Асинхронное развитие и его подгруппы

Критерии, структурные компоненты. Подгруппы
Дисгармоничное Искаженное
Экстрапунитивный тип Интрапунитивный тип Апатичный тип Преимущественное искажение эмоционально-аффективного развития* Преимущественное искажение развития когнитивной сферы Мозаичные типы искажённого развития
Внешний вид и специфика поведения Независимы, иногда демонстративны, негативистичны, адекватные/неадекватные. Не соблюдает дистанцию с взрослыми при общении. Физически (особенно мальчики) несколько менее развиты, чем их сверстники. В школьном возрасте могут быть вычурно одеты или иметь на одежде вычурные детали. Робкие и неуверенные в себе. Часто внешне они сутулые с низкой чёлкой, прикрывающей глаза, угловаты, неуклюжи, моторно и эмоционально зажаты. Подростки как бы стесняются собственного тела. С трудом вступают в контакт, малоразговорчивы, часто взглядом ищут поддержки со стороны родителей или взрослых. Нуждаются в одобрении, чтобы начать работать, очень чётко улавливают фальшь и от фальшивого одобрения могут замкнуться ещё больше. Вялость, безразличие, как к результатам своей деятельности, так и их оценке, отсутствие каких-либо интересов, в том числе и сверхценных, опустошенность. Грацильность,«утончённость» внешнего вида,отрешённость ребёнка, отсутствие (или чрезвычайная кратковременность) контакта «глаза в глаза», невозможность установить эмоциональный контакт с окружающими.Чрезмерная зависимость,привязанность к матери.Двигательные стереотипии (преимущественно рук, головы, плечевого пояса), и речевые стереотипии, усиливающиеся в сложных незнакомых ситуациях. Гиперстезия к световым, тактильным, звуковым раздражителям. «Отчуждённость» взгляда, а иногда наоборот, «горящий». Движения дисгармоничны, часто резкие вычурны. Наблюдаются стереотипные движения (подпрыгивания, кружения вокруг своей оси, ритмические сгибания и разгибания пальцев рук и т.д.). Сопровождает какие-либо серьёзные процессуальные заболевания, поэтому ведущим специалистом является врач-психиатр
Особенности латерализация (доминирование парных органов чувств, рук, ног) Часто встречаются знаки левшества. Это в будущем приводит к специфическим трудностям в овладении школьными навыками (чтение, письмо, сложные вычислительные навыки).   Очень часто встречаются признаки не устоявшейся латерализации и латентного левшества, что осложняет процесс обучения ребёнка в школе и ещё более усугубляет неуверенность и тревожность.   Часто отмечается смешанная латерализация, леворукость или знаки атипичного развития.   Чаще, чем у других детей наблюдается парциальное левшество, леворукость.    
Темповые характеристики деятельности, работоспособность Работоспособны, но пресыщаемы однотипной деятельностью, что часто вызывает агрессивные и протестные реакции, поэтому необходима высокая мотивация. Темп деятельности замедленен (за счёт неуверенности в себе, частых самопроверок). Работоспособность ниже возрастных показателей из-за вторичной астенизации, соматических недомоганий. В дошкольном и младшем школьном возрасте этот тип развития проявляется в боле мягких и сглаженных формах, в виде общего снижения психического тонуса, отсутствии специфических детских интересов и живости реагирования. Выполняют задание медленно, тщательно, боясь, что-либо сделать неправильно. Поощрение способствует повышению темпа деятельности. Работоспособность может быть снижена, но могут быть как стеничные, так и не пресыщаемые дети. Темп деятельности очень неравномерный. Ребёнок может молниеносно выполнить задание и в тоже время может работать крайне медленно, в плоть, до отказа от него. В случаях заинтересованности ребёнка, крайне трудно оторвать и переключить его внимание на другое занятие. В целом у детей работоспособность сохранна, но имеет те же особенности, что и темп деятельности.    
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль) Регуляция собственной деятельностью соответствует возрастным нормам. Высокая регуляция. Иногда наблюдается сверхконтроль (просчитывает ходы далеко вперёд).   Произвольность сформирована достаточно,на двигательном отмечается недостаточность. Легко усваивает сложное научное понятие, но беспомощен в самообслуживании. Искажена структура пространственных представлений: успешно усваивает сложные речевые конструкции, но грубо не развит саматогнозис и пространство собственного тела. Регуляция собственной деятельности сформирована достаточно. Но при анализе структуры базовых составляющих психического развития отмечается общая дисгармония формирования структуры каждой составляющей.  
Адекватность Элементы демонстративности, протестные реакции значительно усугубляются на фоне утомления. Ребёнок преодолевает трудные ситуации ради другого человека, но за счёт собственного эффективного истощения.   Невозможность ребёнка организовать полноценную и адекватную коммуникацию с окружающими. В некоторых жизненных ситуациях дети могут быть достаточно адекватны и критичны, но в целом данные показатели снижены, в первую очередь в общении со сверстниками. С взрослыми общаются более адекватно  
Критичность Может быть достаточной, но в целом снижена. Повышенная.   Чрезмерная критичность по отношению к результатам собственной деятельности, но некритичен по отношению к оценке своих взаимодействий с окружающим в целом.   У ребёнка снижена критичность к своим сверхценным переживаниям, интересам.    
Обучаемость Хорошая. Хорошая.     Обучаемость детей высокая, но может снизиться по причине каких-либо психотравмирующих событий.  
Особенности развитие когнитивной сферы Общий уровень познавательного развития соответствует возрастным показателям. Специфики в развитии пространственных представлений не отмечается. Развитие в норме/продуктивность когнитивной деятельности в целом может иметь значительные колебания в зависимости от эмоционального состояния ребёнка.   Присущи различные речевые нарушения, вплоть до мутизма. Часто возникает ощущение, что ребёнок не понимает инструкции и требуется её повторение. При этом невербальные задания выполняются достаточно хорошо. Данная особенность приводит к диагностическим ошибкам, и квалифицируют это состояние ребёнка как ЗПР. Отмечаются трудности целостного восприятия, фрагментарность зрительного восприятия, дословное понимание метафор, образных выражений, но отмечается хорошая слухоречевая память.   Выраженная специфика когнитивного развития, обусловлено фрагментарностью восприятия, особенностями мыслительной деятельности (скачки идей, разноплановость мышления, паралогизмы и т. д.). Специфична зона сверхценных интересов и увлечений, от которых ребёнок не может отключиться (увлечения: динозавры, насекомые, микробы или сложные схемы и т.д.).   Искаженное развитие
Особенности игровой деятельности Игра драматизированная с бурными фантазиями. Ребёнок стремится взять ведущую роль. В младшем дошкольном возрасте игра может быть деструктивной, с элементами агрессии. Дети играют долго, берут на себя второстепенные роли. Игра может быть творческой.   Игра носит стереотипный, манимупулятивный, монотонный характер. В раннем возрасте отдаётся предпочтение неигровым предметам (верёвочки, камушки, тряпочки и т.п.), Крайне затруднено использование предметов заместителей. В игре не учитывается обратная связь (как эмоциональная, так и сюжетная). Нередко характерна одержимость в играх, которою очень трудно прервать. Характерны длительные перевоплощения в основном в животных (котеночек, собака, зайчик и. т. п.). Часто подобные перевоплощения носят навязчивый, некритичный характер. Фактически невозможна игра со сверстниками. Игровая деятельность совпадает с интересами и увлечениями ребёнка. В дошкольном возрасте - игры с неигровыми предметами. В совместных играх участия не общаются со сверстниками. Играм детей характерно эмоциональная выхолощенность, отражение зон страхов, ритуалов. Вместо игры – псевдо интеллектуальные занятия – рисование схем, планов внутренних строений и т. д.    
Особенности эмоционально личностного развития Отмечается специфика уровневой организации аффективной регуляции поведения. Гиперфункция уровня эмоциональной экспансии, своеобразие функционирования уровня эмоционального контроля. Это выражается в хорошей ориентации в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе и отсутствием собственно эмоционального контроля и эмпатии к другим людям. У детей наблюдаются высокие притязания на успех, завышенная самооценка. Они чрезвычайно требовательны к окружающим (по типу «маленького монстра» в семье), сознательно устраивают истерики. Требуют признания себя как лидера, даже не имея на то фактических оснований. Часто бывают раздражительными, легко переходят от дисфории к эйфории. Отмечается неуверенность, робость, страхи, элементы ритуализации поведения. М.б. мнительными и зацикленными на своих болезнях. Возможны элементы дисморфофобических мыслей, неприятие собственного тела. В стресс.сит. - теряются. Отмечаются трудности вхождения в контакт с детьми + нередко привязчивы и инертны в своих эмоциональных контактах.     Трудности понимания эмоций и чувств окружающих. Однако у детей отмечается потребность в общении. Ребёнок буквально понимает образные выражения, не понимает юмора и шуток. Характерна повышенная ранимость, тревожность, неуверенность в себе, прикрытая внешней отрешённостью. Специфично наличие у ребёнка разнообразных страхов (боязнь воды, раздвигающихся штор, высоты, ветра, лампы, меха, громкого голоса и т.п.).   Ребёнок заинтересован в общении с взрослыми, - они удовлетворяют его интересы. Часто наблюдается эмоциональная холодность по отношению к близким и привязанность к малознакомым людям или предметам. Большое количество страхов,их компенсация за счёт усвоенных полезных ритуалов в поведении, формирующих образцы правильного поведения. Могут присутствовать разные варианты самооценки от «я ничего не могу» до «я могу всё».   Искаженное развитие
Необходимая развивающее - коррекционная деятельность психолога Необходима коррекционная работа по гармонизации аффективной сферы (уровневая, эмоциональная психокоррекция), семейная психотерапия. При адекватной коррекции прогноз развития достаточно благоприятный Психокоррекционная помощь. + программы по гармонизации аффективной регуляции моторной коррекции на основе нейропсихологического подхода. Всегда должна быть ситуация успеха. Возможна развивающая и коррекционная работа при невыраженных случаях апатичного развития, но после консультации психиатра Необходима специальная коррекционная работа, направленная на гармонизацию аффективной сферы ребёнка (по системе Никольской О.С и Лебединской К.С.), работа по формированию самовосприятия, пространственных представлений, коррекция коммуникативных навыков, адекватного представления о своих возможностях, речевых расстройств. Возможно использование техник поведенческой терапии. Хорошие результаты психокоррекционной работы в группе детей (классы компенсирующего обучения, классы КРО).   1.Медицинская коррекция. 2.Психологическая помощь:работа по гармонизации аффективной регуляции деятельности, осторожное включение элементов двигательной коррекции. 3.В некоторых случаях -индивидуальное обучение с последующей интеграцией в среду сверстников. Прогноз развития ребёнка целиком и полностью зависит от формы и тяжести заболевания и определяется психиатром.  
Диагнозы других специалистов Для детского возраста:«Формирование личности по истерическому типу», «Неврозоподобные реакции», «Характерологические и патологические реакции». Для подросткового возраста по МКБ -9 :«Психопатия возбудимого типа», «Патологическое формирование личности», «истерический невроз». По МКБ-10: «Расстройства поведения в частности, вызывающее оппозиционное расстройство». Другими диагнозами являются: В детском возрасте «Формирование личности по тормозимому типу», «Неврозоподобные реакции», «Невротическое развитие личности», «Отдельные расстройства привычек и влечений». В подростковом возрасте по МКБ-9: «Невроз навязчивых состояний», «Психопатия тормозимого типа», различные варианты психосоматического развития, включая «Психогенную нервную анорексию», не злокачественные «дисморфофобии». По МКБ -10: «Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возраста», «Смешанные расстройства поведения и эмоций», «Эмоциональные расстройства, специфичные для детского возраста», «Другие поведенческие и эмоциональные расстройства начинающихся обычно в детском и подростковом возрасте».          
                 

Этот тип развития наиболее часто встречается в практике психолога образования и соответствует 4-ой группе раннего детского аутизма. Дети данной группы попадают на ПМПК с целью дифференциальной диагностики и определения образовательного маршрута.

В группу искажённого развития также входят первые три группы детей с ранним детским аутизмом, но они редко попадают в поле деятельности психолога, так как имеют значительно выраженную картину дезадаптации.

Наши рекомендации