Заключительные размышления к критике философии
461. П о ч е м у ф и л о с о ф ы - к л е в е т н и к и? Коварная и слепая ненависть философов к внешним ч у в с т в а м. Сколько п л е б е й с т в а и м е щ а н с т в а во всей этой ненависти!
Народ всегда считает известное злоупотребление, имевшее для него дурные последствия, д о в о д о м против того, что было предметом злоупотребления. Совершеноно также аргументируют и все мятежные движения, направленные против принци пов как в политике, таке и в хозяйстве, в молчаливом предположении, что данный abusus63 необходимо присущ принципу.
Это – г р у с т н а я и с т о р и я: человек ищет принципа, на основании которого он мог бы презирать человека; он изобретает новый мир, чтобы иметь возщможность оклеветать и очерни ть этот мир. В действительности же он каждый раз хватается за ничто и создает из этого ни что “Бога”, “истину”, и во всяком случае судью и карателя э т о г о бытия.
Если угодно найти подтверждение тому, насколько глубоко и сильно жаждут удовлетворения чисто в а р в а р с к и е потребности человека даже в прирученном “цивилизованном” его состоянии, то стоит лишь обозреть “лейтмотивы” всего философского развития: тут какая-то месть по отношению к действительности, коварьно-злобное разрушение мира оценок, в котором человек живет, н е у д о в л е т в о р е н н о с т ь души, для которой прирученное состояние – пытка и которая находит сладострастное наслаждение в болезненном расторжении всех связывающих ее уз.
История философии – это с к р ы т а я я р о с т ь против основных предпосылок жизни, против чувств, ценности жизни, против всего, что становится на сторону жизни. Философы никогда не останавливались перед утверждением какого-либо мира, раз только этот мир противоречит даноному миру и дает указания для осуждения этого мира. То была до сих пор в е л и - к а я ш к о л а к л е в е т ы, и она так сильно импонировала, что и теперь еще наша наука, выдающая себя за заступницу жизни, п р и н и м а е т основное положение этой клеветы и рассматривает этот мир как что-то кажущееся, эту цепь причин как нечто исключительно феноменальное. Ч т о, собственно, нанавидят здесь?
Я боюсь, что постоянная Ц и р ц е я ф и л о с о в о в - мораль, сыграла с ними эту злую шутку и обрекла вечно оставаться клеветниками… Они верили в моральные “истины”, в них они всегда находили высшие ценности – что же им оставалось более, как только по мере того как они постигли бытие в той же мере говорить ему “нет”?.. Ибо это существование н е м о р а л ь н о е… И эта жизнь покоится на неморальных предпосылках; и всякая мораль о т р и ц а е т жизнь.
Упраздним же этот “истинный мир”, а чтобы иметь возможность сделать это, мы должны упразднить прежние высшие ценности, мораль… Достаточно доказать, что и мораль н е м о р а л ь н а в том именно смысле, в каком до сих пор осуждалось все неморальное. Если, таким образом, тирания прежних ценностей будет сломлена, если будет упразднен и “истинный мир”, то сам собой возникнет н о в ы й с т р о й ц е н н о с т е й.
Видимый мир и и з м ы ш л е н н ы й мир - вот в чем противоречие. Последний до сих пор назывался “истинным миром”, “истиной”, “божеством”. Е г о нам следует упразднить.
Л о г и к а м о е й к о н ц е п ц и и:
1) М о р а л ь к а к в ы с ш а я ц е н н о с т ь (госпожа над в с е м и фазами философии, даже скептической). Р е з у л ь т а т: этот мир никуда не годен. Он не есть “истинный мир”.
2) Что определяет в этом случае высшую ценность? Что собственно птредставляет мораль? – Инстинкт декаданса; здесь истомленные и обойденные м с т я т этим способом за себя. И с т о р и ч е с к и й довод: философы постоянно были декадентами… на службе н и г и л и с т и ч е с к и х религий.
3) Инстинкт декаданса, выступающий как в о л я к в л а с т и. Доказательство: абсолютная н е м о р а л ь н о с т ь средств на протяжении всей истории морали.
Общий вывод – прежние высшие ценности суть частный случай воли к власти, сама мораль есть частный случай неморальности.
462. П р и н ц и п и а л ь н ы е н о в о в в е д е н и я. На место “моральных ценностей” – исключительно н а т у р а л и с т и ч е с к и е ц е н – н о с т и. Натурализация морали.
Вместо “социологии” – учение о ф о р м а х и о б р а з а х г о с п о д – с т в а.
Вместо “общества” – к у л ь т у р н ы й к о м п л е к с - как предмет м о е г о главного интереса (как бы некоторое целое, соотносительное в своих частях).
Вместо “теории познания” - п е р с п е к т и в н о е у ч е н и е о б а ф- ф е к т а х (для чего необходима иерархия аффектов: п р е о б р а з о в а н н ы е аффекты, их в ы с ш и й п о р я д о к, их “д у х о в н о с т ь”).
Вместо “метафизики” и религии – у ч е н и е о в е ч н о м в о з в р а - щ е н и и (в качестве средства воспитания и отбора).
463. Мои предтечи – Шопенгауэр: поскольку я углубил пессимизм и лишь путем установления его крайней противоположности прочувствовал его до конца.
Затем – высшие европейцы, предвестники в е л и к о й п о л и т и к и.
Затем – греки и их возникновение.
464. Я назвал моих бессознательных сотрудников и предтеч. Но где должен я, с некоторой надеждой на успех, искать философов в моем вкусе или, по крайней мере, п о д о б не у ю м о е й п о т р е б н о с т ь в н о в ы х ф и л о с о ф а х? Только там, где господствует а р и с т о к р а т и ч е с к и й образ мысли, т.е. такой образ мысли, который верит в рабство и различные степени зависимости как в основное условие высшей культуры; там, где господствует т в о р ч е с к и й образ мысли, который ставит миру в качестве цели не счастье покоя, не “субботу суббот”, который даже мир чтит лишь как средство к новый войнам; образ мысли, который предписывает законы грядущему, который во имя грядущего жестоко, тиранически обращается с самим собой и со всем современным; незнающий колебаний, “неморальный” образ мысли, который стремится воспит ать и взрасти ть как хорошие, так и дурные свойства человека, ибо он верит в свою мощь, верит, что она сумеет поставить и те и другие на надлежащее место – на место, где они будут равно нужны друг другу. Но тот, кто теперь ищет философов в этом смысле, какие виды может он иметь, найти то, что ищет? Не очевидно ли, что в этих поисках он, вооружившись даже наилучшим диогеновским фонарем, понапрасну будет блуждать день и ночь? Наш век есть век о б р а т н ы ъ инстинктов. Он хочет, прежде всего и раньше всего, удобства; во-вторых, он хочет гласности и большого театрального шума, того оглушительного барабанного боя, который соответствует его базарным вкусам; он хочет, в-третьих, чтобы каждый с глубокой покорностью лежал на брюхе перед величайшей ложью, которая называется равенством людей и уважал только у р а в н и в а ю щ и е и н и - в е л и р у ю щ и е добродетели. Но тем самым он в корне враждебен возникновению философа, как я его понимаю, хотя бы в птростоте сердечной он и полагал, что способствует появлению такового. Действительно, весь мир плачется теперь по поводу того, как плохо приходилось п р е ж д е философам, поставленным между костром, дурной совестью и притязательной мудростью отцов церкви. На самом же деле, как раз тут-то и были даны сравнитиельно более б л а г о п р и я т н ы е условия для развития могучего, широкого, хитрого, дерзновенно-отважного духа, чем условия современности. В настоящее время имеются сравнительно более благоприятные условия для зарождения другого духа, духа демагогии, духа театральности, а может быть также и духа бобров и муравьев, живущего в ученом, но зато тем хуже обстоит дело по отношению к высшим художникам: не погибают ли они почти все благодаря отсутствию внутренней дисциплины? Извне они больше не испытывают тирании абсолютных скрижалей ценностей, установленных церковью или двором: и вот они не умеют более воспитывать в себе “своего внутреннего тирана” – своей в о л и. И то, что можно сказать о художниках, можно в еще более высоком и роковом смысле сказать о философах. Где же теперь свободные духом? Покажите мне в наши дни свободного духом!
465. Под “с в о б о д о й д у х а” я понимаю нечто весьма определенное: в сто раз превосходить философов и других учеников “истины” в ст рогости к самому себе, в честности и мужественности, в безусловной воле говорить “нет” там, где это “нет” опасно. Я отношусь к бывшим доселе философам, как к п р е з р е н н ы м Libertins64, нарядившимся в капюшон женщины – “истины”.
СНОСКИ
- Могущество посрамить происхождения. (Прим.ред.).
- Римской империи.
- Сограждан.
- Генри Фред. Приятель.
- Между парами. (лат.)
- Бездействие, лень (лат.).
- Итог (лат.).
- Верховным, суверенным (фр.).
- Первопричина (лат.).
- В итоге (лат.).
- Добродетель (итал.).
- Ничего удивительного (лат.).
- Чистый, без примести, не обработанный, незрелый, во всей своей силе, во всей своей резкости (фр.).
- Бытие.
- Дело.
- Под видом добра.
- Любовной страсти (фр.).
- Симпатических нервов.
- Воспрещенное (Прим.ред.).
- Добродетель (итал.).
- Отдельно.
- Бог близорук! (лат.).
- Добродетель (лат.).
- Крупинка соли (лат.).
- Вид.
- Божество.
- В итоге.
- Идея фикс, навязчивая идея.
- В итоге.
- Свободомыслящего (фр.).
- Первое движение (лат.), толчок, первооснова.
- В психологии.
- В итоге.
- “Я” и “второе “Я”.
- Всеобщее избирательное право (фр.).
- Обыватель (фр.).
- Между равными.
- И не далее, т.е. предел.
- В делах нравственных.
- Мимолет ной (лат.).
- Душевный склад человека (лат.).
- Сомневаюсь (лат.).
- Бессмысленный рок (лат.).
- Укрепляющее (лат.).
- Противоречие в определении, внутреннее противоречие (лат.).
- Образ (лат.).
- Выкидыша.
- Поучать добродетели (фр.).
- Бескорыстными (фр.).
- Автохтонных богов (лат. Из греч.).
- Непреодолимых обстоятельств (фр.).
- На деле (лат.).
- Среди равных (лат.).
- Беспокойный дух (фр.).
- Сущность негодяя (фр.).
- Смешной (итал.).
- Необходимо, обязательно (фр.).
- Дворян (фр.).
- Разночинец (фр.).
- Пределом, кроайней ст епенью (лат.).
- Здравому смыслу (фр.).
- Доброму человеку (фр.).
- В естествоведении (лат.).
- Из предыдущего (лат.).
65. 65. Злоупотребление (лат.).
- Распутникам (фр.).