Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия 10 страница

Следующий вопросник - "пословицы" - составлен из 67 русских народных пословиц, говорящих о некоторой категоричности, однозначности, заданности суждений типа: "кто бежит, тот и спотыкается"; "один битый двух небитых стоит"; "сколько волка ни корми, он все в лес смотрит"; "какова мать, такова и дочь"; "тише едешь, дальше будешь"; "за чем пойдешь, то и найдешь"; "маленькая собачка до старости щенок"; "что посеешь, то и пожнешь", и т. д. Опрошены 125 матерей и 80 отцов детей с неврозами, 87 матерей и 31 отец детей в норме. Пословицы оказались достоверно более приемлемыми для родителей детей в норме, чем при неврозах у детей. Объясняется это более выраженными конформными установками у родителей детей в норме, стремящихся в большей степени соглашаться с традиционными, общепринятыми нормами и предписаниями, лежащими в основе пословиц. У родителей детей с неврозами проявляется в большей степени нонконформизм, стремление к независимости и самостоятельности

суждений,

подчеркнутое

индивидуальностью, гипертрофированным чувством "я". Таким образом, вопросник "пословицы" целесообразно применять для измерения уровня конформности, в чем он может иметь и самостоятельное значение. Собственно говоря, и предыдущий вопросник выявляет не только авторитарные предпочтения, но и конформные установки, поскольку выраженность его в норме (у матерей) существенно больше, чем при неврозах.

Ответы на пословицы делились на приемлемые, частично приемлемые и неприемлемые. Если приемлемость, как уже отмечалось, больше представлена в норме, неприемлемость - при неврозах, то при последних достоверно чаще звучит и частичная неприемлемость пословиц. Это свидетельствует о колебаниях в ответах, в ряде случаев о мнительности, более характерной для родителей детей с неврозами.

Разработанные нами вопросники "шкала невротизации", "магический настрой", "авторитарные предпочтения", "пословицы" позволяют более содержательно раскрыть некоторые стороны личности родителей детей с неврозами. Эту же цель имеет и использование таких адаптированных в нашей стране вопросников, как MMPI, Кеттела, Розенцвейга, незаконченные предложения, Лири, а также цветовой тест Люшера.

Вопросник Айзенка (форма Б) после отсева части протоколов по шкале лжи обработан у 280 матерей и 204 отцов детей с неврозами по сравнению с 250 матерями и 160 отцами в норме. Отсеянные по шкале лжи бланки преобладают в норме. Родители детей с неврозами, заинтересованные лечением детей, более откровенны в ответах (у матерей - на достоверном уровне), что подтверждается и данными других тестов. В какой-то мере это говорит и о большей конформности родителей в норме, стремящихся представить себя с более приемлемых социальных позиций, чем это есть на самом деле. В группе неврозов неоткровенность в ответах наибольшая у родителей детей с обсессивным неврозом, что подчеркивает характерную для них психологическую "закрытость" и стремление создать о себе лучшее представление, чем оно есть фактически.

По шкале "экстраверсия - интроверсия" у матерей детей с неврозами достоверно большая экстравертированность, чем в норме (12,3-11,6); у отцов, наоборот, тенденция к большей интровертированности (11,9-12,3). Большей экстравертированностью в группе неврозов обладают родители детей с неврастенией, достоверно меньшей - матери детей с обсессивным неврозом и отцы детей с неврозом страха.

По шкале "нейротизм" достоверно большие показатели у родителей с неврозами по сравнению с нормой (у матерей - 14,8-11,1; у отцов - 11,1 - 10,5). Больший нейротизм в группе неврозов имеют матери детей с неврозом страха и неврастенией; достоверно меньший - матери детей с истерическим неврозом. Наибольший нейротизм у отцов детей с обсессивным неврозом; достоверно наименьший - у отцов детей с истерическим неврозом. Следовательно, у обоих родителей детей с истерическим неврозом наименьшая степень нейротизма.

На основе показателей шкал "экстраверсия-интроверсия" и "нейротизм" определяется тип темперамента родителей, разделяемый, согласно интерпретации вопросника, на холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

У матерей детей с неврозами более заметно, чем в норме, преобладают холерический и меланхолический темпераменты. У отцов детей в норме нет увеличения этих типов темперамента. При неврозах у детей достоверно чаще выявляется меланхолический темперамент. В целом, можно говорить об относительно большей выраженности у родителей детей с неврозами крайних типов темперамента.

Супружеские пары при неврозах у детей (93) и в норме (64) сравнивались по подобию и разности темперамента. Разными будут пары, обладающие сочетанием "холерик или сангвиник" (один родитель) - "флегматик или меланхолик" (другой родитель). У родителей детей с неврозами и в норме доминируют супружеские пары с подобием темперамента (при неврозах подобие - разность, соответственно, 53- 47%, в норме - 60- 40%). В норме подобие темперамента достоверно больше его разности, при неврозах у детей оно незначительно превышает разность темпераментов.

У матерей при всех клинических формах невроза у детей заметно преобладание крайних типов темперамента: при неврастении - холерического и меланхолического; при остальных диагнозах - главным образом меланхолического. У отцов при неврастении и истерическом неврозе у детей выделяется сангвинический темперамент, при неврозе страха - флегматический.

Отнесем каждого из родителей в группу "холерик - сангвиник" или "флегматик - меланхолик" и условно обозначим эти группы как "быстрые" и "медленные" по темпераменту. При неврастении у детей доминирующей у матерей (тенденция) и отцов (достоверно) будет группа с быстрым темпераментом. При неврозе страха, наоборот, ведущей группой у матерей (тенденция) и отцов (достоверно) окажется группа с медленным темпераментом. Она же достоверно преобладает у матерей детей с обсессивным неврозом.

MMPI - Миннесотский многомерный личностный перечень - содержит 10 шкал: 1 - ипохондричность; 2 - депрессивность: 3 - истероидность; 4 - психопатичность; 5 - мужественность - женственность; 6 - паранойяльность; 7 - психастеничность; 8 - шизоидность; 9 - гипоманиакальность; 0 - социальная интровертированность. Эти шкалы не определяют диагноза, являясь лишь индикаторами определенного типа клинического и личностного реагирования.

После отсева неправильно заполненных ответных бланков в исследуемой выборке было 180 матерей и 135 отцов детей с неврозами, 130 матерей и 118 отцов в норме. Распределение по диагнозу у детей: неврастения - 47%; истерический невроз - 12%; невроз страха - 21%; обсессивный невроз - 20%.

Интерпретация шкал профиля производится в зависимости от степени их выраженности, как правило, не достигающей клинических значений. В тексте употребляются только достоверные различия. Номер шкалы профиля или сочетание наиболее выделяющихся шкал (код) приводится в скобках.

По сравнению с нормой у матерей и отцов детей с неврозами более выражены шкалы "F", 2, 3, 4, 6, 8, 0. Это означает, что у них представлены в большей степени такие характеристики, как чувство внутреннего напряжения и недовольства, неконформная установка ("F"), невысокий биотонус, пониженный фон настроения, чувство внутренней неудовлетворенности, моральный дискомфорт, пессимистическая оценка перспективы (2); эгоцентризм, стремление к вытеснению неприятных переживаний, эмотивность, заостренная потребность в признании и поддержке (3); внутренняя противоречивость, проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими, конфликтность (4); повышенная чувствительность в сочетании с недоверчивостью, подозрительностью, нетерпимостью к другому мнению, упрямством и негибкостью мышления, склонностью к образованию ситуационно обусловленных сверхценных идей, предвзятым оценкам и излишне категоричным (бескомпромиссным) суждениям (6); недостаточная эмоциональная отзывчивость (откликаемость), соблюдение излишней дистанции в отношениях, их формализация (8); затруднения в межличностных контактах (0).

Вместе с тем конфигурация профиля матерей и отцов детей с неврозами, несмотря на свою приподнятость, соответствует в общих чертах очертаниям профиля у родителей в норме. Это подчеркивает отсутствие грубых изменений личности, заострение ее отдельных черт. Приподнятость 6-й и 8-й шкал у родителей детей с неврозами объясняется главным образом наличием гиперсоциальных черт характера, создающих дополнительные проблемы в межличностных отношениях. В данной связи невроз у детей - следствие таких психопатоподобных аспектов отношения родителей, как недостаточная отзывчивость и душевность, чрезмерная принципиальность, требовательность при одновременной негибкости, недоверии к возможностям детей и формализме в отношениях с ними.

Помимо перечисленных шкал, у матерей по сравнению с нормой отмечаются подъемы по 1-й, 7-й, 9-й шкалам профиля, свидетельствуя, дополнительно к сказанному, о наличии многочисленных соматических жалоб, хронической усталости (недомогания), ипохондрической фиксации болезненных ощущений (1); неуверенности в себе и беспокойстве, чертах тревожной мнительности, озабоченности вопросами морали, повышенном внимании к знакам авторитета (7); эмоциональной возбудимости, раздражительности и несдержанности (9).

Приподнятость у матерей 2-й и 7-й шкал (код 2-7) говорит о тревожности, чувстве собственной неполноценности, т. е. подчеркивает преимущественно невротические изменения личности.

У отцов по сравнению с нормой также приподнята 5-я и опущена 9-я шкала, указывая на повышенную чувствительность, мягкость характера в сочетании с недостатком побуждений, снижением активности и заниженной оценкой собственных возможностей.

Психопатологическая измененность личности более заметна у матерей, у которых профиль при неврозах у детей выше, чем у отцов, по всем шкалам, кроме 5-й. Матери в большей степени, чем отцы, внутренне напряжены и неудовлетворенны, эмотивны и конфликтны, недоверчивы (боязливы) и неуверены в себе, недостаточно отзывчивы, испытывают трудности в установлении межличностных отношений.

Выраженной психопатологической отягощенностью обладают профили матерей у мальчиков при неврастении и истерическом неврозе, а также профили обоих родителей девочек с неврозом страха. Так же заметно изменен профиль у отцов девочек с неврастенией и истерическим неврозом. Таким образом, у детей с неврастенией и истерическим неврозом наблюдается большая клиническая отягощенность у родителя противоположного пола, что создает дополнительные проблемы на пути установления эмоционального контакта с детьми. Наибольшая измененность профиля у обоих родителей при неврозе страха у девочек объясняет их многочисленные страхи как результат неспособности родителей обеспечить обучение адекватной психологической защите от них. Правая часть профиля более приподнята у матерей мальчиков и отцов девочек с обсессивньм неврозом, т. е. опять же у родителей противоположного с детьми пола, подчеркивая недостаточную эмоциональную отзывчивость (формализм) как препятствие на пути установления эмоционального контакта с детьми другого пола.

Выделим, при каких диагнозах невроза у детей достигают максимальной выраженности те или иные шкалы профиля. У обоих родителей детей с истерическим неврозом наиболее выражена, особенно у девочек, 4-я шкала, как акцент на родительскую импульсивность, проблемы самоконтроля, конфликтность. При этом же диагнозе у отцов отмечаются, опять же больше в семьях девочек, максимальные подъемы по 1-й и 3-й шкалам: плохое самочувствие, ипохондрическая фиксация болезненных ощущений, эгоцентризм и эмотивность, заостренная потребность в признании и поддержке. У отцов мальчиков с истерическим неврозом - максимум подъема по 5-й шкале, что характеризует отцов как повышенно-чувствительных и сентиментальных.

Больше всего максимально выраженных шкал у родителей детей, прежде всего девочек, с неврозом страха: 2, 6, 7, 8, 0 (у матерей максимумы наблюдаются также по 1-й и 3-й шкалам). У обоих родителей это говорит о сниженном фоне настроения, тревожной мнительности и неуверенности в себе, наряду с негибкостью мышления, склонностью к образованию сверхценных идей, формализацией отношений и затруднениями в межличностных контактах. Обращает внимание при данном диагнозе не максимальная, а минимальная величина шкалы "F", выражающая подчеркнутую склонность родителей следовать кон-венциальным нормам. У матерей детей с обсессивным неврозом шкала "F", наоборот, представлена максимально, что подчеркивает высокое внутреннее напряжение, недовольство, отсутствие конформности.

Рассмотрим сочетания выраженных шкал профиля у родителей в зависимости от диагноза и пола детей. У матерей мальчиков с неврастенией и истерическим неврозом выделяются 2-я и 7-я шкалы профиля (код 2-7). Эти матери эмоционально депримированы, тревожны. У них низкая самооценка, пессимистическая оценка перспективы. У матерей мальчиков с неврозом страха код 2-6 говорит об ожидании опасности, недоброжелательного отношения окружающих при аффективно-ригидном, сниженном фоне настроения. У матерей мальчиков с обсессивным неврозом код 6-8 трактуется как склонность к формированию сверхценньтх образований, исходящих из представления о наличии абстрактно воспринимаемой угрозы извне. В подобных характеристиках можно найти источники навязчивого оттенка беспокойства у детей, максимально представленного при фобиях. Код 2-8 характерен для матерей девочек с неврастенией и обсессивным неврозом, что указывает на беспокойство, растерянность, плохую продуктивность, выраженные затруднения в установлении непринужденных, непосредственных отношений.

У отцов мальчиков при всех диагнозах, девочек с неврастенией и истерическим неврозом преобладает код 2-5, расцениваемый как сензитивность, ранимость, незащищенность, склонность к аутоагрессивным реакциям и чувству вины. У отцов девочек с неврозом страха код 2-7-9 выделяет ощущение угрозы, тревожно-депримированный фон настроения, недостаточную уверенность в себе при повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности и обидчивости. У отцов девочек с обсессивным неврозом код 5-8 указывает на мягкость характера при излишней формализации (рационализации) отношений с окружающими.

Выраженность шкал профиля рассматривалась и в связи с типом темперамента родителей (по Айзенку). У матерей и отцов в группе с холерическим и сангвиническим темпераментом, вместе взятым, наблюдается подъем по 9-й шкале, что указывает на повышенную эмоциональную возбудимость и раздражительность.

В группе флегмитического и меланхолического темперамента чаще отмечается заострение 2-й и 0 шкал, что подчеркивает внутреннюю неудовлетворенность, пониженное настроение, трудность в установлении межличностных отношений. У матерей (достоверно) и отцов (тенденция) заметно выделение 7-й шкалы - психастеничности, т. е. эти лица в большей степени испытывают неуверенность в себе, в правильности своих действий, они более тревожны, мнительны и загружены переживаниями. Существенны также изменения по 4-й и 6-й шкалам. Если у матерей 4-я шкала преобладает в группе холерического и сангвинического темперамента, то у отцов, наоборот, 6-я шкала доминирует в группе флегматического и меланхолического темперамента. У матерей это - большая импульсивность, проблемы самоконтроля, внутренняя противоречивость и конфликтность; у отцов - повышенная чувствительность, недоверчивость, негибкость мышления и склонность к образованию сверхценных идей.

Из дополнительных шкал MMPI выделены для последующего анализа следующие: At - тревожность (шкала Тейлора); Dy - зависимость; Do - доминантность; Lp - лидерство; Es - сила "я": Cn - контроль; Rp - играние ролей; G - общая личностная изменчивость; Gm - общая плохая приспособляемость. Количество опрошенных при неврозах и в норме то же, что и раньше, поскольку для обработки использовались те же ответные листы.

Матери и отцы детей с неврозами (как у мальчиков, так и у девочек) по сравнению с нормой менее успешны в лидерстве и игрании ролей, у них меньшая сила "я" и более выражена общая плохая приспособляемость. У матерей нужно добавить большую тревожность (различия на уровне р<0,001), зависимость, установку на контроль (нередко с навязчивым оттенком), общую личностную изменчивость (нестабильность), меньшую доминантность. У отцов тревожность, зависимость и доминантность не имеют различий с нормой. Контроль у них выше только у мальчиков, а общая личностная изменчивость - у девочек. Мы видим, что, как и в профиле MMPI, личностные изменения в большей степени свойственны матерям детей с неврозами.

Дополнительные шкалы наиболее активно "работают" у родителей с истерическим неврозом и неврозом страха. Так, тревожность наиболее выражена у матерей мальчиков и отцов девочек с истерическим неврозом. При неврозе страха, наоборот, тревожность выше у матерей девочек и отцов мальчиков (по сравнению с детьми при других диагнозах). Подобные сочетания позволяют лучше понять появление истерических расстройств в младшем дошкольном возрасте, поскольку любовь со стороны родителя другого пола часто заменяется ее суррогатом - беспокойством, что не принимается детьми и сопровождается аффективно заостренным стремлением добиться признания и любви в семье. Повышенная тревожность у родителя того же пола при неврозе страха у детей объясняет ее непроизвольное усвоение в процессе полоролевой идентификации в старшем дошкольном возрасте.

Представляет интерес большая выраженность у родителей детей с истерическим неврозом силы "я", успешности лидерства и играния ролей (последнее - у отцов). Вместе с тем, как при истерическом неврозе, так и при неврозе страха у детей, родители обнаруживают большую, чем при других неврозах, общую личностную изменчивость и плохую приспособляемость.

Вопросник Кеттела (формы А и С одновременно), раскрывающий ряд других сторон личности родителей, применялся у 199 матерей и 140 отцов детей с неврозами по сравнению со 100 матерями и 100 отцами в норме. Из достоверных различий матерей детей с неврозами обращает внимание более высокий уровень интеллекта и абстрактного мышления, чем в норме (фактор "В" по форме А), что подтверждается высоким процентом высшего образования. Более высокий фактор "I" (форма С) у матерей детей с неврозами подчеркивает повышенную чувствительность, неуверенность в себе, стремление к опеке и покровительству.

Общий у матерей с отцами высокий фактор "М" (форма А) по сравнению с родителями в норме выделяет развитость воображения, направленность на внутренний, чувственный мир, наряду с элементами непрактичности и проблемами групповых отношений.

Отцы детей с неврозами по сравнению с нормой более робки, застенчивы, сдержанны в общении, чувствительны к угрозе (низкий фактор "В" формы С); осторожны, молчаливы и серьезны (низкий фактор "F" формы А); замкнуты, негибки в суждениях (низкий фактор "А" формы С); консервативны (низкий фактор "Q1" формы А); ориентированы на собственные суждения скорее, чем на мнения группы (высокий фактор "Q2" формы А); склонны отрицать в то же время личные проблемы и чувство вины (низкий фактор "О" формы С).

При сравнении характеристик родителей мальчиков и девочек с неврозами также получены различия. Наибольший интерес представляют более низкие показатели по факторам "А" (форма А) и "Н" (форма С) у обоих родителей мальчиков, что указывает на недостаточную общительность, негибкость, в сочетании с повышенной застенчивостью, робостью, чувствительностью к угрозе. Эти характеристики создают своего рода коммуникативный барьер - препятствия на пути общения родителей с мальчиками, заболевающими неврозами.

При сравнении характеристик у родителей с различными клиническими формами невроза у детей можно выделить несколько, наиболее заслуживающих внимания. Оба родителя детей с неврозом страха имеют низкий фактор "С" (форма С), т. е. они легко поддаются чувствам, расстраиваются, менее эмоционально устойчивы в целом. В интерпретации Кеттела - это низкая сила "я". Другой низкий фактор у родителей детей с неврозом страха - "Н" (форма А) - говорит о большой робости, застенчивости, настороженности и чувствительности к угрозе. У отцов мальчиков с неврозом страха и обоих родителей девочек с обсессивным неврозом отмечается низкий фактор "F" (формы А и С), как повышенная осторожность, рассудительность и серьезность.

Методика изучения фрустрации Розенцвейга применялась у 147 матерей и 84 отцов детей с неврозами по сравнению со 109 матерями и 103 отцами в норме. Отметим достоверные различия при обработке методики в "сырых" баллах. При неврозах у детей оба родителя менее склонны обвинять других в случившемся (низкие оценки ЕД-Е). Отцы к тому же не замечают минусы фрустрирующей ситуации или отрицают сам факт ее существования (ОД-М'). Таким образом, в норме родители более активны в защите себя и более часто считают других источником фрустрации. У родителей детей с различными клиническими формами невроза различия наблюдаются только на уровне тенденции. Тем не менее у матерей детей с истерическим неврозом заслуживает внимания аффективное подчеркивание самой ситуации препятствия (ОД-Е'). У отцов детей с неврастенией более выражено порицание других (ЕД- Е), у детей с истерическим неврозом - ожидание, что кто-то разрешит ситуацию конфликта (NP-e), детей с неврозом страха - отрицание источника препятствия (ОД-М').

Методика Люшера использовалась у 192 матерей и 120 отцов детей с неврозами, 90 матерей и 78 отцов в норме. При индивидуальном обследовании родители соглашаются в большинстве случаев с психологической интерпретацией собственного выбора цветов. Сопутствующий корригирующий эффект связан с лучшим пониманием личных проблем, т. е. более критическим их восприятием. Тем не менее нужно учитывать односторонне рационалистическую интерпретацию Лютером выбора цветов. В целом, методика может быть полезной на первом этапе обследования, представляя интерес и в отношении общего предпочтения цветов и семье. Протоколы предъявляются родителям в письменном виде для прочтения, пометок и исправлений, что дает повод для последующей углубленной беседы с врачом.

Приведем те обобщенные выписки из протоколов, которые отражают характерные особенности матерей детей с неврозами. Первые две относятся к матерям детей с неврастенией:

"Эмоциональная неудовлетворенность приводит к стрессу и беспокойству, желанию независимости. Самостоятельно существующую ситуацию исправить не в состоянии. Сложившиеся отношения рассматривает как тягостные путы, но не хочет идти на риск, чтобы потерять все (источник стресса). Нуждается в признании. Честолюбива, хочет производить впечатление. Стремится ликвидировать разрыв, который, как она чувствует, отделяет ее от других. Конфликтность между экспансивным оптимизмом и эгоцентрическим упрямством (компенсация). С готовностью участвует во всем, что может возбуждать или волновать. Хочет испытывать оживление (существующее положение дел). Хочет чувствовать себя эмоционально вовлеченной. Способна получать удовлетворение от сексуальной активности (резерв). Оказывает сильное сопротивление внешним воздействиям и посягательствам на ее свободу самостоятельно принимать решения и строить планы (актуальная проблема)".

"Сдерживаемое возбуждение. Нетерпелива, непостоянна, раздражительна. В сложившейся ситуации видит угрозу. Отчаивается из-за бессилия это предотвратить и в то же время боится, что вообще лишится всего. Не способна взглянуть на ситуацию объективно, перенапряжена. Возможно нервное истощение. Ищет устойчивого окружения, требует от других признания своих прав (источник стресса). Хочет производить приятное впечатление и получать одобрение окружающих. Обидчива и легко ранима, когда ее не замечают. Боится пустоты и одиночества разлуки. Нуждается во внимательном отношении и заботе. Стремится ко всему новому, увлекательному (компенсация). Обстоятельства таковы, что не позволяет себе интимной вовлеченности без каких-либо мысленных оговорок (резерв)".

Характеристика матерей детей с неврозом страха: "Стресс вызван разочарованием. Чувствует, что попала в неприятную ситуацию, бессильна исправить положение. Раздражена, так как сомневается, что сможет достичь своей цели. Несбывшиеся надежды вызвали неуверенность и опасения. Пессимизм по отношению к будущему. Это приводит лишь к повышению ее требований и отказу идти на разумные компромиссы (источник стресса). Избегает чрезмерных усилий, испытывает потребность в безопасности и дружеском общении (существующее положение дел)".

Характеристика матерей детей с обсессивным неврозом: "Окружение считает враждебным и испытывает сильное давление. Раздражительна и в то же время чувствует себя бессильной повлиять на ситуацию. Попытки достичь понимания и ощущения безопасности неудачны. Разочарована, нуждается в сочувственном понимании. Природная способность ко всему подходить критически исказилась и превратилась в повсеместное критиканство: все отрицает, выражает сомнение, негативна (источник стресса). Упрямый протест против существующего положения вещей. Хочет лишь одного - чтобы ее оставили в покое (компенсация)".

Мы видим, что методика улавливает в общих чертах невротические проявления в личности матерей (у отцов это менее заметно). У матерей детей с неврастенией - это прежде всего эмоциональная неудовлетворенность и напряженность; у матерей детей с неврозом страха - депримированность, неуверенность в себе и пессимизм; у матерей детей с обсессивным неврозом - тревожно-фобический и паранойяльный настрой, недовольство. Общим будет невозможность (бессилие) что-либо изменить в своем состоянии, несмотря на желание,

низкая

продуктивность,

негибкость

реагирования, аффективно-заостренная установка на опору и поддержку в ближайшем окружении.

В норме для матерей характерен больший реализм, более естественное, непринужденное общение без стремления компенсировать свое чувство личной, аффективно-заостренной недостаточности.

Для уточнения генезиса тревожности в семье рассмотрен совместный выбор цветов в 90 парах мать - ребенок с неврозом и 43 парах в норме. Как и следовало ожидать, тревожность в паре мать - ребенок с неврозом превышает таковую в норме. Высокая и средняя тревожность матери в норме, даже если она и имеет место, не сопровождается, как правило, тревожностью ребенка. При наличии невроза у ребенка его тревожность коррелирует с тревожностью матери, являющейся наиболее интенсивным источником беспокойства в семье.

Представляет интерес выбор двух первых, наиболее предпочитаемых цветов. У матерей детей с неврозами - это 2 (сине-зеленый в оригинальном наборе цветов Люшера), затем 3 (оранжево-красный), в норме - 5 (фиолетовый) и 2.

Чтобы ответить на вопрос, какие ассоциации связаны с этими цветами, мы разработали таблицу из 144 различных эмоциональных и личностных характеристик, ситуаций с тем, чтобы для них был подобран соответствующий цвет. При выборе на первое место зеленого цвета (2) он связывается с такими характеристиками, как внутренняя гармония, единство: спокойствие, невозмутимость; сдержанность; свобода, непринужденность; доброта, жалостливость; усталость, желание отдыха, расслабление. Выбор в числе первых двух (как правило, на втором месте) красного цвета (3) ассоциируется с активностью, энергичностью, признанием, успехом; риском, опасностью. Таким образом, зеленый цвет в восприятии умиротворяющий, а красный - возбуждающий, стимулирующий, подобно тому, как существует связь симпатической нервной системы в восприятии красных лучей и парасимпатической - в восприятии зеленых (Кравков С. В., 1941).

Методика незаконченных предложений применялась у 171 матери и 117 отцов детей с неврозами. 85 матерей и 50 отцов в норме. Методика выявляет 15 сфер конфликтных отношений личности. Приведем достоверные различия. У матерей детей с неврозами по сравнению с нормой более конфликтно отношение к семье (у матерей девочек) и половой жизни (у матерей мальчиков). Более конфликтными сферами у матерей детей обоего пола будут отношения к себе, к прошлому, страхи и опасения, чувство вины.

У отцов детей с неврозами более конфликтны, чем в норме, сферы половой жизни (у отцов девочек), страхов и опасений (у отцов девочек и мальчиков), вины и отношения к себе (у отцов мальчиков).

Наиболее чувствительными к различиям с нормой конфликтными сферами отношений в личности родителей детей с неврозами будут страхи и опасения, чувство вины, отношения к себе, половой жизни (у родителей противоположного с детьми пола) и прошлому.

Представляет интерес меньшая, чем в норме, тенденция конфликтных отношений к вышестоящим лицам у родителей детей с неврозами (у матерей это распространяется также на товарищей, знакомых и подчиненных). Родители детей с неврозами, таким образом, менее конфликтны внешне, но более внутренне конфликтны (страхи и опасения, чувство вины, отношение к себе).

У обоих родителей более конфликтным по сравнению с нормой оказывается отношение к прошлому. Отношение к будущему и сфера "цели", наоборот, менее конфликтны, чем в норме. Это подчеркивает влияние психотравмирующего жизненного опыта у родителей детей с неврозами, фиксацию на нем.

У матерей наиболее конфликтными сферами отношений будут: страхи и опасения (96%), чувство вины (89%), отношения с противоположным полом (72%), к половой жизни (64%) и прошлому (66%); у отцов - страхи и опасения (82%), чувство вины (70%), отношение к половой жизни (52%) и прошлому (55%). Мы видим особую чувствительность данной методики к таким сторонам личностных отношений, как страхи, опасения и чувство вины, причем у матерей количество сфер конфликтных отношений и их выраженность в целом больше, чем у отцов.

Наши рекомендации