения нужен посред-
ник, который дает возможность вернуться к истокам кризиса,
уточнить и пересмотреть свои позиции.

У настоящей дружбы есть одно удивительное свойство - в
ней никогда не возникает потребности изменить другого че-
ловека. Каждый из них имеет свое жизненное пространство.
психологическое пространство, где высграивается его жизнь.
Друг бывает рядом, он занимает такое положение, которое
помогает осуществить переход на другую позицию с учетом
существования уже имеющейся. Друг не разрушает позицию,
он помогает ее отрефлексировать, осознать, то есть посмот-
реть на себя со стороны, используя ту часть знания о себе,
которая для этого необходима. Друг помогает быть справед-
ливым в отношении собственного Я, собственной позиции.
Никто другой этого сделать не может.

Как правило, дружба прощает, прощает до конца. Это свой-
ство настоящей дружбы, прощение до конца - это проявление
безграничного доверия к силе Я другого человека осуществить
свою интегральность, воплотиться в жизнь. Как только начи-
нается сомнение или осуждение, значит, что-то в дружбе над-
ломлено и уже навсегда. Может быть, затемнен источник силы,
направленной на другого человека, может быть, он иссяк из-за
неумеренного использования. Может быть.

Дружба имеет нравственную природу. Однажды потерян-
ное доверие не восстанавливается никогда. Этот грустный
закон давно описан и понят исследователями дружбы. Благо-
даря дружбе человек решает свою жизненную задачу развития -
задачу интериоризации морали. Думаю, что нравственная при-
рода дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредст-

546

венном («беспредметном») отношении человека к человеку.
Если нравственные категории совести, ответственности, долга
отражают экзистенциальность человека, то дружба как отно-
шение человека к человеку конкретизирует эту экзистенцию,
ошибки в этом процессе, думаю, связаны со сложностью этого
процесса. Иногда кажется, что он вообще доступен не всем
людям, а только тем, кто, по словам Э.Фромма, обладает био-
фильными тенденциями - тенденцией сохранения и развития
жизни, которая отражается в его тенденции жить. Некрофил,
человек с преобладанием другой тенденции, вряд ли может
дружить, так как для него другое Я - предмет воздействия, воз-
действия без меры, то есть до возможности разрушения.

Для биофила другой человек, его Я - проявление жизни,
проявление экзистенции, которая имеет свою собственную
выраженность, нетождественную ничему другому, кроме ее
самой.

Вот это переживание полноты и целостности другого че-
ловека как проявление его сущности и есть нравственное пе-
реживание, которое делает дружбу честной и требовательной
к соответствию человека своей сущности. В дружбе главное ее
содержание - разум и способность оценивать соответствие
проявлений Я человека его собственной сущности. Друзья
судят друг друга по нравственным законам, потому что друж-
ба основана на свободе. Это ее основное отличие от любви.
Любимого человека можно и ненавидеть, ненависть - обрат-
ная сторона любви; любовь не предполагает постоянства
чувств и вовсе не обязательно бывает взаимной. В дружбе
взаимность чувств и строгость соблюдения нравственных
законов составляет главное содержание. Другу не прощают их
нарушения, любимому - да.

Дружба не может существовать без нравственного отно-
шения людей друг к другу, то есть ценности дружбы уже оп-
ределены заранее тем. что давно и единодушно называется в
обществе человеческой добродетелью. Друг - это тот человек,
который открывает для нас эти ценности и строит свое пове-
дение в соответствии с ними.

По друзьям человека можно составить объективную кар-
тину нравственного облика человека.

Дружба - это встреча человека с самим собой, это дар
жизни, ее чудо, она не может быть постоянной благотвори-
тельностью. или постоянной помощью, или выгодой. Об этом
так давно и так современно рассуждали и Аристотель, и Кант,
и Фома Аквинский, и много других великих людей, что я про-
сто отсылаю желающих к их текстам.

547

Психологически важно то, что дружба дарит человеку силу
для строительства собственной целостности, которая порож-
дает и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права
переживать их необходимость для сохранения своего Я и Я
других людей от возможного воздействия. Думаю, что именно
здесь могут быть найдены психологические истоки правового
сознания человека. Дружба - это процесс осуществления ра-
венства Я, право - это процесс осуществления социального
равенства.

Обычно дружба не предполагает закрытости отношений,
это характерно скорее для влюбленности. Можно считать, что
цель влюбленности, цель любви в том, чтобы создать новую
общность с другим человеком, ту, которой еще никогда, нигде
не было. Вот когда она создана (или кажется, что создана),
тогда можно снова обрести интерес к личности как к таковой,
тогда взаимопонимание становится снова главным.
•— Осознание существования динамики в отношениях близ-
_ ких людей - один из резервов развития в юности. Понимание
ценности целостности другого человека как условие самой
жизни, ее многозначности и неповторимости делает людей
этого возраста более зоркими к восприятию своих собствен-
ных переживаний и переживаний других людей. Это понима-
ние и переживание его ценности происходит через осознанное
освоение знаний о человеке\не только общих философских,
но и конкретно-психологических знаний о самом себе, о дру-
гом конкретном человеке.

Кроме проблемы независимого существования своего Я -
целостного, интегрированного, узнавшего свои свойства с
помощью идентификации их в друге/в^ юношеском возрасте
актуальными для развития (именно психического развития!)
становятся задачи независимого существования. Для их осу-
ществления необходимы умения и навыки организации своей
социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия
ответственных решений.>

Надо сказать, что он появляется только тогда, когда есть
психологические предпосылки для его реализации, в первую
очередь есть целостное Я, которое обладает необходимым
опытом экзистенциальных переживаний выбора между собст-
венным бытием и небытием. Сегодня существует огромное
количество отечественной и переводной литературы, расска-
зывающей, как принять ответственное решение о карьере и
осуществить его.

Я остановлюсь на некоторых важных, с моей точки зрения,
моментах, характеризующих возрастные особенности приня-

548

тия решений о карьере в юношеском возрасте. Прежде всего,
это необходимость прояснения для себя самого своей же соб-
ственной цели. Если обратиться, например, к конкретному
опыту работы с людьми в этом направлении', то вырисовыва-
ется поразительная закономерность - нравственная (скажем
педагогически скучновато) цель вызывает огромную мобили-
зацию сил на долгое время - на марафон творческой деятель-
ности. Конкретные цели таким свойством не обладают, после
достижения их быстро наступает спад активности, чреватый
депрессией и скукой. Это не поучение - это констатация дока-
занного факта.

Кроме того, в принятии решений о карьере огромное место
надо отвести явлению, которое можно назвать социально-
психологическим реализмом - способностью определить со-
ответствие своего Я тому социальному пространству, которое
предполагает избираемая карьера. В этом не последнюю роль
играют два важнейших психологических образования: кон-
цепция жизни и Я-концепция, где степень идентичности Я
самому себе является той силой, которая будет определять
успех в осуществлении намерений относительно своей жизни.
Решение жизненных задач, так же как и задач собственного
развития, предполагает предвидение, ориентацию на будущее
и степень его возможного воплощения, для этого надо иметь
осознанную теорию (пусть и не абсолютно верную) того явле-
ния, с которым человек собирается иметь дело. Это можно
сформулировать достаточно жестко: надо только знать, что
хочешь увидеть в будущем. Тогда настоящее будет конкрет-
ной ступенькой, шагом к нему. Неопределенное будущее не
дает возможности двигаться к нему, поэтому устойчивость
собственного Я, а значит, и возможность противостоять един-
ственной определенности - смерти, в его конкретных прояв-
лениях как осуществляющейся жизни, значит, жизни, соответ-
ствующей своей сущности. Это очень трудно, для этого надо
преодолевать собственную дискретность, о которой так много
говорилось выше. У юности есть для этого все возможности в
интериоризации норм нравственности, в осознании своей
экзистенциальности.

Современная психология располагает большими возмож-
ностями для исследования индивидуальных особенностей
человека - его психологического типа. При выборе карьеры
мимо этого знания (может быть, полученного и другим путем)

' См. подробно-Альтшуллер Г.С., Верткин И. Как стать гением -
Мн., 1994.

549

проходить не надо Оно дает возможность уточнить содержа-
ние своей Я-концепции, концепции жизни Возможно, будет
информацией к самовоздействию

Профессиональная ориентация и подбор кадров в совре-
менных условиях - дело далеко не личное, осуществляясь как
Я-решение о карьере, оно будет отзываться на жизни многих
людей, если не на жизни всего человечества Через это реше-
ние начинается путь в практическую этику, где чувство долга
и ответственности выливается в конкретные профессиональ-
ные решения и действия.

Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способно-
сти проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время
уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в
условиях групповой деятельности или интимной близости, или
дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через
противостояние с другими людьми юноши обретают четкие
границы своего психологического пространства, защищающие
их от опасности разрушительного воздействия другого.

Опасность этого периода жизни состоит в том, что отно-
шения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи
с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает
предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других,
это одиночество, за ним - страх перед близостью.

Может быть, отчасти потому ранние браки и обладают та-
кой хрупкостью, что за ними стоит страх перед одиночеством,
а не переживания полноты жизни Может быть...

Глава1о

О ВЗРОСЛЕНИИ
(23-30 ЛЕТ)

Средний школьный возраст 6 страница - student2.ru

На рынок выхожу цветочный.

Прохладой веет от сырой земли.

И образ счастья, хрупкий и неточный,

Бессмысленно рисуется вдали.

Мне на цветы смотреть невыносимо:

Их любишь ты, они страшат меня
Своею красотой неотразимой,
Как отблесками адского огня.

Ю.Терапиано

Один сказал: «Нам этой жизни мало».
Другой сказал: «Недостижима цель».
А женщина привычно и устало,
Не слушая, качала колыбель.
И стертые веревки так скрипели,
Так умолкали, - каждый раз нежней! -
Как будто ангелы ей с неба пели
И о любви беседовали с ней.

Г.Адамович

Вот и глава о людях, становящихся взрослыми. Хочется
уточнить, с какой точки зрения людей можно считать взрос-
лыми. Таких точек зрения несколько. Вот о них и поговорим в
самом начале этой главы.

Физиологическая (с точки зрения функционирования всех
систем организма). «Физиологически у многих девушек
(примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного
развития лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам и
держится у многих на этом уровне примерно до 60 лет. У неко-
торых женщин значительное снижение полового влечения на-
ступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жиз-
ни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего
наблюдается постепенный спад. Так, многие жены до 30 лет
жалуются, что мужья их в половом отношении слишком ак-
тивны, а после 30 лет чаще начинают жаловаться на недоста-
точную половую активность мужей»'.

Внешне взрослые, люди еще растут с физиологической
точки зрения. С точки зрения их природных свойств они мо-
гут считаться еще маленькими и даже не подозревают об этом.

Юридическая (с точки зрения возможности соблюдать нор-
мы и правила социальной жизни), это ситуация безусловная,
взрослость нормального здорового человека безусловна.

I Сведощ А.М. Женская сексопатология. - М., 1991. - С. 7.
552

Психологическая точка зрения может быть, думаю, пред-
ставлена теми важнейшими новообразованиями, которые вно-
сят в жизнь нормального человека создание собственной се-
мьи и родительство.

Современные исследователи семьи, как отечественные, так
и зарубежные, давно и с тревогой пишут о ее кризисе. Осо-
бенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда
возрастной личностный кризис членов семьи приходится на
кризис межличностных семейных отношений. Исследователи
семьи давно заметили, что межличностные отношения в семье
подвержены закономерной динамике, которая отражает есте-
ственное изменение в содержании отношений. Существует
множество периодизаций с указанием более-менее точных
возрастных границ разных периодов, но большинство иссле-
дователей сходятся во мнении, что семейное счастье наиболее
хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на
рубеже' пятнадцатилетнего совместного проживания, когда
партнерам по браку 45-60 лет. (Об этом еще будет в после-
дующих главах.)

Итак, молодых людей, создавших семью (средний возраст
их примерно 24 года), ждет не только начало семейной жизни,
но и критический период ее становления.

Как известно, кризис в межличностных отношениях про-
является в частых конфликтах.

Я уже говорила ранее о том, что любовь - это высшее про-
явление свободы человека, нельзя заставить полюбить - это
противно природе человека, его экзистенции. В своей любви
мужчина и женщина стремятся к созданию новой, никогда не
существовавшей общности. Наверно, в этом одна из трагедий
любви - она одновременно высшее проявление свободы каж-
дого конкретного, живого любящего и одновременно стрем-
ление к общности, двое создают единое без потери (наоборот,
с расцветом) в них же индивидуального.

Тайна появления любви чересчур велика, чтобы писать о
ней еще что-то, все равно вывод будет тот же - это тайна.
Пусть она ею и останется. Я буду исходить в своем описании
возрастных особенностей периода взросления из того, что
друзья относятся друг к другу реалистично, честно, а любя-
щие - романтично, идеализированно. Это будет одна из воз-
можных точек зрения, но почему бы и ей не дать права на
существование, если она кое-что позволяет понять и проана-
лизировать. Воспользуюсь для уточнения своей позиции реф-
лексивными формулами, может быть, они уточнят кое-что в
понимании начала жизни в новой семье. Друзья относятся

553

друг к другу по принципу: «Я думаю, что ты...», а любящие
так: «Я чувствую, что ты...» Соответственно отношения в
дружбе больше строятся по логике мышления, а в любви - по
логике чувств. Как я уже пыталась говорить в начале книги -
это две разных модальности психической реальности и для
интегрирования нужны особые усилия Я.

Из множества исследований современной семьи я выбра-
ла наиболее близкие мне работы В.В.Столина, В.Я.Варги,
Э.Г.Эйдемиллера, В. Сатир, В.В.Юстицкого, С.Кратохвилла,
Д.Варги. Они помогут описать, как человек решает важней-
шую задачу своего личного развития (а теперь и развития
конкретного другого человека - партнера по браку) - устрой-
ство жизни в новой семье. Выделим в этой задаче несколько
планов: физиологический, социальный и психологический.
Все эти планы, думаю, соответствуют (в большей или мень-
шей степени) проявлениям жизни, о которых говорилось вы-
ше: реальному, фантомному и полному. Физиологический
план решения жизненной задачи создания семьи и ее сущест-
вования предполагает освоение пространства своего тела и
тела другого человека; тело, его свойства - реальность жизни.
О том, насколько это непросто, говорят не только врачи сек-
сологи и сексопатологи, но и психологи, и... сами люди друг
другу, пытаясь понять, почему вдруг такое свое, казалось бы,
знакомое-презнакомое тело становится чужим и бессильным.
Дело не в болезни органов (хотя и это бывает), дело в психо-
генных, говоря иначе, травмирующих душу факторах, кото-
рые буквально парализуют («убивают») тело человека. Сего-
дня молодые супруги без труда могут найти необходимую им
литературу. Необходимым руководством для освоения физи-
ческой стороны жизни будет не только изучение своего парт-
нера, но и самого себя, в том числе истории жизни своего те-
ла. Так, например, известно, что сексуальные трудности жен-
щин чаще всего связаны с деформированным восприятием
своего тела: с боязнью прикоснуться к нему, со страхом перед
негативными последствиями секса и тому подобное.

Социальный план решения задачи жизни в новой семье
очень быстро становится фантомным проявлением жизни в
том случае, если партнеры по браку не умеют строить новую
общность, а копируют существующий в обществе идеал се-
мьи. Я уже говорила, что такими образованиями, как идеа-
лы, нормы, правила, ритуалы, обычай и так далее, заполне-
но фантомное проявление жизни, которое, несмотря на его
внешнюю неосязаемость, обладает огромной силой воздей-
ствия на человека.

554

Все фантомные проявления жизни обладают высокой степе-
нью жесткости, как я уже говорила ранее, они как бы проявле-
ние смерти в жизни. Воспроизведение в своей новой семье сте-
реотипов поведения родительских семей - один из наиболее
распространенных ошибочных путей решения своей личной
задачи в семейной жизни. Фантомы социальных ожиданий,
идеалов и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их
непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила Я,
переживание присутствия в себе этой силы, чтобы противосто-
ять фантомным образованиям и в себе, и в другом человеке.

Психологический план решения задач жизни в новой семье
проявляется как творчество друг друга и творчество совмест-
ной общности - общего дома для двух разных, но единых душ.
Познание другого и себя, проявление в другом и себе лучшего -
это постоянное экзистенциальное содержание семейной жизни.
Если оно таково, то семейная жизнь становится жизнью пол-
ной, это ее известное всем описание как рай в шалаше с милым.

Думаю, что читатель понимает: каждый план решения за-
дачи жизни в новой семье выделен относительно условно, в
ежедневных хлопотах и заботах об устройстве совместной
жизни они переплетаются в поток дня, но, смею вас уверить,
каждый из них обладает и своими законами, как свои законы
есть в мире реальном, фантомном, творческом. Бесконечное
число фактических данных подтверждает тот факт, что лю-
бовная лодка разбивается о быт очень часто. Статистика раз-
водов ужасающа. Может быть, она отражение того печально-
го последствия развития научно-технического прогресса, ко-
торое привело к утрате человеком своей цельности и создало
массового, частичного человека, для которого встреча в юно-
сти даже со своей собственной экзистенциальностью (с собст-
венным свободным Я) приводит к отказу от него.

Жизнь в новой семье обостряет экзистенциальные пережи-
вания не только их сложной выраженной многоплановостью,
но и необходимостью конкретизировать их в действия. При-
чем в действия, до банальности простые, ежедневные и даже
скучные: мытье посуды, уборка, приготовление пищи, совме-
стное проведение времени и тому подобное. Быт, одним сло-
вом. Вот тут-то и проявляется идеальность любви, которая
проходит суровый экзамен на жизнестойкость. Как? Может
быть, так: «...нелепо было бы отрицать, что в нашей естест-
венной привязанности к детям неизбежно присутствует и эле-
мент чисто физического наслаждения.

Конечно, в этой любви чувственная радость абсолютно
неотторжима от душевной. Ведь дитя свое мы воспринимаем,

555

вкушаем не только губами, обонянием, осязанием, а теплотой
взгляда, настороженным вниманием слуха, всем своим суще-
ством. Вкушаем? Да, вкушаем, поглощаем его, в душе слива-
ясь с ним воедино и ощущая его неотъемлемой частицей сво-
его бытия, своей сути. Неотъемлемой - и все же существую-
щей вовне: как и во всякой любви.

Чувство это не поддается разуму. Недаром поется в старин-
ной песне: "Кто любви не изведал, сном ее воображает..." Что
это за радость (и что за боль в беде) быть привязанным к своим
детям, быть влюбленными (я не боюсь этого слова!) родите-
лями - в полной мере может оценить лишь тот, кто это испы-
тал». Это из замечательной книги Домокоша Варги «Радости
родительских забот», книги, которую я всегда, как только с ней
познакомилась сама, рекомендую как обязательную в курсе
психологии. Эта любовь к людям, к жизни, умение не только
переживать, но и действовать, не только понимать, но и чувст-
вовать, помогают автору этой книги быть самим собой во всем
тексте - редкое, надо сказать, умение.

Мне придется вернуться к общим возрастным закономер-
ностям, их можно еще раз увидеть в этом графике «Развитие
кризисов в семейных отношениях»'.

Средний школьный возраст 6 страница - student2.ru

Средний школьный возраст 6 страница - student2.ru

Средний школьный возраст 6 страница - student2.ru

Кривая, изображенная на этом графике, заставляет остано-
вить взгляд на крутом спуске вниз к кризису, к нулевой отметке

' Цит. по: Кратохвилл С. Психотерапия семепно-сексуальных дисгар-
моний. - М., 1991.

556

этого состояния. Что же происходит? Все объясняется тем, что
решение жизненных задач создания семьи требует особого
опыта жизни собственного Я и знаний, да просто информа-
ции о человеке, который рядом. Далеко не всегда любовь дает
опыт, необходимый для создания семьи, она слишком сложна
для этого. Думаю, что создание семьи требует опыта устрой-
ства собственного Я в его психологическом пространстве, то
есть опыта осознания собственной концепции жизни, собст-
венной же Я-концепции и концепции другого человека.

Мне кажется, что этот опыт дает человеку возможность
быть терпеливым, то есть не реагировать на ситуацию, а стро-
ить свое поведение хотя бы на основе минимального анализа.

Во время периода взросления человек сдает жизненный эк-
замен на наличие у него собственного Я и возможности воз-
действовать на него, возможность не только проявлять свое Я
в настроении, в непосредственном эмоциональном состоянии,
но и в возможности действовать по принятому в отношении
себя и других людей долгу. Это предполагает четкое выраже-
ние переживания границ собственного Я, меры воздействия на
другого человека и на себя. По сути это практическая этика,
развертывающаяся в отношениях двух людей.

Кроме того, создание жизни в новой семье предъявляет по-
вышенные требования к постановке и осуществлению целей, то
есть к организации деятельности, ее надо осуществлять не
только по настроению, но и в соответствии с общей для всех
членов семьи целесообразностью. Для этого надо многое знать
и уметь - от управления предметным миром (он должен быть
послушным) до управления собственным состоянием (напри-
мер, преодолением «не хочу»). Вспоминается сцена из жизни:

молодой папа с двухлетним ребенком остались дома одни на
два дня, к концу второго дня гора посуды, грязного белья и
прочих признаков хаоса грозила поглотить все живое. Зато
одновременно делалось очень много дел: варилось что-то, при-
сматривалось за сыном, говорилось по телефону, слушалось с
экрана, вспоминалось... Разве можно в таких обстоятельствах
помнить о какой-то цели; ею становится все.

В умении ставить цель проявляется способность человека к
организации, структурированию как внешнего, так и внутрен-
него пространства, это способность делать их своими, если
хотите, - можно говорить об управлении. Тогда ваша чашка
найдет место в вашем пространстве, ваша одежда заявит о сво-
ем присутствии, и вы будете знать, что с ней делать. Можете
Даже почувствовать усталость платья и страдания немытой посу-
Ды, но это возможно только тогда, когда они принадлежат вам,

557

а не вы зависите от них. Это не только искусство владения ве-
щами, это еще и навык организации пространства своей жизни.

Я, конечно, очень кратко описала некоторые психологиче-
ские предпосылки решения задачи организации жизни в но-
вой семье. Главная из них, наверное, состоит в желании обяза-
тельно эту жизнь организовать, то есть в определенном для
себя честном желании жить с другим человеком одной семьей.
Тогда супружеская пара становится, как называла В. Сатир,
зодчими семьи. Не рая, не ада, а семьи, предварительно честно
договорившись, что они собираются делать вместе, а потом
разумно, осознанно начав это делать.

Практика показывает, что очень много людей, начиная
строить свою семью вместе, в то же время делают это в одиноч-
ку, так как не умеют взаимодействовать друг с другом по пово-
ду того, что они делают, на что направляют свои усилия. Семья
как что-то особое, требующее и организационных, и деловых, и
эмоциональных усилий, просто никогда (или почти никогда) не
обсуждается. Молодые люди попадают (особенно в первые
кризисные годы) в плен фантомов, которые препятствуют осоз-
нанию новой, ими же создаваемой, реальности.

Наши рекомендации