Глава 5. Активность личности ребенка с ограниченными 4 страница

14. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

15. Урунтаева Г. А, Афонъкина. Ю. А. Практикум по детской психо­логии. М., 1995.

16. Худик ВА. Психологическая диагностика детского раэвития. Ки­ев, 1992.

Глава 2

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Понятие «социально-реабилитационная деятельность »

Если на начальных возрастных этапах на восприятие со­циальных воздействий негативно влияет первичный дефект, то в дальнейшем, если не проводится его коррекция, ведущую роль начинают играть вторичные отклонения, которые пре­пятствуют социальной адаптации ребенка, порождая педаго­гическую запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы, личностные нарушения. Чтобы не допустить такого развития событий, ребенка, имеющего тот или иной дефект, необходимо своевременно включить в социально-реабилита­ционный процесс, так как вторичные нарушения требуют не медицинского вмешательства, а соответствующих социаль­ных воздействий. Такую помощь могут оказать специалисты по социальной реабилитации, профессиональная деятельность которых — социально-реабилитационная деятельность — вызвана необходимостью более эффективной подготовки де­тей, имеющих отклонения в развитии, к жизни в условиях противоречивого современного мира.

Понятие «социально-реабилитационная деятельность* по своей сути имеет много общего с понятиями «образование», «педагогический процесс», «обучение» и «воспитание», «пе­дагогическая деятельность», которые широко используются в педагогической практике. Рассмотрим, в каких отношениях они находятся, воспользовавшись исследованиями В.А. Слас-тенина, в которых, на наш взгляд, названные понятия пред­ставлены наиболее полно.

Согласно его взглядам, человек становится личностью, обретая способность выполнять социальные функции, в про­цессе социализации, которая предполагает и ее развитие, и самоопределение, и самореализацию. Причем эти зада­чи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем

обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. То есть под образованием(от слова «образ» ) понимается еди­ный процесс физического и духовного формирования личнос­ти, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном соз­нании социальные эталоны (например, гармонично развитая личность и др.)-

Специфические особенности образования наиболее полно раскрываются в понятии «педагогический процесс». В обоб­щенной формулировке педагогический процесс — это движе­ние от целей образования к его результатам путем обес­печения единства обучения и воспитания. Его также можно рассматривать и как педагогическую систему, поскольку структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса. Педагогическая система— это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образова­тельной целью развития личности и функционирующих в це­лостном педагогическом процессе. Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организо­ванное взаимодействие педагогов и воспитанников (педаго­гическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педаго­гических средств) с целью решения задач образования, направ­ленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Главным компонентом педагогического процесса является педагогическое взаимодействие,понимаемое как преднаме­ренный контакт (длительный или временный) педагога и вос­питанников, следствием которого являются взаимные изме­нения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагог и воспитанник, включенные в педагогическое взаимодейст­вие, выступают наиболее активными элементами, что позво­ляет говорить о них как о субъектах педагогического процес­са, влияющих на его ход и результаты.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, содержанием и технологией педагогического взаимодействия. То есть в педагогическом процессе выделяются еще два ком­понента: содержание образования и средства образования

(материально-технические и педагогические — формы, ме­тоды, приемы). Взаимодействие таких компонентов, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его сред1 ства, составляют реальный педагогический процесс как дина­мическую систему.

Педагогический процесс реализуется учителем. Педаго­гическаядеятельность — это профессиональная активность взрослых людей, в которой с помощью различных средств воз­действия на учащихся решаются задачи их обучения и вос­питания.

Предпосылкой ^возникновения педагогических систем яв­ляется цель образования как социальный заказ. Цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педа­гогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора. То есть педагогическая система создается с ориен­тацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе является обучение и воспитание.

Воспитание— это специально организованная деятель­ность педагогов и воспитанников для реализации целей обра-зования в условиях педагогического процесса. Обучение — спе­цифический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него нормативны­ми предписаниями как содержательного, так и организаци­онно-технического плана (государственный стандарт, урок, учебники и т. д.).

Воспитание и обучение как способы осуществления педа­гогического процесса характеризуют, таким образом, техно­логии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвину­тых целей образования.

Педагогическая технология— это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспита­ния и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педа­гогическая задача является единицей педагогического про­цесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Поэтому пе­дагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы может быть представлена как взаимосвязанная

последовательность решения бесчисленного множества за­дач разного уровня сложности, в которую неизбежно вклю­чены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.

Педагогическая задача— это материализованная ситуа­ция воспитания и обучения (педагогическая ситуация), ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитан­ников с определенной целью. Таким образом, «моменты» педагогического процесса прослеживаются от совместного решения одной задачи к другой. Воспитание и обучение обус­лавливают качественную характеристику образования — результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования.

Понятие «социальная реабилитация детей с ограниченны­ми возможностями здоровья»можно рассматривать в раз­личных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность. Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осу­ществляется последовательная реализация постоянно возни­кающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели — восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травми­рующим ситуациям личности, способной успешно интегриро­ваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществ­ляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, ме­тоды и специальные средства воздействия на ребенка.

Социальная реабилитация как конечный результат —это достижение ее конечных целей, когда человек, имеющий ограниченные возможности здоровья, после прохождения комплексной реабилитации в соответствующих реабилитаци­онных учреждениях, вливается в социально-экономическую жизнь общества и не ощущает своей неполноценности.

Социальная реабилитация как деятельность относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности ребенка, включенного в со­циально-реабилитационный процесс, который выступает в нем как субъект деятельности и общения. Социально-реа­билитационная деятельность— это целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ре­бенка с ограниченными возможностями здоровья в целях под­готовки последнего к продуктивной и полноценной социаль­ной жизни посредством специальным образом организованного

обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий. Названный вид деятельности требует от специали­ста по социальной реабилитации глубоких профессиональных знаний, высоких морально-нравственных качеств, уверенно­сти в том, что ребенок, отягощенный дефектом развития, мо­жет стать полноценной личностью

Социальная реабилитация детей с ограниченными возмож­ностями как процесс и как деятельность по своему строению и целям близка педагогическому процессу и педагогической деятельности и ее можно рассматривать как их разно­видность.Главным, что их объединяет, является то, что они выполняют единую функцию, — обеспечивают овладение рас­тущим человеком достижениями культуры и социальным опытом, накопленным предшествующими поколениями, в ви­де знаний, навыков, умений, моральных ценностей, норм поведения, и на этой основе формируется личность ребенка, способного жить в обществе и выполнять определенные соци­альные роли. В этой связи едиными являются и большинство понятий, используемых в равной мере как в педагогической деятельности, так и в социально-реабилитационной практи­ке (обучение, воспитание, формирование личности и др.).

Вместе с тем понятия «педагогическая деятельность» и «со­циально-реабилитационная деятельность» не тождественны. Отличие социально-реабилитационной деятельности от педа­гогической состоит в том, что первая направлена не на всех детей, а лишь на тех, у которых возникают трудности при вхождении в социальный мир. Поэтому и содержание, и сред­ства в достижении поставленных целей, и направленность воз­действий в социально-реабилитационной практике обуславли­ваются, прежде всего, спецификой развития ребенка с огра­ниченными возможностями.

Социально-реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характери­стики. Наиболее общие из них: целенаправленность, опосре-дованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.

Целенаправленность социально-реабилитационной дея­тельности проявляется в том, что процесс социальной реаби­литации строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами дол­жен обладать ребенок на завершающем этапе.

Специфика опосредованности социально-реабилитационной деятельности состоит в том, что социально-реабилитационные

воздействия оказывают влияние на ребенка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно — врезультате социаль­ной обусловленности социально-реабилитационной деятельно­сти, еесвязи со значениями, фиксированными в понятиях язы­ка, нормах морали, ценностях. Социально-реабилитационное воздействие будет иметь эффект лишь в том случае, если оно будет осмыслено на уровне сознания и будет принято индиви­дом как свое собственное.

Субъективность социально-реабилитационной деятельно­сти выражается в проявлениях индивидуальности как специа­листа по социальной реабилитации, так и ребенка, включен­ного в социально-реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участ­ников, наличием прошлого опыта, установками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отно­шений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации.

Интенсивность социально-реабилитационного процесса обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности. Его на­личие позволяет каждому из них при наличии разных осо­бенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при ис­пользовании разных способов и средств воздействия.

Динамичность социально-реабилитационной деятельно­сти определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребенком. Для социально-реабили­тационного процесса важно добиваться хотя бы маленьких, но положительных сдвигов в психике. Динамические изме­нения социально-реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изме­нениям в развитии личности в целом.

Эффективность социально-реабилитационной деятель­ности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения ре­зультатов. В числе основных показателей определения эффек­тивности социально-реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личнос­ти ребенка, достигнутого за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и эко­номическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала.

К числу других важных особенностей социально-реаби­литационного процесса следует отнести то, что, в отличие от педагогического процесса, его обязательным условием явля­ется, во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабили­тационный процесс, во-вторых, осуществляется он в нераз­рывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.

В ходе медицинской реабилитацииребенок проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и ук­репление здоровья, восстановление и развитие физиологиче­ских функций, нарушенных болезнью, на выявление и ак­тивизацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условий для возвращения к активной самостоятельной жизни.

Психическая реабилитациялиц с ограниченными физиче­скими и психическими возможностями предполагает про­ведение комплекса психологических мероприятий, ориенти­рованных на коррекцию или компенсацию нарушенных пси­хических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусмат­ривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содей­ствующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).

В процессе педагогической реабилитациис помощью сис­темы методов и приемов обучения, воспитания и развития ре­шаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации утраченных и нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в этом процессе ребенок усваивает основы научных знаний и вырабатывает со­ответствующие навыки и умения, постигает опыт человече­ских отношений и жизни в обществе; азы бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессио­нальных отношений); правовых и политических стереотипов поведения.

В тесной связи с медицинской, психологической и педаго­гической реабилитацией находится процесс социальной адап­тации. Социальная адаптация— постоянное, активное при­способление индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Хотя социальная адаптация идет

непрерывно, этот процесс обычно связывается с периодами кардинальных изменений в жизни и деятельности индивида и его окружения. Центральным аспектом социальной адап­тации является принятие индивидом социальной роли.

Формирование готовности к проведению максимально воз­можной социальной адаптации обеспечивается созданием сис­темы комплексной реабилитации, осуществляемой в соответ­ствии с индивидуальной программой реабилитации каждого ребенка (см, рис 2.1.).

Она может быть представлена в виде трех основных этапов: адаптационно-диагностического, коррекционного и интегра­ционного, в каждом из которых реализуются свои специ­фические задачи. На первом этапе проводится диагностика личностного развития ребенка, определяются его реабили­тационный потенциал и оптимальные режимы коррекцион-но-воспитательной работы с ним. Второй этап подчинен ор­ганизации и проведению реабилитации ребенка и обучению родителей реабилитационным технологиям. На третьем эта­пе подводятся итоги комплексной реабилитации за определен­ный промежуток времени и определяются пути интеграции ребенка в социальную среду.

Современная практика организации процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями препод­носит немало интересных примеров комплексного подхода.

Полезный опыт этой работы накоплен в центре социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возмож­ностями «Контакты—1» (г. Москва), в дошкольном центре соци­альной реабилитации в академгородке г. Новосибирска (школа Бороздина), в реабилитационном центре детей с ограниченны­ми возможностями в г. Курчатове и лагере для умственно от­сталых детей «Летняя деревня» Курской области и др.

Так, в работе центра «Контакты—1» основной упор делает­ся на реализацию программы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями через развитие социальных умений и навыков и программы социализации личности ребенка или подростка, имеющего ограниченные возможности. В центре работают школы ремесел, компьютер­ной грамотности, эстетического развития и другие кружки, которые помогают ребятам осваивать наиболее интересные для них виды прикладных ремесел, повышать свой образова­тельный уровень. «

Работа центра в академгородке г. Новосибирска основана на комплексном (полисенсорном) воздействии на личность

Глава 5. Активность личности ребенка с ограниченными 4 страница - student2.ru

ребенка по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, эмоциональному и пр. В программу реабилита­ции входит как работа с детьми, так и работа с родителями детей-инвалидов.

Работа с детьми организована по трем основным направ­лениям, позволяющим задействовать здоровые отделы мозга

и через их развитие расширять возможности пораженных от­делов. Сюда входят занятия музыкой, изобразительной дея­тельностью, мероприятия по психологической реабилитации и общему развитию, а также медицинское обеспечение детей.

В работу с родителями включены следующие виды деятель­ности: психологическая диагностика, психологическая реа­билитация и консультация, помощь в организации занятий с ребенком дома, распространение и обмен опытом.

Конечной целью своей работы центр считает полную адап­тацию и интеграцию детей в детские коллективы и общество в целом.

Реабилитационный центр для детей с ограниченными воз­можностями в г. Курчатове Курской области в социальной реабилитации детей с различными видами нарушений ориен­тируется на комплексный подход. Программа реабилитации представляет собой систему медицинских, психологических, педагогических, культурологических и других мероприятий, проводимых с участием родителей и направленных на лик­видацию или коррекцию патологических изменений в разви­тии детей, и на максимально полную и раннюю их адаптацию в социальную среду, формирование положительного отноше­ния к жизни и труду.

Определенный интерес для понимания сущности социаль­но-реабилитационной деятельности представляют идеи раз­вития и реабилитации детей и подростков, апробированные многолетней практикой функционирования «Центра моло­дежных лидеров» и лагеря умственно отсталых детей «Лет­няя деревня» в Курске.

Наиболее привлекательным в их опыте является то, что здесь, во-первых, наиболее полно раскрываются сферы, в ко­торых происходит социализация личности: деятельность, общение и самосознание, что и способствует наиболее актив­ному расширению и умножению социальных связей личности каждого ребенка и подростка с окружающей социальной сре­дой. Сотрудники названных коллективов создают для своих воспитанников такую социальную ситуацию, в которой они на практике познают и осваивают не только ближайшую мик­росреду, но и всю многообразную систему социальных отно­шений.

Во-вторых, создаются такие условия, когда окружающая социальная среда становится управляемой.

Вместе с тем, несмотря на многочисленные положитель­ные примеры организации социальной реабилитации детей-

инвалидов, сдерживающим фактором в повышении эффек­тивности этой работы выступает отсутствие концептуальной модели организации процесса социальной реабилитации как самостоятельной практики. В настоящем учебном пособии предлагается один из вариантов такой модели. В ней отраже­ны теоретические представления о принципах, целях и за­дачах социально-реабилитационной деятельности, даются ответы на такие вопросы, как: зачем нужен специалист по социальной реабилитации? Какими профессиональными ка­чествами он должен обладать? Чем конкретно он должен зани­маться? и др.

Основные принципы, цели и задачи

социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Принципы— это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. В социально-реабилитационной практике принци­пы отражают основные требования, предъявляемые к соци­ально-реабилитационной деятельности и определяющие ее организацию, содержание, формы и методы реабилитацион­ных воздействий.

В социально-реабилитационной деятельности можно вы­делить следующие основные принципы: гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой; опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка; психологической ком­фортности.

Принцип гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса предполагает необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого прин­ципа требует подчинения всего социально-реабилитационно­го процесса формированию личности ребенка, ориентирован­ной на отношения достоинства. В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека. Именно культура достоинства создает лучшие условия для выхода из социальных катаклизмов, потому что ребенок, воспитанный в культуре достоинства, как подчеркивал Л.С. Выготский,

«приспособлен к социальной динамике, а не к социальной ста­тике».

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность оказания помощи ребенку в условиях социально-реабилитационного процесса. Его суть в том, что, во-первых, началу собственно социально-реабилитационных воздействий обязательно должен предшествовать этап комплексного диаг­ностического обследования ребенка, на основе которого со­ставляется первичное заключение об уровне его развития, и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация плана социально-реабили­тационных мероприятий требует постоянного контроля ди­намики изменений личности, ее поведения, деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний. Такой контроль позволяет вносить необходимые коррективы в про­грамму социальной реабилитации, вовремя изменять и допол­нять методы и средства воздействия.

Принцип нормативности развития ребенка. Норматив­ность развития понимается как последовательность сменяю­щих друг друга возрастных этапов в онтогенезе. Каждый возрастной этап в жизни человека характеризуется своей социальной ситуацией, динамикой развития, психическими новообразованиями, ведущей деятельностью. Реализация названного принципа предполагает обязательный учет осо­бенностей возрастного развития ребенка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации. Наряду с понятием «возрастная норма» в социально-реабили­тационной практике широко используется понятие «индиви­дуальная норма», что позволяет вносить коррективы в про­грамму социальной реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка, специфики и тяжести дефекта и само­стоятельного пути развития.

Принцип опоры на ведущую деятельность. Процесс соци­альной реабилитации на разных возрастных этапах ребенка дол­жен соответствовать ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного этапа (игра, учение, общение) и психоло­гическим возможностям и ограничениям, связанным с возрас­тными особенностями (самооценка, самосознание и др.)

Принцип обучения деятельности предполагает активи­зацию детей с целью овладения детьми различными видами деятельности, начиная от простейших предметно-практиче­ских действий до сложных действий в познавательной сфе­ре. У детей должны быть сформированы умения контроля

и самоконтроля, оценки и самооценки. Ребенок должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятель­ность для ее достижения.

Принцип развития предполагает выделение не только ве­дущего дефекта, но и вторичных нарушений, оценку причин их возникновения и прогнозирования последствий, ориенти­рует на целостное развитие личности ребенка, ее готовность к дальнейшему самосовершенствованию. Процесс социальной реабилитации должен быть нацелен на то, чтобы каждому ре­бенку были созданы такие условия, в которых он мог бы мак­симально реализовать не только свой интеллект, способности, активность, а, прежде всего, личность.

Принцип овладения культурой. Культура — это способ­ность человека ориентироваться в мире и действовать в соот­ветствии с результатами такой ориентации и с интересами и ожиданиями других людей. Использование данного прин­ципа в процессе социальной реабилитации состоит в том, что ребенок, включаясь в систему предлагаемых форм воздейст­вия, осваивает нормативные способы действий в окружающем мире и социальной среде.

Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности ребенка. У каждого ребенка, даже если у него име­ются значительные проблемы в развитии, есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Это стремление можно и погасить, если с ним обращаться с помощью упреков и нотаций, и усилить, если взрослый вовремя заметит даже малейшие положительные изменения в поведении или дея­тельности ребенка. Если ребенок, овладевая новыми формами поведения и деятельности, добивается положительных ре­зультатов, он переживает радость, что укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту.

Принцип психологической комфортности предполагает создание в социально-реабилитационном процессе доверитель­ной, раскованной, стимулирующей активность ребенка атмо­сферы, с опорой на внутренние мотивы и, в частности, на мо­тивацию успешности.

Центральным звеном всякой педагогической системы явля­ются цели воспитания и развития личности ребенка. Цель — элемент сознательной деятельности, который характеризу­ется предвосхищением в сознании результата деятельности и путей ее достижения. Цель социально-реабилитационной деятельности по отношению к ребенку с ограниченными возможностями определяется, с одной стороны, на основе

понимания сущности человеческой личности, с другой — зна­ния особенностей развития конкретного ребенка, полученных в результате его изучения с помощью психодиагностических и других средств. Цель выступает как системообразующий фактор социально-реабилитационного процесса.

В социально-реабилитационной деятельности цель может выполнять следующие функции: цель — идеал; цель — стра­тегическая задача; цель — тактические и оперативные задачи.

Цель — идеал — это идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее наиболее полная фи­зическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореа­лизация и постоянное самосовершенствование на этой основе.

Цель — стратегическая задача состоит в том, чтобы сформировать граждански устойчивую, внутренне дисципли­нированную личность, способную взаимодействовать с окру­жающими людьми зачастую в неприспособленной для нее социальной среде. Достигается в результате более полного раз­вития у ребенка с ограниченными возможностями его духов­ных и физических сил.

Цель — тактические и оперативные задачи вытекает из цели — идеала и стратегической цели формирования личности. Она представляет собой систему конкретных вос­питательных, образовательных, развивающих, коррекцион-но-реабилитационных воздействий, организация и эффектив­ная реализация которых призвана обеспечить положительные изменения в развитии личности ребенка.

Наши рекомендации