Тема № 1. Понятие об арт-терапии и специфике её многозначности

ВВЕДЕНИЕ

Цель курса ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами арт-терапии, ее направлениями, классическими и инновационными методами для повышения эффективности деятельности в области развития личности. Основное внимание при изучении курса уделяется раскрытию возможностей арт - терапевтических техник для широкого круга психолого - социальных задач - в лечебных и образовательных учреждениях, в центрах психолого - социальной помощи населению. Эти задачи связаны с сохранением и восстановлением психического здоровья населения, развитием интеллектуального и эмоционально-нравственного потенциала людей, профилактикой и разрешением конфликтных ситуаций.

Задача курса состоят:

1. в глубоком усвоении методологии и техник различных направлений современной арт-терапии и психотерапии искусством (арт-терапии, драма терапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии),

2. в развитии у будущих психологов способности к критическому анализу результатов арт-терапевтической практики и оценки ее эффективности с использованием современных методов исследования,

3. в практическом освоении современных методов арт-терапии;

4. в развитии у будущих психологов способности к критическому анализу результатов арт-терапевтической практики и оценки ее эффективности.

В результате изучения данного курса студент должен знать:

- Особенности возникновения арт-терапии и ее начального использования;

- Специфические особенности арт-терапии, и ее базовые концепции.

- Роль арт-терапевта в ходе арт - терапевтического процесса и его основные функции.

- Возможности применения арт-терапии в различных областях психологической практики.

- Современные арт-терапевтические техники и требования по их использованию;

- Специфические особенности проективных техник, используемых в арт-терапии с целью психодиагностики.

- Основные требования к интерпретации арт - терапевтической продукции.

В результате изучения данного курса студент должен:

- Уметь ориентироваться в основаниях и тенденциях развития современной арт-терапии;

- Приобрести практические навыки, по использованию различных арт-терапевтических техник;

- Уметь проводить психодиагностику с помощью арт-терапевтических методов и создавать арт-терапевтические программы коррекции и развития личности;

- Интегрировать полученные знания и навыки в свою практическую деятельность.

Основной формой изучения студентами курса «Психологическое сопровождение развития личности средствами арт-терапии» является посещение лекций, практических и семинарских занятий, которые охватывают своим содержанием сущность основных вопросов арт-терапии, а также самостоятельная работа студентов по проработке рекомендованной литературы.

Данная методические рекомендации ориентированы на помощь студентам в освоении умений и навыков применения арт - терапевтических техник при работе с различными контингентами детей и взрослых для достижения следующих результатов:

- Развитие творческих способностей;

- Повышение самооценки и рост самосознания;

- Развитие эмоционально-нравственного потенциала;

- Формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;

- Формирование умения выражать эмоции;

- Формирование умения решать конфликтные ситуации, снятия напряжения, релаксация;

- Развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.

Особенности курса: курс включает теоретические, практические и лабораторные занятия.

Критерии оценивания (для стационарной формы обучения):

Автомат по курсу предполагает:

1. 80% посещённых теоретических занятий.

2. 90% посещённых практических и лабораторных занятий.

3. 2 практических занятия вне стен университета – посещение выставочных инсталляций и написание эссе по ознакомлению с культурным наследием и анализом уровней развития сознания, представленных на выставках.

4. 1 реферат на выбранную тему + презентация. Реферат выполняется по заданному образцу, презентация осуществляется в устной докладной форме.

5. 1 программа тренинга по арт-терапии, выполненная согласно требованиям.

6. Сдача теоретического модуля (тестовая форма).

7. Сдача практического модуля (тестовая форма)

Курс с экзаменом предполагает:

1. Полный конспект лекций 100%.

2. Не менее 70 % посещённых практических и лабораторных занятий.

3. Не менее 60 % посещённых теоретических занятий.

4. Реферат + презентация.

5. 1 программа тренинга по арт-терапии.

6. Письменный допуск к экзамену, на основании материала, пройденных практических занятий.

7. Сданный теоретический модуль.

8.Сданный практический модуль

9. Экзамен(тестовая форма)

Критерии оценивания (для заочной формы обучения):

Автомат по курсу предполагает:

1. Полный конспект лекций по теоретическому разделу курса, выполненный от руки.

2. 1 реферат на выбранную тему + презентация. Реферат выполняется по заданному образцу, презентация осуществляется в устной докладной форме.

3. 1 программа тренинга по арт - терапии, выполненная согласно требованиям, сдаётся за 10 дней до экзамена.

4. Письменный допуск к экзамену, на основании материала, пройденных практических занятий.

5. Сданный теоретический модуль.

6. Сданный практический модуль.

7. Экзамен(тестовая форма)

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Арт-терапия как междисциплинарное явление.

2. Особенности арт - терапевтического подхода.

3. Основные понятия арт-терапии.

4. Коррекционные возможности арт-терапии.

5. Формы арт-терапии.

6. Значение символов и образов в арт-терапии.

7. Специфические особенности арт-терапии: метафоричность, триадичность, ресурсность.

8. Исторические корни арт-терапии.

9. Специфика работы современных арт-терапевтов.

10. Базовые арт-терапевтические концепции.

11. Основные функции арттерапии.

12. Направления арт-терапии.

13. Интегративный поход в арт-терапии.

14. Основные концепции арт - терапевтического процесса.

15. Структурные и функциональные характеристики психотерапевтических отношений

16. Основные этапы арт - терапевтического процесса и задачи арт-терапевта на каждом из них.

17.Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии (общий обзор)

18. Фактор художественной экспрессии. Основные этапы. Влияние внешних и внутренних факторов. Обоснование психотерапевтического воздействия художественной экспрессии представителями разных школ.

19. Фактор психотерапевтических отношений. Функции психотерапевта. Факторы, оказывающие влияние на психотерапевтические отношения.

20. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.

21.Типы арт-терапевтических кабинетов.

22. Оснащение арт- терапевтического процесса

23. Способы регистрации и оценки арт-терапевтической работы

24. Правила хранения изобразительной продукции

25. Методы оценки эффективности арт – терапии.

26. Индивидуальная форма арт-терапии. Этапы работы.

27.Особенности индивидуальной арт-терапии.

28. Групповая форма арт-терапии. Возможностигрупповой арт-терапии.

29. Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной.

30. Структура групповой арт-терапевтической сессии.

31. Формы групповой работы.

Тема № 1. Понятие об арт-терапии и специфике её многозначности.

Основные вопросы темы:

Наши рекомендации