Тема № 1. Понятие об арт-терапии и специфике её многозначности
ВВЕДЕНИЕ
Цель курса ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами арт-терапии, ее направлениями, классическими и инновационными методами для повышения эффективности деятельности в области развития личности. Основное внимание при изучении курса уделяется раскрытию возможностей арт - терапевтических техник для широкого круга психолого - социальных задач - в лечебных и образовательных учреждениях, в центрах психолого - социальной помощи населению. Эти задачи связаны с сохранением и восстановлением психического здоровья населения, развитием интеллектуального и эмоционально-нравственного потенциала людей, профилактикой и разрешением конфликтных ситуаций.
Задача курса состоят:
1. в глубоком усвоении методологии и техник различных направлений современной арт-терапии и психотерапии искусством (арт-терапии, драма терапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии),
2. в развитии у будущих психологов способности к критическому анализу результатов арт-терапевтической практики и оценки ее эффективности с использованием современных методов исследования,
3. в практическом освоении современных методов арт-терапии;
4. в развитии у будущих психологов способности к критическому анализу результатов арт-терапевтической практики и оценки ее эффективности.
В результате изучения данного курса студент должен знать:
- Особенности возникновения арт-терапии и ее начального использования;
- Специфические особенности арт-терапии, и ее базовые концепции.
- Роль арт-терапевта в ходе арт - терапевтического процесса и его основные функции.
- Возможности применения арт-терапии в различных областях психологической практики.
- Современные арт-терапевтические техники и требования по их использованию;
- Специфические особенности проективных техник, используемых в арт-терапии с целью психодиагностики.
- Основные требования к интерпретации арт - терапевтической продукции.
В результате изучения данного курса студент должен:
- Уметь ориентироваться в основаниях и тенденциях развития современной арт-терапии;
- Приобрести практические навыки, по использованию различных арт-терапевтических техник;
- Уметь проводить психодиагностику с помощью арт-терапевтических методов и создавать арт-терапевтические программы коррекции и развития личности;
- Интегрировать полученные знания и навыки в свою практическую деятельность.
Основной формой изучения студентами курса «Психологическое сопровождение развития личности средствами арт-терапии» является посещение лекций, практических и семинарских занятий, которые охватывают своим содержанием сущность основных вопросов арт-терапии, а также самостоятельная работа студентов по проработке рекомендованной литературы.
Данная методические рекомендации ориентированы на помощь студентам в освоении умений и навыков применения арт - терапевтических техник при работе с различными контингентами детей и взрослых для достижения следующих результатов:
- Развитие творческих способностей;
- Повышение самооценки и рост самосознания;
- Развитие эмоционально-нравственного потенциала;
- Формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;
- Формирование умения выражать эмоции;
- Формирование умения решать конфликтные ситуации, снятия напряжения, релаксация;
- Развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия.
Особенности курса: курс включает теоретические, практические и лабораторные занятия.
Критерии оценивания (для стационарной формы обучения):
Автомат по курсу предполагает:
1. 80% посещённых теоретических занятий.
2. 90% посещённых практических и лабораторных занятий.
3. 2 практических занятия вне стен университета – посещение выставочных инсталляций и написание эссе по ознакомлению с культурным наследием и анализом уровней развития сознания, представленных на выставках.
4. 1 реферат на выбранную тему + презентация. Реферат выполняется по заданному образцу, презентация осуществляется в устной докладной форме.
5. 1 программа тренинга по арт-терапии, выполненная согласно требованиям.
6. Сдача теоретического модуля (тестовая форма).
7. Сдача практического модуля (тестовая форма)
Курс с экзаменом предполагает:
1. Полный конспект лекций 100%.
2. Не менее 70 % посещённых практических и лабораторных занятий.
3. Не менее 60 % посещённых теоретических занятий.
4. Реферат + презентация.
5. 1 программа тренинга по арт-терапии.
6. Письменный допуск к экзамену, на основании материала, пройденных практических занятий.
7. Сданный теоретический модуль.
8.Сданный практический модуль
9. Экзамен(тестовая форма)
Критерии оценивания (для заочной формы обучения):
Автомат по курсу предполагает:
1. Полный конспект лекций по теоретическому разделу курса, выполненный от руки.
2. 1 реферат на выбранную тему + презентация. Реферат выполняется по заданному образцу, презентация осуществляется в устной докладной форме.
3. 1 программа тренинга по арт - терапии, выполненная согласно требованиям, сдаётся за 10 дней до экзамена.
4. Письменный допуск к экзамену, на основании материала, пройденных практических занятий.
5. Сданный теоретический модуль.
6. Сданный практический модуль.
7. Экзамен(тестовая форма)
Вопросы для подготовки к экзамену:
1. Арт-терапия как междисциплинарное явление.
2. Особенности арт - терапевтического подхода.
3. Основные понятия арт-терапии.
4. Коррекционные возможности арт-терапии.
5. Формы арт-терапии.
6. Значение символов и образов в арт-терапии.
7. Специфические особенности арт-терапии: метафоричность, триадичность, ресурсность.
8. Исторические корни арт-терапии.
9. Специфика работы современных арт-терапевтов.
10. Базовые арт-терапевтические концепции.
11. Основные функции арттерапии.
12. Направления арт-терапии.
13. Интегративный поход в арт-терапии.
14. Основные концепции арт - терапевтического процесса.
15. Структурные и функциональные характеристики психотерапевтических отношений
16. Основные этапы арт - терапевтического процесса и задачи арт-терапевта на каждом из них.
17.Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии (общий обзор)
18. Фактор художественной экспрессии. Основные этапы. Влияние внешних и внутренних факторов. Обоснование психотерапевтического воздействия художественной экспрессии представителями разных школ.
19. Фактор психотерапевтических отношений. Функции психотерапевта. Факторы, оказывающие влияние на психотерапевтические отношения.
20. Фактор интерпретации и вербальной обратной связи.
21.Типы арт-терапевтических кабинетов.
22. Оснащение арт- терапевтического процесса
23. Способы регистрации и оценки арт-терапевтической работы
24. Правила хранения изобразительной продукции
25. Методы оценки эффективности арт – терапии.
26. Индивидуальная форма арт-терапии. Этапы работы.
27.Особенности индивидуальной арт-терапии.
28. Групповая форма арт-терапии. Возможностигрупповой арт-терапии.
29. Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной.
30. Структура групповой арт-терапевтической сессии.
31. Формы групповой работы.
Тема № 1. Понятие об арт-терапии и специфике её многозначности.
Основные вопросы темы: