Магистратура, 1 курс, р/о
По дисциплине «Психология», 2 кредита
Специальность«6М030100 – Юриспруденция»
магистратура, 1 курс, р/о
№ | Наименование | Вопрос |
1. | Дайте интерпретацию научному и житейскому пониманию психологических явлений Понятие ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской точки зрения трудно представить себе что-то более естественное, чем видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Скорее, утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Об этом я еще скажу чуть ниже, в главе «Восприятие». Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему прэисхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов. Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия. В житейском понимании этих явлений описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте. Мышление. Для человека свойственен высший познавательный процесс, название которому – мышление. В житейской практике мышление может ассоциироваться со здравым смыслом, интуицией... В действительности, оно не имеет ничего общего ни с тем, ни с другим. Оно представляет собой способность учиться, решать поставленную задачу. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Оно порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Память. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизвадению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненното опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. | |
2. | Раскройте представление о психологии и ее месте в системе других наук. Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие. Прежде всего это философия.Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. На втором месте стоит социология.Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений. Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии. Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Еще одним предметом, с которым связана психология, является история.Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками. Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками. Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов. Прослеживается связь психологии с медицинскимии биологическиминауками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены. На современном этапе развития психологии предметомявляется человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним. Таким образом, сформировались основные принципыпсихологии: 1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью; 2) изучение психических явлений в развитии; 3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности; 4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологиив основном сводятся к следующим: 1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2) научиться управлять ими; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук; 5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. 2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками. Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие. Прежде всего это философия.Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. На втором месте стоит социология.Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений. Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии. Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Еще одним предметом, с которым связана психология, является история.Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками. Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками. Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов. Прослеживается связь психологии с медицинскимии биологическиминауками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены. | |
3. | Опишите историческое преобразование определений предмета психологии | |
4. | Выделите фундаментальные и прикладные отрасли современной психологической науки | |
5. | Охарактеризуйте методический инструментарий современных методов психологических исследований | |
6. | Укажите особенности проективных методик | |
7. | Распишите логику проведения современного психологического исследования | |
8. | Отметьте особенности понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» | |
9. | Рассмотрите структуру личности по З.Фрейду | |
10. | Проиллюстрируйте особенности социально-психологических подходов к проблеме изучения личности и культуры | |
11. | Определите роль и значение темперамента, его психофизиологическую основу | |
12. | Проведите психологический анализ типов темперамента; темперамента и индивидуального стиля деятельности | |
13. | Докажите существование связи типа темперамента со свойствами личности | |
14. | Проанализируйте понятие характера и его особенностей | |
15. | Представьте типологию характеров (Э.Кречмер, А.Е.Личко, Э.Фромм) | |
16. | Выделите особенности формирование характера | |
17. | Раскройте взаимовлияние темперамента и характера человека | |
18. | Определите особенности развития способностей | |
19. | Опишите основные виды способностей и их особенности | |
20. | Распишите особенности эмоций, их функции | |
21. | Проанализируйте физиологические основы эмоций | |
22. | Проведите анализ аффектов, фрустрации | |
23. | Рассмотрите особенности познавательных процессов, дайте их общую характеристику | |
24. | Отметьте особенности ощущений и восприятия, его виды и свойства | |
25. | Укажите особенности памяти и воображения | |
26. | Охарактеризуйте мышление, его основные виды | |
27. | Изучите общение, виды человеческого общения | |
28. | Выясните особенности восприятия и понимания людьми друг друга | |
29. | Проанализируйте психологию конфликтов, его основных видов | |
30. | Определите основные стратегии, технологии, способы разрешения конфликтов | |
31. | Приведите примеры использования психологических знаний в преподавательской деятельности | |
32. | Обоснуйте необходимость учета индивидуально-психологических особенностей студентов в процессе учебной деятельности | |
33. | Проведите анализ высказывания А.Н. Леонтьева - «Психология личности есть психология драматическая. Почва и центр этой драмы – борьба личности против своего духовного разрушения…» | |
34. | Проведите анализ высказывания А.Н. Леонтьева - «Психология личности есть психология драматическая. Почва и центр этой драмы – борьба личности против своего духовного разрушения…» | |
35. | Проиллюстрируйте примерами из художественной литературы научные положения темы «Личностью не рождаются – личностью становятся» | |
36. | Определите роль воспитания в развитии личности | |
37. | Найдите взаимосвязь между героем-одиночкой - популярным персонажем американского кинематографа и примерами похожих идей в психологических теориях личности | |
38. | Критически оцените основные факторы Вашего личностного развития | |
39. | Охарактеризуйте понятие «Иллюзии восприятия» | |
40. | Дайте интерпретацию словам Г.Гейне: «Каждый человек есть Вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история» | |
41. | Проанализируйте высказывание Шакарима Кудайбердиева: «Милосердие, любовь, доброжелательность, искренность исходят от чистого бескорыстного сердца». | |
42. | Объясните с точки зрения психологии, что первое впечатление оказывает большое влияние на последующие отношения | |
43. | Выделите те проявления, которые относятся к личности: конституция, возраст, имя, образование, темперамент, профессия | |
44. | Охарактеризуйте высказывание С.Л. Рубинштейна - «Для человека другой человек – мерило, выразитель его человечности». Дайте интерпретацию этой мысли | |
45. | Разработайте примерный план проведения наблюдения, целью которого будет являться выявление особенностей эмоциональной сферы человека | |
46. | Составьте небольшую анкету, направленную на выявление особенностей познавательной активности студентов | |
47. | Отметьте различие между помощью профессионального психолога и советами друзей | |
48. | Выясните, почему удовлетворение потребностей в общении является необходимым условием нормального психического развития ребенка | |
49. | Назовите тот вид памяти, который дает возможность человеку хорошо запоминать таблицы и картины | |
50. | Дайте интерпретацию типам темперамента главных героев романа А.Дюма «Три мушкетера» | |
51. | Выявите причину того, что некоторые люди, говоря неправду, краснеют | |
52. | Объясните различие между биологическими и социальными факторами, определяющими поведение человека | |
53. | Определите план развития внимания и памяти на занятиях по психологии» | |
54. | Обрисуйте поведение человека, который привычно выключил свет при выходе из дома, а потом не помнит это. Определите, в каком состоянии сознания он это делает | |
55. | Используя художественную литературу, проанализируйте описания героев как индивида, личности, субъекта деятельности | |
56. | Распишите план проведения метода наблюдения. Укажите, какие психологические феномены можно зафиксировать, используя этот метод | |
57. | Установите те познавательные процессы, которые использует человек при переходе улицы | |
58. | Проведите анализ высказывания известного американского психолога Альфреда Адлера «черты характера не являются врожденными, они вырабатываются как интегральные части нашей целевой ориентации». | |
59. | Раскройте слова З.Фрейда: «Окружающий мир, по-видимому, не овладевает нами полностью, даже когда мы выросли, но только на две трети; одна треть нашего «Я» ещё не родилась. При каждом утреннем пробуждении мы как будто рождаемся заново» | |
60. | Проанализируйте афоризм «Когда человек говорит, что у него нет конфликтов, проверьте его пульс» |