Этнопсихолингвистика и языковая картина мира
<Психолингвистика изучает универсальный внутренний психический механизм производства и восприятия речи, а этнопсихолингвистика пытается исследовать наблюдаемые формы функционирования этого механизма, реализуемые всегда в национальном языке и национальной культуре.> (М.Х. Шхапацева http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/78/shhapavceva2006_1.pdf)
<Стремление рассматривать язык и культуру в их единстве, точнее, в их взаимо-связи, основывается на их явно или неявно постулируемом онтологическом единстве. Для решения проблемы языка и культуры в общем виде или в форме частных задач необходимо установить формы объективного единства языка и культуры. Представляется возможным проблему онтологического единства языка и культуры решить в виде ряда подпроблем: интегративные связи языка и культуры.> (М.Х. Шхапацева http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/78/shhapavceva2006_1.pdf)
<В коммуникативных процессах, в онтогенезе (формирование языковой способности в системе высших психических функций, передача человеческих способностей в про-странстве и времени); в филогенезе (формирование общественного, родового человека).> (М.Х. Шхапацева http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/78/shhapavceva2006_1.pdf)
<В качестве исходного положения для решения онтологического единства языка и культуры можно взять утверждение, что интеграция языка и культуры осуще-ствляется при помощи некоторого промежуточного образования, входящего как в язык, так и в культуру. Такой промежуточный элемент, обеспечивающий он-тологические единство языка и культуры, имеется – это идеальное, входящее в язык в виде значения языковых знаков и существующее в культуре опосредо-ванно (превращенно) – в форме предметов культуры, т.е. в опредмеченной форме, и в деятельностной форме, т.е. в форме деятельности, и непосредственно – в образе результата деятельности и в образе адекватной деятельности, ведущей к этому результату. Итак, идеальное – это интегрирующее язык и культуру образование, это форма существования объективного единства языка и культуры.> (М.Х. Шхапацева http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/78/shhapavceva2006_1.pdf)
<Современные психолингвисты полагают понятия «сознание» и «картина мира» (образ мира, модель мира) близкими, если не синонимичными. Картина мира признается как отражение окружающего мира в голове человека. При этом картина мира понимается как
«отображение в психике человека предметной окружающей действительности, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающиеся сознательной рефлексии, как результат прошлого того народа, к которому мы себя причисляем. Картина мира обязательно несет на себе национально-культурный отпечаток. Языковая картина мира – мир в зеркале языка; вторичный, идеальный мир в языковом выражении; совокупность знаний о мире, отраженных в лексике, фразеологии, грамматике. Каждый естественный язык отображает определённый способ концептуализации (восприятия и организации) мира. При этом значения, которые выражаются в языке, формируют единую систему взглядов, представляющую собой некоторую «коллективную философию», которой придерживаются все носители данного языка в качестве обязательной.> (М.Х. Шхапацева http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/78/shhapavceva2006_1.pdf)
<Языковая картина мира есть своеобразная материальная форма, в которой картина мира закрепляется и реализуется. Для социализации, становления членом того или иного общества, следовательно, личностью индивиду необходимо усвоить, присвоить опыт, накопленный членами данного общества, достижения духовной и материальной культуры, научиться пользоваться ими. Иначе говоря, чтобы стать членом того или иного национально-лингво-культурного сообщества, необходимо «присвоить сознание этого сообщества. При этом одним из основных каналов получения информации в процессе социализации индивида является язык, который, по идее Э. Сепира, есть «мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих». Такое положение языка обусловливается тем, что в системе языковых знаков смоделировано, отображено социальное бытие людей.> (М.Х. Шхапацева http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/78/shhapavceva2006_1.pdf)
<Язык есть часть социальной памяти, совокупность значений, составляющих ориентировочную основу деятельности не только речевой, но и другой, например, познавательной. В связи с этим необходимо формировать различные компетенции личности: языковую, речевую, коммуникативную, а также компетенцию культурную.> (М.Х. Шхапацева http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/78/shhapavceva2006_1.pdf)
<Современные психолингвисты полагают понятия «сознание» и «картина мира» (образ мира, модель мира) близкими, если не синонимичными. Картина мира признается как отражение окружающего мира в голове человека. При этом картина мира понимается как «отображение в психике человека предметной окружающей действительности, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающиеся сознательной рефлексии, как результат прошлого того народа, к которому мы себя причисляем. Картина мира обязательно несет на себе национально-культурный отпечаток. Языковая картина мира – мир в зеркале языка; вторичный, идеальный мир в языковом выражении; совокупность знаний о мире, отраженных в лексике, фразеологии, грамматике. Каждый естественный язык отображает определённый способ концептуализации (восприятия и организации) мира. При этом значения, которые выражаются в языке, формируют единую систему взглядов, представляющую собой некоторую «коллективную философию», которой придерживаются все носители данного языка в качестве обязательной. Языковая картина мира есть своеобразная материальная форма, в которой картина мира закрепляется и реализуется.> (М.Х. Шхапацева http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.1/78/shhapavceva2006_1.pdf)