Работа с информационным материалом

Cодержание психологической практики (2 недели)

1 неделя. Определение структуры и характера межличностных отношений в коллективе.

Цель:

Составить карты групповой дифференциации наблюдаемой группы:

а) опираясь на данные наблюдения за работой членов коллектива;

Организация работы

Знакомство с заданием. Работа с информационным блоком.

Выполнение задания. Наблюдение за сотрудниками по месту прохождения практики.

Оформление отчета: обработка полученных данных, анализ результатов.

Подведение итога.

Работа с информационным материалом

На основании материала информационного блока данной разработки вам предстоит ответить на следующие вопросы:

Чем группа отличается от простого скопления людей?

Что такое референтная группа?

Как описывается структура группы? Что такое карта групповой дифферентации?

Какие виды лидерства существуют?

Какие черты отличают стихийного лидера от руководителя?

Какова процедура и каковы правила использования социометрической методики?

По каким показателям можно определить структуру межличностных отношений в коллективе в процессе наблюдения?

Выполнение задания

В дневнике наблюдений записывается:

- сведения о членах коллектива:

состав, число, пол, образование, социальная активность, ее официальные руководители (старшая и главная медицинская сестра, зав отделением и т.д.), неофициальные лидеры и др.

2. В дневнике наблюдений отмечаются также данные наблюдения за межличностными отношениями в коллективе.

Общая схема наблюдения

В данном задании применяется не стандартизованное наблюдение.

Ориентировочные критерии наблюдения таковы:

- расположение членов коллектива по отношению к лидеру;

- кто как обращается, высказывается (речь, интонация, поза, жест, громкость);

- кто больше влияет на эмоциональный настрой в коллективе;

- бывает ли, что вместе работают, но друг к другу относятся плохо.

Оформление отчета.

Отчет строится по следующему плану:

1. Результаты. Проводится анализ и сравнение:

- кто в коллективе деловой и эмоциональный лидер, совпадают ли они;

- какие в коллективе имеются группировки;

- кто изолирован;

- какова структура взаимодействий между отдельными членами коллектива;

- соотношение между структурой взаимодействия и структурой взаимоотношений.

Обсуждение результатов.

Какие рекомендации можно дать руководителю по работе с данным коллективом: система поручений лидерам коллектива, опора на них в повседневной работе, выяснение ценностных ориентаций лидеров и др.

Выводы.

Кратко формулируются выводы, полученные по результатам.

1 неделя. Психолого-педагогическая характеристика личности.

Цель:

Используя знания о структуре личности, составить психологическую характеристику личности, опираясь на данные наблюдения.

Назначение работы.

Для чего нужно педагогу изучение личности конкретного человека? Во-первых, знание его личностных особенностей позволяет легче устанавливать контакт, находить общий язык, дает возможность избежать неадекватных ожиданий, взаимных обид, лишних конфликтов; во-вторых, такое знание дает возможность сделать профессиональную подготовку более эффективной – через индивидуализацию условий деятельности (задание оптимального для него темпа работы, режима обратной связи, выбор наиболее подходящих способов стимуляции и т.п.).

Организация работы.

1. Знакомство с заданием, работа с информационным материалом.

2. Отработка задания. Во время практики предстоит осуществить наблюдение за одним из членов коллектива. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике наблюдений.

Работа с информационным материалом.

На основании информационного блока данной разработки необходимо суметь ответить на следующие вопросы:

1. Какова иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)?

2. По каким параметрам можно определить темперамент наблюдаемого человека?

3. Каковы поведенческие проявления особенностей познавательных навыков?

4. Каковы поведенческие показатели коммуникативных умений и навыков?

5. По каким поведенческим показателям можно судить о мотивации деятельности?

6. Через что проявляется характер человека?

7. Когда можно говорить о способности человека к тому или иному виду деятельности?

8. Что представляет собой наблюдения? Что такое скрытое наблюдение, перекрестное наблюдение, не стандартизированное наблюдение? Каковы правила использования метода наблюдения?

9. Какая дополнительная информация необходима для получения более полной психологической характеристики наблюдаемого представителя коллектива?

Выполнение задания.

Среди членов коллектива, в котором проходите психологическую практику, выбирается один человек, за которым предстоит осуществить наблюдение.

Каждый наблюдатель работает самостоятельно.

При наблюдении за взрослыми людьми велика вероятность того, что знание о факте наблюдения может повлиять на поведение, изменить его. Причем изменения эти могут быть весьма значительными. Поэтому при необходимости рассмотреть личность взрослого человека целесообразно прибегать к скрытому наблюдению.

Поскольку личность самого наблюдателя играет в наблюдении далеко не последнюю роль, надежность получаемых результатов существенно повышается за счет использования перекрестного наблюдения. Именно такая форма наблюдения - скрытое, перекрестное – рекомендуется к использованию при выполнении данного задания.

Поведение человека невозможно отделить от ситуации, от контекста, в котором оно разворачивается. Это означает, что для полноценного анализа поведения и понимания его смысла, необходимо вести наблюдение, как за поведением, так и за ситуацией, в которой оно имеет место.

Сложность предмета наблюдения, многообразие поведенческих проявлений взрослого человека не позволяют заранее установить четкую систему категорий наблюдения; любая жесткая схема может оказаться недостаточной или даже неадекватной.

Поэтому в данном задании используется нестандартизированное наблюдение. (Общая схема приведена ниже).

Ведя нестандартизированное наблюдение, важно не забывать о следующем: нельзя смешивать описание события с его интерпретацией, фиксации. Фактов с рассуждениями по поводу фактов. Личный фактор неизбежно будет присутствовать в наблюдении: наблюдатель будет высказывать свое отношение, делать догадки, пытаться объяснить увиденное и т.п. Однако при этом суждения и догадки, пытаться объяснить из фактов наблюдения, а ни в коем случае не предшествовать им. В записях же подобные замечания наблюдателя должны быть отделены от «фиксирующих» записей.

Чтобы получить более полную психологическую характеристику наблюдаемого, следует дополнить данные наблюдения информацией из других источников. В качестве таковых можно использовать:

1. статус в коллективе;

2. мнение о нем кого-либо из членов коллектива.

Вся полученная об объекте наблюдения информация фиксируется в дневнике наблюдений.

Запись в дневнике наблюдений.

На страницах, отведенных данной теме, записывается имя наблюдаемого человека, его пол, возраст, а также дата, время и продолжительность наблюдения.

Страницы, на которых ведутся записи, должны иметь поля для последующих замечаний наблюдателя.

Дополнительные сведения о наблюдаемом записываются на отдельной странице.

Параметры наблюдения.

1. Общая оценка внешнего вида: одежда, прическа, косметика.

Выделяется ли чем-то из членов коллектива, привлекает ли внимание.

2. Мимика. Выражение лица (серьезное, веселое, унылое, не выспавшееся); подвижность мимики (выразительная, невыразительная).

3. Движения. Осанка. Типичная поза (подавшись вперед, откинувшись, подперев голову рукой и т.п.). Часто ли меняет позы.

Характер движений: быстрые – медленные, главные – резкие, напряженные – расслабленные, суетливые – спокойные, свободные – сдержанные, собранные – вялые.

4. Речь:

Плавная с запинками; правильно или неправильно построены фразы. Темп речи. Способность четко выразить свою мысль.

Есть ли характерные вербальные штампы?

Как отвечает на вопросы.

Высказывания, характеризующие интересы, кругозор наблюдаемого.

5. Поведенческие проявления отношения к ситуации: внимателен или отвлекается, что привлекает внимание наблюдаемого, на что реагирует наиболее живо (посторонние реплики, обращение к нему лично и т.д..)

6. Особенности эмоционального реагирования.

Преобладающее настроение. Изменяется ли настроение в течении дня? На какие факторы эмоциональная реакция является наиболее выраженной?

Реагирует ли наблюдаемый на оценку, похвалу, замечание, адресованные кому-либо из членов коллектива?

7. Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, вещам, преимуществам, недостаткам.

8. Особенности установления контакта. Общение: деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм. Позиция в общении: активная, пассивная, агрессивная, созерцательная, авторитарная.

Оформление отчета.

Отчет строится по следующему плану:

1. Введение. Кратко описываются задачи работы.

2. Методика. Излагаются способы материала.

3. Результаты. Составляется психологическая характеристика наблюдаемого по плану:

- Каково положение в коллективе, его роль? Каково его собственное отношение к ней?

- Что можно сказать о функциональном состоянии наблюдаемого (работоспособности, утомлении и тд.)?

- Что можно сказать о его:

темпераменте,

интеллектуальном развитии,

эмоциональной сфере,

умениях и навыках,

интересах, мотивации деятельности,

характере,

способностях.

(При ответе на данные вопросы необходимо ссылаться на соответствующие данные наблюдения).

- Какие рекомендации можно дать руководителю по построению взаимоотношений с данным человеком?

4. Отчет в письменной форме вносится в дневник наблюдений.

2 неделя. Обобщенная психологическая характеристика педагога и его педагогического стиля.

Цель:

1. В процессе наблюдения за работой преподавателя (на лекциях, повышении квалификации и т.д., описать) определить:

а) уровень его педагогического мастерства,

б) стиль педагогического общения.

2. Выделить значимые для себя критерии педагогического мастерства, личностные факторы, способствующие успешной педагогической деятельности.

Организация работы

1. Знакомство с заданием, работа с информационным материалом.

2. Выполнение задания. Осуществление наблюдения за работой преподавателя на занятии, фиксирование результатов в дневник наблюдения.

3. Оформление отчета.

4. Подведение итогов.

Работа с информационным материалом.

Используя информационный материал, необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Каковы показатели эффективности педагога?

2. В чем заключаются педагогические способности?

3. Что понимается под коммуникативными умениями? Каковы показатели эффективности педагогического общения?

4. В чем различие между оценкой и отметкой общения?

5. По каким показателям педагог – «мастер» отличается от «не мастера»?

Используя информационный материал, выполните следующие задания:

1. Используя описание уровней педагогической деятельности, сформулируйте существенные на ваш взгляд критерии различения этих уровней при наблюдении.

2. Сформулируйте критерии различения стилей общения.

ВОПРОСНИК

Оцените, пожалуйста, ситуацию вашего общения с преподавателем. Для этого ответьте на предложенные вопросы. Ответы даются по 5-балльной шкале: оцениваемое свойство максимально выпажено – 5, оцениваемое свойство не наблюдается – 1. Подписывать ответы не нужно.

Преподаватель________________________

Оцениваемые свойства преподавателя Шкальные оценки

5 4 3 2 1

_____

1. Устойчивое хорошее отношение в ходе работы.

2.Стремление к личностному общению, искренность.

3. Способность быстро понимать намерения и настроение.

4. Способность разбираться во взаимоотношениях.

5. Способность находить общий язык.

6. Умение улаживать разногласия.

7. Умение убеждать.

8. Умение слушать.

9. Умение уважать чужое мнение.

10. Оценивание знаний и умений слушателей, а не личности учащихся.

11. Самообладание.

12. Справедливость.

13. Умение создавать в группе деловой настрой.

14. Создание в группе атмосферы доброжелательности и поддержки.

15. Моего преподавателя я бы порекомендовал моим друзьям.

______________________________

СПАСИБО!

Оформление отчета.

Отчет строится по следующему плану:

1. Введение.

2. Методика. Описываются методы, которые использовались для получения данных..

3. Анализ результатов.

Какие рекомендации вы могли бы дать преподавателю в отношении:

а) его внешнего вида, манеры держаться, соответствия его внешнего вида роли педагога; нужно ли педагогу изменить свой имидж;

б) уровня его педагогической деятельности;

в) совершенствования его стиля общения;

г) совершенствования самопрезентации преподавателем своих положительных качеств ;

е) создания необходимого эмоционального настроя на занятиях.

5. «Педагог-мастер» - каким вы его видите?

а) по каким показателям лично вы выделяете его среди прочих педагогов;

б) как вы считаете, какие факторы влияют на педагогическое мастерство, от чего зависит его уровень.

6. Обсуждение результатов. Имеются ли какие-либо противоречия в результатах? Какие задания вызывали наибольшие трудности? Какие положения вызвали разногласия разных наблюдателей?

7. Выводы. Кратко формулируются результаты в дневник наблюдений.

Наши рекомендации