На каком расстоянии педагог должен усадить родителя, пришедшего на консультацию по поводу проблем адаптации ребенка?
до 0,5 м
до 1,5 м
2 м
более 3 м
11. Кейс-задача. В споре двух людей один из участников стремится настоять на своей точке зрения, не принимая точку зрения второго партнера, постоянно использует все слабые места аргументации партнера, разбивая каждый из аргументов, как только он высказан, обращая направление дискуссии в ту сторону, в которой у него более сильные аргументы, и намеренно обходя те вопросы, по которым у партнера более сильная аргументация. Он подчеркивает свое превосходство в знании предмета спора, недостаточную опытность своего партнера в данной области.
1. Какой стиль ведения спора использует этот человек?______
2. Какие особенности его поведения являются нарушениями правил ведения спора?______________________
3. Какие приемы необходимо использовать в споре с таким человеком, для того, чтобы отстоять свою точку зрения?___ ____________________________
12. Кейс-задача. На консультацию к педагогу пришла мама одного из учащихся, расстроенная тем, что ее сын-подросток в последнее время стал хуже учиться, перестал слушать ее мнение и советы. Когда она рассказывает об этом, на ее глазах появляются слезы, ей трудно рассказать о своих взаимоотношениях с сыном, о том, как она пыталась решить проблему.
1. На каком расстоянии от себя педагог должен усадить маму? ______________________________
2. Какие приемы можно использовать для того, чтобы мама смогла рассказать о происходящем так, чтобы представление о характере проблемы стало более ясным и для педагога, и для нее самой?__
14. Практическое задание. Напишите небольшой монолог, направленный на то, чтобы убедить других людей в пользе изучения той науки, преподаванию которой Вы обучаетесь. Постройте его, используя концентрическую структуру.
15. Практическое задание. Какие игры и упражнения может использовать педагог для развития коммуникативных навыков у детей?
_____
Темы рефератов
По разделу 1:
- Психоанализ и его вклад в развитие психологической науки.
- Бихевиоризм и его вклад в развитие психологической науки.
- Гуманистическая психология и ее вклад в развитие психологической науки.
- Сущность психики в различных направлениях зарубежной психологии.
- Сущность психики в работах русских ученых конца XIX – начала ХХ века.
- Сущность и развитие психики в работах советских ученых 30-50-х гг. (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.).
- Сущность и развитие психики в работах советских ученых 60-80-х гг. (А.В. Запорожец, Петровский, Б.Ф.Ломов и др.)
- Современные информационные модели психики (Линдсей П., Норман Д.; Веккер Л.М., Клацки Р., Иваницкий А.М., Стрелец В.Б, Корсаков И.А.)
- Кибернетические модели психики.
- Создание развивающей среды для развития сенсорики у детей.
- Игровые занятия для развития сенсорики у детей.
- Игровые занятия, направленные на развитие зрительного восприятия у детей.
- Игровые занятия, направленные на развитие слухового восприятия у детей.
- Игровые занятия, направленные на развитие тактильного восприятия у детей.
- Представления и их виды.
- Формирование пространственных представлений у детей.
- Формирование музыкальных представлений у детей.
- Формирование абстрактных представлений у детей.
- Восприятие и перцептивные действия у животных.
- Обработка и структурирование информации в человеческой памяти.
- Феномен памяти мнемонистов.
- Мнемотехнические приемы.
- Развитие мышления ребенка в концепции Ж.Пиаже.
- Развитие мышления у детей в бихевиоризме.
- Развитие мышления у детей в гештальт-психологии.
- Проблема мышления животных.
- Проблема речи у животных.
- Происхождение и сущность сознания в психоанализе.
- Происхождение и сущность бессознательного в психоанализе.
- Сновидения и их толкование в психоаналитической теории (З. Фрейд, К. Юнг)
- Духовное бессознательное в концепции В.Э. Франкла.
- Семантический подход к изучению сознания в работах отечественных авторов (А.Н. Леонтьев, В.В. Столин, Петренко).
- Развитие самосознания у детей и подростков.
- Различные концепции структуры и сущности самосознания.
- Я-концепция и факторы, влияющие на ее формирование.
- Проблема «Я» в психологии.
- Мотивы и инстинкты в работах З. Фрейда.
- Мотивация достижения, ее виды и формирование в работах Д. Аткинсона и Хекхаузена.
- Развитие мотивации в работах А.Маслоу.
- Проблема самоактуализации в работах А. Маслоу и К. Роджерса.
- Развитие мотивов и личности в работах А.Н. Леонтьева.
- Мотивы и потребности в концепции К. Левина.
- Проблема тревоги в работах З. Фрейда.
- Сублимация в работах З. Фрейда.
- Защитные механизмы, их сущность и функции в психоаналитической теории.
- Воображение как фактор регуляции эмоциональных состояний.
- Аутогенная тренировка и управление эмоциональным состоянием.
- Мышление и эмоции: проблемы взаимосвязи.
- Психосоматические заболевания: сущность, способы психокоррекции.
- Арттерапия как способ коррекции эмоциональных нарушений.
- Эмоциональное развитие ребенка.
- Тревожность у детей: проявления, профилактика и коррекция.
- Способности и деятельность.
- Развитие общих способностей у детей.
- Развитие специальных способностей у детей.
- Проблемы диагностики темперамента.
- Темперамент и его проявления в деятельности.
- Темперамент и его проявления в общении.
- Экстраверсия и интроверсия: врожденные характеристики или результат научения.
- Способы развития стрессоустойчивости у детей со слабым типом нервной системы.
- Проблема становления характера в психоанализе.
- Проблема становления характера в гуманистической психологии.
- Проблема становления характера в бихевиоризме.
.
По разделу 2:
- Развитие эмбриона и плода.
- Влияние среды на пренатальное развитие.
- Роль взрослого в психическом развитии ребенка.
- Синдром госпитализма.
- Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности младенца.
- Эмоциональное развитие младенца.
- Виды предметных действий.
- Признаки предметных действий.
- Значение игрушки для развития предметных действий.
- Значение речи для психического развития ребенка.
- Эмоциональное развитие в раннем детстве.
- Развитие игры на протяжении периода детства.
- Развитие дошкольника в продуктивных видах деятельности.
- Труд и учение в дошкольном возрасте.
- Общение дошкольника со взрослым и сверстниками.
- Феномен детского эгоцентризма.
- Формирование личности в дошкольном детстве.
- Факторы, благоприятные для адаптации ребенка к школьной жизни.
- Сотрудничество со взрослым и сверстниками в учебной деятельности.
- Специфика развития психических познавательных процессов у ребенка 6-10 лет.
- Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка.
- Причины неуспеваемости младшего школьника.
- Аффективная сфера младшего школьника.
- Формирование личности младшего школьника.
- Становление идентичности в подростковом возрасте.
- Развитие самосознания, особенности самооценки.
- Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового периода.
- Мотивация общения и поведения в подростковом возрасте.
- Причины отклоняющегося поведения.
- Потребность в автономии и самоутверждении у подростков.
- Особенности взаимоотношений подростка со взрослым и сверстниками.
- Интимно-личностное общение в группе сверстников как ведущий вид деятельности подростка.
- Полоролевое поведение подростка.
- Когнитивное развитие старшеклассника.
- Развитие эмоций в юношеском возрасте.
- Мотивация профессиональной ориентации.
- Особенности самосознания в юношеском возрасте.
- Общество сверстников и юношеская субкультура.
- Особенности развития в молодости.
- Критерии когнитивной зрелости.
- Мотивационные установки периода ранней взрослости.
- Мотивация вступления в брак.
- Мотивация профессиональной деятельности.
- Стадия зрелости.
- Кризис середины жизни.
- Профессионализация и развитие личности.
- Психофизиологические изменения в преклонном возрасте.
- Мудрость.
- Старение и специфические изменения эмоциональной сферы.
По разделу 3
1. Эмпатия: различия в понимании, возможности развития.
- Идентификация как механизм социальной перцепции.
- Типология телевизионного образа.
- Технологии рекламы.
5. Политические технологии и восприятие образа политического деятеля.
- Этнические стереотипы.
- Социальные стереотипы.
- Гендерные стереотипы.
- Убедительность телевизионного сообщения.
- Модели гипноза.
- Проблема скрытых воздействий на психику (в рекламе, общении, кинематографе).
12. Проблемы социальной адаптации населения России к рыночной экономике.
- Проблемы социальной адаптации участников локальных войн к гражданской жизни.
- Проблемы социализации в условиях социального кризиса в России.
- Проблемы социально-психологической адаптации молодежи в современной России.
- Проблемы алкоголизма в России : особенности менталитета или проблемы социально-психологической адаптации?
- Проблема национального темперамента и национального характера.
- Влияние национальной истории на особенности национального менталитета.
- Наркомания как проявления социально-психологической дезадаптации подростков.
- Стадии развития группы в работах различных авторов.
- Межличностные взаимоотношения в детских группах: особенности и факторы формирования.
- Проблемы супружеской совместимости.
- Супружеские конфликты: стратегии поведения, способы разрешения.
- Конфликты между взрослыми и детьми: стратегии поведения, способы разрешения.
25. Психологические проблемы компьютеризации обучения.
- Значение наблюдения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Развитие личности в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Развитие личности в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
- Проблема учения в гештальт-психологии.
- Развитие продуктивного творческого мышления в гештальт-психологии.
- Проблема учения в бихевиоризме.
- Законы научения ДЖ. Торндайка и К Халла: научение или дрессировка?
- Содержательное и эмпирическое обобщение: сравнительный анализ.
- Обучение как управление учебной деятельностью.
35. Воспитание и социализация: проблема соотношения этих процессов.
36. Сущность и цели воспитания: анализ различных подходов.
37. Воспитание и обучение: единство и различие целей.
38. Психологические причины школьной неуспеваемости.
39. Тренинги развития мотивации учения.
40. Влияние оценки и отметки на эмоциональное состояние младших школьников (подростков).
41. Влияние оценки и отметки на мотивацию учения младших школьников.
42. Эмоциональное выгорание педагогов различных специальностей.
43. Проблема деформации личности у людей разных профессий.
44. Стиль педагогического общения: сущность и факторы формирования.
45. Влияние стиля педагогического общения учителя на адаптацию первоклассников в школе.
46. Влияние стиля педагогического общения учителя на развитие познавательной активности младших школьников.
47. Влияние стиля педагогического общения учителя на формирование тревожности у младших школьников.
48. Развитие эмоциональной устойчивости у дошкольников (младших школьников).
49. Развитие произвольной саморегуляции у дошкольников (младших школьников) в игровых занятиях.
50. Психологические аспекты профилактики школьной неуспеваемости.
51. Профилактика эмоционального выгорания педагогов.
52. Влияние стиля педагогического общения на эмоциональное выгорание педагогов.