Внутренняя детерминация развития человека
Разработка концепта внутренней (интрапсихической) детерминации основана на двух идеях: внутреннего конфликта и внутреннего единства.
Идея внутреннего конфликта представлена в контексте психодинамического направления. Согласно его базовой теории – психоанализу З. Фрейда, источником развития человека являются противоречивые тенденции внутри его личности. При этом внутриличностный конфликт рассматривался психоаналитиками отнюдь не с позиций позитивно-развивающего понимания противоречий, их больше интересовала система защитных механизмов, призванная обеспечить равновесие человека со средой. В социокультурной теории личности К. Хорни сформулировано представление о том, что в основе внутреннего конфликта человека лежит базальная тревога, которая рассматривается как интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности. Автор гуманистической теории личности Э. Фромм считал, что в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности, которые базируются на конфликте, дихотомии между стремлением к безопасности и стремлением человека к свободе. В индивидуальной психологии А. Адлера также поддерживается значимость внутреннего конфликта для развития человека. Он отмечал, что источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности является чувство неполноценности, конфликт между слабым, беспомощным от природы человеком, имеющим те или иные физические недостатки, и культурным (но враждебным) социальным окружением. Однако в теории А. Адлера появляется новая идея – идея цели развития. Такой целью автор считает стремление человека к превосходству, что выступает в качестве фундаментального закона человеческой жизни.
Идея цели получила дальнейшее развитие в «понимающей психологии» Э. Шпрангера, где развитие рассматривается как проявление самодвижения духа. Движущие силы развития выводятся из самой психики, его источник связан со стремлением человека к единению с общей ценностной ориентацией, «культурным состоянием человечества». Ценностная ориентация – это чисто духовное начало, которое определяет у каждого человека понимание мира. Выделяется несколько типов такого понимания, по которым люди отличаются друг от друга. Э. Шпрангер отмечает, что ценностные духовные ориентации человека не вытекают ни из социальных отношений, ни из условий жизни. Не следует искать каких-нибудь причинных объяснений развитию человеческой личности, а также предпочтению ею того или иного типа понимания. Это данность, с которой исследователю остается только смириться.
Ш. Бюлер, используя биографический метод, установила, что главной движущей силой развития служит врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации самого себя через творчество и созидание. Самоосуществление – это итог жизненного пути, когда ценности и цели человека получили адекватную реализацию. Ш. Бюлер представляет жизненный путь в значительной степени как результат саморазвития духа. Развитие личности рассматривается ею независимо от конкретных социально-исторических условий существования. Самоосуществление есть и движущая сила развития, и его внутренний источник. Общественно-исторические обстоятельства лишь создают или разрушают мотивацию для продуктивной деятельности.
Автор аналитической психологии К.Г. Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. С точки зрения Юнга, результатом стремления различных компонентов личности к единству является обретение самости, становление неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека уникально, оно продолжается в течение всей жизни и включает в себя процесс индивидуации – динамичный и эволюционный процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный досуг.
В диспозиционной теории личности Г. Олпорта основной является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивационную) развивающуюся систему. Ученый ввел новый термин – «проприум», означающий позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Он считал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию внутреннего единства. Он рассматривал проприум как постоянство человека относительно диспозиций, намерений и перспективных целей. Проприум, по Олпорту, – некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни. Г. Олпорт выделил ряд аспектов, которые участвуют в развитии проприума с детства до зрелости: телесная самость, самоидентичность, самоуважение, расширение самости, образ себя, рациональное управление самим собой, проприативное стремление как целостное чувство Я и планирование перспективных целей. Эти проприатические функции эволюционируют медленно. В результате их окончательной консолидации формируется Я как объект субъективного познания и ощущения.