Пилить, строгать и строить
Как и в городе, на даче у нас есть множество палок. Посох в руке путника – нечто вполне естественное. Особенно в лесу. А если взять две достаточно большие палки в обе руки, то можно опираться о них одновременно и передвигаться прыжками.
Мы приносим с собой подходящие заготовки с прогулок. Аккуратно отпиливаем лишнее. Состругиваем кору и сучки. Не всегда хочется заниматься этим на улице. На веранде тоже удобно. Не беда, что получается груда коры и стружек – потом подметем.
В плохую погоду, бывает, возникает настроение позаниматься строительством. Идет дождик, но мы не скучаем, а делаем перила к лестнице на чердак или настилаем там пол, или обколачиваем там потолок кусками фанеры… Работаем вместе – так и веселее, и многому можно научиться. Я уступаю сыновьям всю работу, которую они могут сделать сами, постепенно переходя только к общему руководству.
Но стройка – не самоцель. Надоело – мы находим и другие дела. У нас нет задачи потратить все время на приколачивание досок. Тем более что на чердаке и так очень уютно. Кое-чему научились – уже хорошо.
Но если мы затеялись сделать что-то конкретное, то подход другой. Например, стала протекать крыша туалета. Мы с парнями несем лестницу, рейки, молотки, гвозди, пилу, рулон толя. И работаем, пока не сделаем все до конца как надо. То же – и в любой другой работе, которую не оставишь на полдороге (перила для лестницы, например). Я каждый раз ищу оптимальный баланс между последовательно-целенаправленным взрослым подходом и свободно-вдохновенным детским стилем. Дети постепенно приучаются работать организованно, до необходимого конечного результата. А я от них учусь быть спонтаннее и радостнее в любом деле.
Несмотря на очень маленькие масштабы нашего дачного строительства, каждое такое мероприятие я рассматриваю как весьма важное. Это урок. Плюс к тому, это эксперимент с пространством – крошечный эксперимент, но в чем-то значимый.
Под треугольной крышей на чердаке хорошо посидеть и помечтать о глобальных архитектурных проектах, за которые я возьмусь когда-нибудь. Ну, или хотя бы о конструкции дома, который мы когда-нибудь построим.
Все созревает в свое время. А пока, вспоминая, как мы с детишками приколачивали куски фанеры и отпиливали длинные бруски, я вижу простые и естественные шаги, которые делали мои дети в осознании того, что же такое строительство. Мы следовали нити интереса, логике исследования, импульсу творчества.
Тима и Коля выросли. Им сейчас неинтересно сидеть на даче. Есть масса других мест, куда можно поехать. А Маша не склонна строить. Чердак так и остался недоделанным. Ничего страшного. Главное, что определенный этап в развитии был прожит полноценно.
Небо, поле и звезды
Является ли небо элементом развивающей среды? Конечно! Можно ли разрешить маленьким детям не спать до глубокой ночи и смотреть на падающие звезды? Разумеется! Надо лишь проследить, чтобы оделись потеплее, если ночь прохладная.
На даче, вдалеке от подсветки большого города звезд бывает видно очень много. Так интересно! Мы можем просто любоваться на них. А можем отыскивать знакомые созвездия или планеты. Луна тоже совершает свой путь по небу – полная или в виде месяца. Редкие легкие облака разнообразят картину.
Однажды ночью мы много часов подряд наблюдали северное сияние. Оно переливалось и играло по всему небу. Ну как можно было загонять детей спать?! Мы даже думали, не разбудить ли соседей – дабы и они полюбовались на такое чудо. Но не решились. Кто их знает? Может, они такие взрослые и серьезные…
Сидя на нашем крылечке (всего несколько ступенек безо всяких перил и навесов – удобная такая лесенка от земли до входной двери), я люблю наблюдать за облаками. Часто рядом присаживается кто-то из детей. А то и все усядутся – только-только места хватает. И чай можно пить. Просто место такое удобное.
Бывает, облака будто бы почти касаются земли – настолько они кучевые и низкие. Вечернее солнце играет в них, расцвечивая в желтые, розовые, фиолетовые, темно-красные и даже зеленоватые тона. Мы с детишками разглядываем всю эту красоту, восхищаемся ею, замираем от удивления. Иногда они зовут меня: «Папа! Посмотри, какое облако потрясающее!» Я откладываю дела и спешу на улицу посмотреть. И всегда радуюсь, что меня позвали.
Человеку иногда нужен простор. Это фундаментальная психологическая потребность. В данном плане небо, пожалуй, самый удобный объект – оно почти всегда рядом.
Плюс к простору иногда хочется побыть одному. И для этого у нас на даче есть тоже очень удобное средство – выйти в поле. Сидя в густой траве, можно не видеть ничего вокруг, кроме зеленой стены стеблей и неба над тобой. А дом совсем рядом – метров 20-30. И папа рядом.
Став постарше, Тима часто уходил в поле с гитарой – сочинял песни. И получались они как раз такие, какое состояние души возникает в поле – просторное, возвышенное, близкое к Природе. А я иногда уходил недалеко в поле, чтобы отдохнуть от постоянных воспитательных забот. И всегда был спокоен – дети при необходимости меня могут позвать, дом совсем рядом.
Общаясь с Природой, я вновь и вновь черпаю от нее ощущение, состояние безграничности. Оно во всем: от переплетения травинок до узора облаков. И я стараюсь переносить этот принцип безграничности в решение всех конкретных педагогических задач, в ежедневную практику воспитания и обучения, в создание развивающей среды для своих детей, в разнообразные игры и занятия.