Основные принципы оказания помощи детям

Клинические и психологические аспекты.

Речь

Санкт Петербург.

Рецензент:

Волкова Г. А. — кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга

Корнев А. Н.

Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь, 2006. — 380 с: ил. ISBN 5-9268-0412-4

Книга является первым в России изданием, посвященным клинико-психологическому описанию разных форм недоразвития речи у детей. Дается детальное описание симптомов и синдромов, встречающихся у детей с патологией речи. Анализируются медицинские, психологические и логопедические проявления недоразвития речи. В книге систематизированы данные не только отечественных авторов, но и ведущих зарубежных специалистов. Подробно изложены принципы и методы диагностики недоразвития речи, методы логопедической и психологической помощи детям. Данное издание содержит информацию о новых достижениях в психолингвистике, нейропсихологии, нейролингвистике, логопедии, логопатологии и детской психиатрии. Оно адресовано как логопедам, психологам, так и неврологам и психиатрам, работающим с детьми. Книга представляет собой наиболее современное учебное пособие, которое может быть рекомендовано студентам педагогических, психологических факультетов и педиатрических медицинских вузов.

ББК 88.56

© А. Н. Корнев, 2005

© Издательство «Речь», 2005

© П. В. Борозенец, оформление, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….8

Глава 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ………………………………………………………………………….….13

1.1. Общая характеристика функциональной системы языка и речи……….. 13

1.2 Общие принципы и механизмы формирования функциональных

подсистем ФСЯР в онтогенезе………………………………………….20

1.2.1. Формирование семиотической подсистемы ФСЯР ………….....20

1.2.2. Формирование подсистемы программирования высказываний

и речевых актов……………………………………………….…...49

1.2.3. Формирование регуляционной подсистемы ФСЯР…………….69

1.3. Возрастные этапы формирования коммуникативно-речевой

деятельности ……………………………………………………………..73

1.3.1. Инициальный период (10—18 мес.)……………………………..77

1.3.2. Ранний период онтогенеза (18—30 мес.)………………………..79

1.3.3. Средний период развития речи (30 мес.—б лет)……………….80

1.3.4. Поздний период развития речи (7—12 лет)…………………….86

Глава 2

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ………………………………………..88

2.1. Клиническое направление исследований………………………………...89

2.2. Психо-лингвистическое направление исследований……………………96

2.2.1. Концепции «фонетико-фонематического недоразвития речи»

и «общего недоразвития речи»…………………………………..97

2.2.2. Концепция «нарушения языкового развития» (developmental

language disorder), «специфического нарушения языка» (specific

language impairment)………………………………………………98

2.3. Систематика нарушений речевого развития……………………………..101

2.4. Механизмы первичного недоразвития речи……………………………..105

2.5. Семиотика первичного недоразвития речи………………………………111

Глава 3

ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ……………..112

Глава 4

СЕМИОТИКА НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

(ОБЩАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ)……………………………………………..130

4.1. Лингвопатологические симптомы и синдромы…………………………..132

4.1.1. Обшие онтогенетические закономерности симптоматики

недоразвития речи…………………………………………………132

4.1.2. Лингвопатологические симптомы……………………………….136

4.1.3. Лингвопатологические синдромы……………………………….160

4.2. Неспецифические симптомы и синдромы……………………………….195

4.2.1. Неврологическая симптоматика…………………………………195

4.2.2. Соматотипичсская характеристика детей с HP…………………199

4.2.3. Психопатологические синдромы………………………………...200

Глава 5

СИСТЕМАТИКА НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ УДЕТЕЙ…………………..227

Классификация недоразвития речи у детей……………………………….....238

Клинико-патогенетическая ось………………………………………...243

Нейропсихологическая ось……………………………………………..245

Психопатологическая ось………………………………………………247

Этиологическая ось……………………………………………………..247

Функциональная ось……………………………………………………248

Глава 6

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

(ЧАСТНАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ)…………………………………………249

6.1. Парциальные формы ПНР………………………………………………..249

6.1.1. Функциональная дислалия………………………………………250

6.1.2. Артикуляционная диспраксия…………………………………...258

6.1.3. Дизартрия развития………………………………………………270

6.1.4. Ринолалия…………………………………………………………282

6.1.5. Дисграмматизм……………………………………………………286

6.2. Тотальные формы недоразвития речи……………………………………288

6.2.1. Моторная алалия…………………………………………………..289

6.2.2. Параалалическая форма ПНР……………………………………..317

Глава 7

ДИНАМИКА ПСИХОРЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ УДЕТЕЙ

С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ………………………………………………..339

7.1. Модели взаимодействия субъекта и среды при дизонтогенезс………...399

7.2. Концепции психического дизонтогенеза при недоразвитии речи……..342

7.3. Системно-динамический анализ дизонтогенеза…………………………349

Глава 8

МЕХАНИЗМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ…………………….369

8.1. Когнитивные механизмы недоразвития речи……………………………369

8.1.1. Механизмы нарушений звуковой стороны речи………………..372

8.1.2. Механизмы нарушения лексико-грамматической

и прагматической стороны речи…………………………………393

8.2. Нейропсихологичсские механизмы недоразвития речи………………...404

Глава 9

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕДОРАЗВИТИЯ

РЕЧИ…………………………………………………………………………..421

9.1. Общие методологические принципы диагностики…………………….421

9.2. Этапы и содержание диагностического процесса……………………..428

9.3. Принципы исследования речевой, языковой и метаязыковой сфер…..435

9.4. Исследование импрессивного уровня речевых и языковых

способностей…………………………………………………………..440

9.4.1. Исследование фонематического восприятия…………………440

9.4.2. Исследование фонематических (фонетических)

представлений…………………………………………………..442

9.4.3. Оценка состояния импрессивного словаря…………………...444

9.4.4. Понимание фраз………………………………………………...445

9.4.5. Понимание логико-грамматических конструкций…………...447

9.5. Исследование экспрессивного уровня речевых и языковых

способностей………………………………………………………......449

9.5.1. Исследование звуковой стороны речи………………………..449

9.5.2. Исследование грамматического строя речи…………………..456

9.6. Исследование коммуникативных способностей и диалогической

речи…………………………………………………………………….463

9.7. Исследование навыков чтения…………………………………………464

Глава 10

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Наши рекомендации