Краткий биографический справочник. вмсстно с Т Визслом) за открытие ориентационной избирательности зрительных ней- ронов
вмсстно с Т Визслом) за открытие ориентационной избирательности зрительных ней-
ронов Одним из первых применил ряд новых гистохимических методов исследования
нервных клеток
Фсйерштейн — современный израильский психоло1, известный разработанным им мето-
дом развития когнитивной сферы людей с низким уровнем интеллекта Этот метод,
получивший название «Инструментальное обращение», включает упражнения, осно-
ванные на различных теоретических концепциях Оценки эффективности этою мето-
да довольно противоречивы
Фестингер (Festinger) Лион — американский психолог, автор теории когнитивного диссонанса
Фехиер (Feehner) Густав Теодор (1801 — 1887) — немецкий физиолог, философ, психолог В
1860 г издал книгу «Элементы психофизики», где провозгласил создание новой науки,
призванной объективно исследовать отношения души и тела
Фреге (Frege) Готлоб (1848—1925) — немецкий логик, математик и философ, положивший
начало теории математического доказательства Осуществил аксиоматизацию логики
высказывания и предикатов, занимался аксиоматизацией арифметики
Фуко (Foucault) Мишель — французский культуролог и философ
Федор (Fodor) Джерри — современный американский психолог и философ Получил извес-
тность экспериментальными исследованиями в области психолингвистики, разрабо-
тав (совместно с Бивером) методику «клика», которая была призвана проверить при-
менимость трансформационной грамматики Н Хомского к психоло1ии В дальнейшем
развил модулярную теорию, согласно которой все когнитивные процессы делятся на
модулярные и центральные Известен философскими трудами, в которых критикует
коннекционизм, утверждает врожденность логики и поддерживает идею гомункулусов
Шадриков Владимир Дмитриевич — современный российский психолог, автор теории сис-
темогенеза способностей, академик РАО
Шеннон (Shannon) Клод Элвуд — математик, внесший большой вклад в развитие теории ин-
формации В 1948 г Шеннон предложил способ измерения количества информации в
битах, основывающийся на ее представлении в виде выбора между альтернативными
возможностями Он также доказал возможность моделирования пропозиционального
исчисления при помощи электрической цепи, что стало важным шагом на пути созда-
ния электронных вычислительных машин
Шмелев Александр Георгиевич — современный российский психолог, специалист по пробле-
мам психосемантики и психодиашостики, профессор МГУ
Эббингауз (Ebbinghaus) Герман (1850—1909) — немецкий психолог Вдохновленный успеха-
ми Фехнера в измерении психических явлений, разработал метод исследования памя-
ти с помошью заучивания бессмысленных слогов, который использовал вначале на себе
самом Вместе с Артуром Кенигом основал первый журнал по психологии
Указатель имен
АбельсД 73
Адаме Р 61
Айзен Э 343
Айзенк Г Ю 255, 268-269
АйзенкМ 115, 117, 123
АйкДж 340,341
Аламберти Р 136
Александров И О 141
Аллахвердов В М 6
Ананьев Б Г 4, 13,271-273
АнастазиА 251
Андерсон Дж 18-19, 121,
127, 158
АнохинП К 12,136
Аполлонская ТА 163-165
АрбибМ 57
Аристотель 7, 233-234
Артемьева Е Ю 134, 149,
158-160
Аткинсон Р 93-94, 95, 99
Ахутина (Рябова) Т В 164,
Байаржон Р 367-369
БалотаДА 101
Бандура А 450
БаннистерД 301
Барабанщиков В А 57
Бардин К В 39
Барон-Кохен С 382
БарсалуЛ 135
БартлеттФ 135, 158
Баскакова Л Н 60
Баттерворт Дж 364, 365,
374, 380
Бачинская Н Ю 208
Бауэр Г 158, 338-339, 340,
341-343,364
Бейтс Э 410,418
Беллеза Фр 109
Беклин Р 66
БердсоллТ 39
Беркли Дж 347, 362
БернЭ 141
Бернштейн НА 12, 14, 106,
136
Берулава Г А 267
БигелоуЭ 366
БиериДж 301
Биллман 192-193
Бине А 242, 243
Блинникова И В 132
Боар Т 376,377
БоброуД 67
Бове М 449
Божович Л И 197
Болдуин Дж 392
Бомен С 254
БондаренкоС М 195
БорингК 22, 111,253
Борнштейн М 376
Брайант П 360-361
Бреденкамп Ю 87-88, 105-
106, 111
Брикенкамп П 72
Броверман Д 294
БродбентД 65, 93, 153, 232
Бродбент М 153
Брока П 147
Брунер Дж 15, 272, 357,
358-359,387-388,417
Брушлинский А В 210,213,
214, 232, 264
Буассон-Барди Б , де 413
БульДж 234,236
Бурдон Б 71
Бурлачук А Ф 72
Бурменская Г В 450
Бэддли А 87-88, 95, 97, 102,
103
БюлерК 407
ВаганаарУ 338
Вагнер-ВендерМ 107
ВанДайкТ 128, 157
Варга А Я 435,436
Векслер Д 246-247, 269,
290,439-442
Величковский Б М 14, 57,
65, 66, 80, 90, 97, 103,
104, 150, 153, 154, 272,
273
Вельтен Е 341
Венгер А А 264,362
ВераксаН Е 198
Верной Ф 244, 246
Воробьева В А 439
Вертхаймер М 9, 61, 65
209, 214, 257
Веккер Л М 9, 13, 21, 275-
276
ВендлерК 107
Вернике 147
ВерньоЖ 136
ВизелТ 46-47
ВиккенсД 109, 153
Винер Н 93, 116
Винн К 375
Витгенштейн Л 174
Волкова К Н 436
ВудДж 318
Вудвортс Р 60, 62
Вулвилл Дж 448
ВундтВ 9, 10, 59, 65
Выготский Л С 4, 23, 61,
146, 164, 165, 229, 260,
271,278,334,348,387
ГаборД 22
Гайсслер 88
Галантер Ю 164
Гальперин П Я, 6, 62, 349,
449
ГальтонФр 241,243,423
Гарднер Г 249-250
Гарднер Р 283, 285-286, 292
Гатри Э 10
Гвоздев А Н 407
Гедель 236
Гельман Р 358, 375
Гельмгольц Г 9, 10, 38, 54-
55, 347
Герингер Е 450
Гетцер Г 447
Гибсон Дж 9, 15, 55, 57, 115
Гилберт Дж 363
Гиллигэн С 338, 339, 341
Гилфорд Дж 205,248,249
Гиппенрейтер Ю Б 57
Глезер В Д 22
Глезер Р 258
Глэнцер М 91
Голдин 110
Голицын Г А 195
Гольдштейн Д 22
Гопник А 379, 383
Горбов Ф Д 72
ГордееваН Д 103, 106
ГорнДж 439
Гостев А А 128
ГрафП 85
Грегори Р Л 57
Григоренко Е Л 425
Грин ДМ 28
ГроверЛ 380
Гроот А, де 222
Гуревич К М 57, 241
Гусев А Н 39
Давыдов В В 362
ДеФризДС 438
ДейДж 109
Декарт Р 5, 174, 223-224,
348
ДеКасперА 412,413
Деметриу 402-403
Демокрит 7, 25
Демченко В Н 308
ДениМ 107, 131-132
ДернерД 225-226
Джемс В 70, 91, 204, 347,
362
Дженсен А 241, 250, 253,
295
Джонсон 100, 126-127
Джонсон-Лэрд Ф 179-183,
190
Добрынин М Ф 60
Добрынин Н Ф 61
Дональдсон Н 358
Дружинин В Н 241,243, 255-
256, 267, 435-436, 439
ДуазВ 134,451
ДункерК 206-210,290
ДучекДж 101
Дюбуа Д 131
Дюкер М 72
Егорова М С 288, 308
Забродин ЮМ 13,34,39
Завалишина Д Н 227, 229
Зайонц Р 430-432, 434
Запорожец А В 362
Зачесова И А 167
Зельц О 205,214
Зиглер Р 254
Зимняя И А 164
Указатель имен
Зинченко В П 13,63,66,69,
84, 95, 96
Знаков В В 147, 148
Зырянова Н М 308
ИганДж 39
ИзмайловЧ А 39
Икегами Т 116
Инельдер Б 278, 449
Индлин Ю А 39
Иоселиани К К 60
КаванахДж 87-88
Каган Дж 283, 286, 298, 303
Калмыкова ЗА 214,267
КанеманД 67,327
Кант И 8, 146,348,366
Карпентер П 155
Каглелинин В Н 105, 150,
151
Квиллиан М Р 119
КейсР 395-403
Келер В 9, 22, 61, 62, 65,
172, 173, 206, 209, 257
КеллиДж 85,283,287,301
Керич П И 438
Кеттел Дж 111, 146, 202,
435
КинчУ 128, 156
Киселева К 167
Китинг 87, 374, 376
Кларк Г 155
Клейн Дж 283,285,286,289,
295, 296
Кобыльницкая Л С 62
Козлова И Н 288
Колга В 288, 292, 295, 307
Коллинз А М 99,119
Комбс 376
Конвей М 343
Конрад К 150
КоппенаальЛ 91
Кордье Фр 131
Корж Н Н 83
Косслин СМ 103, 104, 107,
123-125, 131, 153
КоффкаК 9,61,65
КочарянАС 301,307,310
Кочубей Б И 425
КоулМ 23
КраудерР 101
Крепелин Е 72
Кривцова С В 439
Крупное А И 196
Крэйк95, 97
КубряковаЕС 165
КудиновС И 196
Кулагин Б В 72
КульП 35,412-415
Купер Р 103, 124,412
КэмпионДж 258
КэриС 385,386
КэрролДж 249
ЛайтП 341,358
ЛангеЕ 319
Лангевин 196
Лангмейер Й 429
ЛамберЖ-Ф 82,83, 112
Лачинс А 202, 290
Лачинс Е 202, 290
Лебедев А Н 39, 88, 89
Леви-БрюльЛ 194
Левики К 85
Леви-СтроссК 262
Лемперс380, 385
Ле-НиЖ-Ф 118, 135, 156
Ленин В И 185
Леонтьев А А 147, 149, 164,
165
Леонтьев АН 4, 6, 8, 13, 62,
84, 147, 161, 252, 349,
362
Лесли А 148, 381
Лешли К 22
Либерман А 97, 106
Линерт Г 72
ЛиндсейН 13
Линтон М 337
Лисина МИ 197, 409
Логвиненко А Д 57
Лозовская Е А 308
ЛоккДж 8, 362
Ломов Б Ф 13, 23, 128
Лонгет-Хиггинс К 180
Лоу Р 448
Ляудис В Я, 84
Лурия А Р 12, 70, 145, 148,
149, 155, 164, 165
Магомед-Эминова М Ш 439
Майли Р 71, 249
МакКензи Б 366
МандлерДж 376-377
Маньковский Н Б 308
Марищук В Л 72, 73
МаррД 9-10
Марютина Т М 422
МаслоуА 15
МассароД 99, 102
Матейчик 3 429
Маунткасл В 47
Медник 205
Мези 358
МелтзоффЭ 379,383,413
Мендел Дж 197
Мерлин В С 60
Метцлер 103
МилльДж С 8
Миллер Дж 14, 15, 164
Миллер Л 18,79
Миллер Т 10
Минский М 20
Митькин А А 57
Михалевская М Б 39
Монтейро К 338, 339, 341
Морган С 422
Мортон 102, 122
МунЧ 412
Мухаматулина Е А 439
Мюллер Г Э 27, 28, 204, 205
Мюнстерберг Г 71
Мюньи Г 451
Мясищев В Н 4
НайссерУ 14, 15,47,65,99,
116,254
Наринская Л А 60
Натадзе Р Г 47
Небылицын В Д 4
Ниденталь П 335
Никитин М Л 146
НилиДж 150
Нильсон Л -Дж 106
НовакДж 200
Норман Д 13, 67 93, 161,
162
Носал Ч 300, 304
Носовски Р М 131
Носуленко В Н 57
Нотон Д 57
Ньюэлл А 203, 212
Обозов Н Н 437
ОлпортД А 69
ОсгудЧ 147, 149, 159, 160
Ошанин ДА 96
Павлов И П 195
Павлова Н Д 165-167
ПайарД 167
ПайвиоА 122, 123, 129
Пайперт Р 357
Палей И М 288, 309
ПаралисС Э 308
ПарксТ 104
Паскуаль-Леоне X 357,391-
395, 402, 403
Пернер Й 384, 386
Перре-КлермонА-Н 451
Петерсон М 99, 100
Петренко В Ф 134,141,149,
159
Петтигрю Т 293
Пиаже Ж 10, 80, 117, 136,
173, 183-188, 213, 221,
260, 348, 349-364, 373,
374, 377, 384, 387, 388,
391, 395, 396, 398, 399,
403, 408, 409, 416, 421
449, 450
Пиотровский Р Г 162, 163
Пиппинг К 436
ПирсЧ 190,234
Платон 7, 348
Пломин Р 424, 425, 438
Подгорны П 103
Поддьяков Н Н 197, 198-
199,423,451-455
Познер М 67,68, 104
Пономарев Я А 14,21,217-
219, 277, 395
ПопперК 5, 14, 189-190
Поспелов ДА 138, 141
Похилько В В 153
Прибрам К 22, 164
ПримакД 378
Пуффе 88
Пушкин В Н 18
Пылишин 3 127, 129
РавенДж 245-246,251,252,
269
Равич-Щербо И В 433
Радо П 106
Райдинг Р 303
РайзерДж 366
РандуД 89
Рассел Б 235, 382
Рассел Дж 361
Указатель имен
Ратклифф 109
РебекоТА 110, 127
Ребер А 85
Ригол Р М 196
Рид 126, 127
РипсЛ 178-179
РичардеД 254
Ришар Ж -Ф 117, 125, 126,
135,277,278
Робинсон Д 111
РоверУ 295
Розенталь Т 450
Розенцвейг 82
РойсДж 304
РосН 326
Ротенберг ВС 195
РоузР 435
РошЭ 130, 131, 158
РубинЭ 61
Рубинштейн С Л 4, 8, 71,
149, 171, 172, 193, 210,
213, 233,263,264,423
РуммельхартД 122,161
Русалов В М 308
Рутерфорд 38
Рыбников Н А 407
РэйА 73
Саймон Г 203,211,212,220,
222,223,316,344
Саймонтон Д 221
Сант128
Свете Дж 28, 39
Селиванов В В 307
СергиенкоЕА 132,370-373,
374,384,427
Сеттерлунд М 335
Сеченов И М 362
Сигал М 358, 359, 360
Сиглер Р 389, 390, 398, 399,
450
Сильверман И 450
СимонТ 242
СинклерЭ 449
Скоблик О Н 435-437
Скотникова И Г 35
СлобинД 417,418
Сломан Ст 109
Смирнов А А 57, 84, 161,
233, 337
СмитЕ Е 120
Снайдер К 68
СнодграссДж 109
Сократ 5
Соловьёва В 110, 288
Солсо Р Л 57, 80, 86, 92, 93,
97,99, 157
СоссюрФ Де 148, 417
Спелке Э 367, 370, 375, 378,
379
СпенсМ 412, 413
СперлингГ 98-100
Спинелли ДН 22
Спирмен К 243, 244, 248,
250
Стаатс А 255, 256
СтаркЛ 57
СтернбергС 86, 126
Стернберг Р 177, 254, 269,
270, 274, 278
Сталин В В 435,436
Страхов В И 60
Стивене С 28, 33, 39
Струп Дж 64, 69, 74, 294,
336
Стэрки П 375
Талызина Н Ф 439
Таннер В 39
ТверскиА 120, 327
Теплое Б М 4 229
Термен Л М 243
Терстоун Л 243, 247, 248,
250, 273, 274, 290
Титченер Э Б 59
Тихомиров О К 229, 264, 265
Тихомиров И В 308
ТолменЭ Ч, 10
Томпсон Дж 254
Торренс Е Р 205
Трабассо 176, 360, 361
Тревартен К 383
Трисман А М 66, 130
ТульвингЭ 81, 111, 152
УайтхедА 235
Узнадзе Д Н 47
Уиткин Г 283-285,289-291,
303,306,308-310
Уоллах М 303
Уолте А 152
УорделлД 304
Ушакова Т Н 147, 148, 167,
168,411,416,418
Уэсселс М 154
ФайферУ 412,413
Фейерштейн Р 206, 357
Фейн Г 198
ФестингерЛ 139,140,328
Фехнер Г Т 10, 25, 26, 31,
32,33
Филипс 103
Филленбаум С 293
Фишер К 266
Флейвелл Дж 352, 359, 380,
385
Флейвелл Э 352, 359, 380,
385
ФодорДж 129, 180, 186
Фолькман 28
Фоменко А Н 60, 61
Франселла Б 301
Фреге Г 234, 235
ФредеричиА 412,413
Фресс 80
Фришман Е 3 34, 39
Фуко М 194
ХайдерФ 139, 140
ХайндР 195
Хаментаускас Г Н 435
ХамфрэйсЛ 244,245
ХантД 283, 287
Хант Э 269, 270, 300, 307,
310
Харви О 283, 287, 300, 307,
310
ХеррманнТ 108
Хейбер Р 63
Хекхаузен X 330
Хеменвей К 120
ХеникА 67
Хенли М 179
Хитч 95
Хобсон Р 383
Холодная М А 256, 276, 277
289, 299, 301, 306-308,
311
Хольцман Ф 283, 285, 286,
289, 298
Хомский Н 155, 161, 162,
164
Хопкинс Б 374
ХохбергДж 65
Хофстейн К , фон 370
ХоффманЙ 177 272
Христиансен Е 62
ХьюбелД 46,47
Циммерман Б 450
Чуковский К И 416
Чарлсворт У 259,260
Чиксентмихайи М 69
Шванцара Й 71 73
Шеннон КЗ 11, 116
ШепардР 103, 121, 124, 126
ШехтерС 85, 152
ШиффринР 68,83,93-95
Шкуратова И П 291, 292,
301,303 307,309,310
Шлезингер Г 283, 285, 286,
295, 296
ШляхтинГС 34,39, 107
Шмелев А Г 149
Шнайдер У 68
ШобенЕ 120
Шродср X 283, 287, 300,
307,310
Штерн В 242, 255, 407
Штерн К 407
ШульманА 110
Эббингауз Г 82
Эдварде В 316
Эделмен Дж 47
Эйдемиллер Э Г 439, 440
ЭллисХ 341
Энтелл С 374 376
Эриксен К 99
Эттрих К И 290
ЮжаниноваАЛ 310
ЯгерА 246
ЯкобиЛ 85
Яничев П И 293
Ярошевский М Г 60
Предметный указатель
Анализ через синтез 210
Анимизм детского мышления 353
Ассоциация 204
Ассимиляция и аккомодация 350-351
Бессознательные умозаключения 54-55
Бихевиоризм 348
Близнецовые исследования 423-424, 427-'
Внимание (я)
волна 60
аккомодации 60
флуктуации 60
устойчивость 60
объем 61
распределения 60
переключение 61
поддерживаемое 61
Внутреннее программирование 164
Воспроизведение (я) из памяти
узнавание 81
припоминание 81
ошибки 81
Гештальт-психология 206, 257-258
Голографическая модель психики 22
Группировка операций 186
Гуление 410
Двух сенсорных состояний теория 30-31
Десятилетней практики правило 220
Детское словотворчество 416,418
Деятельностный подход 8
Забывания
динамика 81
теории 82
Запоминание
насыщенное 80
длительность 80
точность 80
произвольное/непроизвольное 80
непосредственное/опосредствованное
осмысленное/бессмысленное 80
Знак 145
Значение (я)
вербальные формы 150
денотативное 148
категориальное 148
коннотативное 149
невербальные формы 150
референтное 148
Иллюзии восприятия
луны 56
железнодорожных путей 56-57
Инсайт206, 210
немгновенный 210
Индуцированное движение 45
Интеллект (а)
ручной 173
сенсомоторный 173
вербальный 173-177
числовой 173-177
пространственный 173-177
коэффициент 242
общий фактор 244
тесты 241-243
Интеллектуальный климат 431 -432
Интснт-анализ 167
Интуиция 218
Информационный подход 14-17
Информационная метафора 14-17
Информация 11-12
Категория 146
Когнитивного конфликта теория 450
Когнитивные карты 11
Когнитивные навыки 265-266
Когнитивные стили
полезависимость—
поленезависимость 289-291
узость—широта диапазона
эквивалентности 292-293
ширина категории 293-294
ригидный—гибкий познавательный
контроль294-295
толерантность к нереалистическому
опыту 295-296
сглаживание—заострение 298
узость—широта сканирования 297
импульсивность-
рефлективность 298-299
конкретная—абстрактная
концептуализация 299-300
когнитивная простота-
сложность 301-302
Коммуникативный процесс 165
Предметный указатель
Компетентность 221-224
Компьютерная метафора 11-14
Коннекционизм 17-18
Констелляций теория 204
Конструктивных операторов теория 391-393
Креативность 205
Критерий оптимальности оценки 316
Критического рационализма теория 5
Кросс-культурные исследования 455-459
Культурно-исторический подход 23, 262-263
Лексического решения задача 151
Лепет410
Личностный смысл 149
Логика 233-238
Логический эмпиризм 185
Любознательность 196
Материнский эффект435-437
Ментальное пространство 276
Метапамять 111-112
Методики диагностики свойств
внимания 61-64
«Младенческое пение» 411
Модели внимания
структурные 65-66
ресурсная 67-70
Мышление
индуктивное 189-191
дедуктивное 189
продуктивное 214
репродуктивное 214
профессиональное 221-224
практическое 229-230
Наивная концепция сознания
(theory of mind) 377-387
Наследственность 424-428
Нативизм 348
Нейроны детекторы 47
Необихевиоризм 10-11
Обнаружения сигнала теория 28-30
Обратимость 356, 362-363
Обратная связь 12
Обучаемость 267
«Общий решатель задач» 212
Оппонентная теория цветового зрения 39
Опыт
ментальный 276
когнитивный 277
метакогнитивный 277
интенциональный 277-278
Ориентировочная основа действия 349
Основной закон психофизики 33
Память
автобиографическая 85
иконическая 98-99
лексическая 102
моторная 105-106
непосредственная/опосредствованная 84
оперативная 95
произвольная/непроизвольная 84
пространственная 106-107
эпизодическая/Семантическая 111
эхоическая 99-100
«Пандемониума» модель 13
Перцептивные гипотезы 47
План
выражения 164
грамматический 164
мета- 164
моторный 164
содержания 164
Побочный продукт действ и я 218
Поиск информации 199
Понимания модели 155-158
Порог чувствительности
абсолютный 26-31
дифференциальный (разностный) 26-31
Порождения речи модели 161-168
Постоянство объекта 352
Поэтапное формирование умственных дей-
ствий 349
Предречевой период развития языковой спо-
собности 408-415
Принцип «этапы—уровни—ступени» 14
Продукционная система 18
Проблемное пространство 211
Пропозиция 158, 174
Противодействие обучению 451-453
Прототипов теории 85
Процедурализация знания 19
Психогенетика 424
Психофизика 31 -34
Ранние детские вокализации 409-411
Рассуждения вслух метод 207-208
Репрезентации виды
образные 123, 124, 133
пропозициональные 127, 128, 174
связанные с действием 133, 134
социальные 134
Репрезентации модели
признаковые 119-121
сети 121
коннекционистские 122
Предметный указатель
Репрезентации уровней теории
одноуровневые 129
MHOiovpoBneBbie 129
функционирование
Речь
внешняя 164
внутренняя 164
диалогическая 165
монодо1ическаи 165
эгоцентрическая 416
Семантическая преадастроика 152
Семантический дифференциал 159
Семантической обработки модели 151-155
Семантическое пространство 159-160
Сериация 176
Сетевые модели памяти
Силлогизмов решение 180-183
Синергетика 6
Синкретизм детского мышления 354
Скрипты 135-136, 160-161
Следов памяти
консолидация 82
фиксация в памяти 83
интерференция 82
Социального научения теория 450
Социоко1нитивного конфликта теория 451
Среда семейная 428-448
Стадии развития
интеллекта 351-357, 392, 396-398
Стадии развития экспрессивной речи 415-417
Стиль родительского воспитания 439-442
Стробоскопический эффект45
Структура предложений
глубинная 162
поверхностная 162
Схемы когнитивные 15-16, 135-136, 160-161,
350
Таблицы истинности 234
Творческого процесса стадии 219
Творчество
поэтическое 215
научное 216
Теория перцептивного магнита 414-415
Трансдукция 355
Тревожность 335
Трихроматическая теория зрения 39
Умственной логики теория 178-179
Умственные операции 184-187
Умственных моделей теория 179-183
Уравновешивание когнитивных структур 423,
449
Феномен контекста 150
Фонетические прототипы 414
Формирующий эксперимент 448-451
Фреймы 16, 20
Циркулярные реакции 351, 409-410
Эвристика
репрезентативности 191
необычности 192
самого крутого подъема 212
доступности 320
наглядности 320-321
Эгоцентризм 353
Экологический подход 9
Элементарные информационные процессы
Эмоции 333-335, 342-344
Эмоциональная регуляция познавательных
процессов 333
Эмоциональные состояния 334, 336, 338-343
Эмоциональный эффект Струпа 336
Эмпиризм 348
Эффекты памяти
длины 80
края 80
знакомост и 80
первичности/недавности 89
Эффорданс 9
Язык 148
Сведения об авторах
Владимир Николаевич
Дружинин
Эта книга была задумана и почти дове-
дена до завершения под руководством
выдающегося российского ученого про-
фессора Владимира Николаевича Дру-
жинина. Когда все уже было почти го-
тово, и тексты макетировались, пришла
ужасная весть — Владимира Николае-
вича больше нет...
Владимир Николаевич был необы-
чайно одаренным человеком. Он бук-
вально фонтанировал идеями. Те, кому
посчастливилось работать с ним, знают,
как быстро он умел схватывать суть ве-
щей, как изобретателен был при обду-
мывании замыслов новых исследова-
ний, как глубок и точен в анализе. Его
память была поразительна. Он знал все:
от методов психофизики до истории
Шотландии XVII века, от взаимного
расположения югославских городов до
развития квантовой физики.
Он был сильно загружен: руководил множеством научных работ, писал книги,
нес бремя административных забот — директор-декан Института психологии
ГУГН, зав. лабораторией Института психологии РАН, в течение 7 лет— замести-
тель директора ИП РАН. При этом успевал невероятно много читать. Он читал
горы книг по психологии, удивляя не только знанием трудов маститых ученых, но
и тем, что легко цитировал идеи из публикаций аспирантов и кандидатских дис-
сертаций. В нем был внутренний демократизм — он умел оценить идею по ее внут-
ренним достоинствам, кем бы она ни предлагалась. Он читал физиков и матема-
тиков (некоторые свои научные идеи, например, соотносил с Э. Шредингером),
читал философов, историков, изучал новости в Интернете, читал стихи. Стихи
были его глубоким увлечением. Первый сборник его стихов «Законы отражения»
был опубликован в 1999 году. Подготовку второго он не успел завершить.
Владимир Николаевич сумел много сделать в науке. Им, его учениками и ас-
пирантами проделаны интереснейшие исследования в области средовой обуслов-
ленности интеллекта. Он продуктивно поработал над теорией тестирования ин-
теллекта. Им создана фундаментальная теория интеллектуального диапазона. В
последнее время он разрабатывал модель, направленную на обобщение созданного
ранее — модель интеллектуального ресурса.
Интеллект был основным предметом исследований Владимира Николаевича,
но, будучи разносторонним и чрезвычайно эрудированным человеком, он внес
вклад и в другие области. Он написал книгу, выдержавшую переиздание, по пси-
хологии семьи. Его учебник по экспериментальной психологии не имеет анало-
гов в нашей литературе и тоже выдержал переиздание. Летом 2000 года, уехав в от-
пуск, он вернулся с рукописью книги «Варианты жизни», своеобразным по иссле-
Сведения об авторах
довательскому подходу трудом по экзистенциальной психологии, который стал
событием в нашей науке.
В.Н. Дружинин стоял в нашей стране у истоков учебников психологии ново-
го типа. Под его редакцией был издан справочник «Современная психология»,
серия учебников по психологии для гуманитарных, технических, экономических
вузов. Все эти учебники отличает общая концепция — каждая глава писалась
крупными специалистами в соответствующей области, что приводило к высоко-
му современному уровню изложения. Эти учебники лишены «воды», они вводят
читателя в самую суть сегодняшней психологической науки, порой противоре-
чивой, но насыщенной идеями. Концепция оказалась столь удачной, что изда-
тели оспаривали друг у друга право заключить с Владимиром Николаевичем до-
говор на очередную публикацию. Так родилась и эта книга. Когда зашла речь о
написании нового учебника, Владимир Николаевич сказал: «Надо писать по ког-
нитивной психологии, потому что это тема, которую мы можем сделать по-на-
стоящему хорошо».
В своей книге «Психология творческих способностей» Владимир Николаевич по-
святил специальный раздел проблеме жизненного пути творческой личности. Там он
обсуждает разделение творцов на две категории: «1) проживших недолгую эмоциональ-
но насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) долгожителей». Судьба, к несчастью,
пополнила список первой категории творцов и звездами нашей психологии: в 38 лет
ушел из жизни Л.С. Выготский, в 42 — В.Д. Небылицин, в 45 — В.Н. Дружинин.
Вот слова самого Владимира Николаевича:
Я уйду не сегодня, а позже.
Полюбив тишину и покой,
Ранним утром себя подытожу
Карандашной последней строкой.
Утром — чтобы никто не услышал
И за плечи не смог удержать.
Прогуляться по городу вышел
И уже не вернется назад
Никогда...
И готовый к отлету,
Чуя тяжесть невидимых крыл,
Я испорчу последнюю ноту:
«Подождите, я что-то забыл!
Мне бы сына и дочку увидеть,
Полку в детском прибить уголке,
Мне бы только исправить эпитет
В неудачной последней строке!...»
Память о Владимире Николаевиче Дружинине навсегда останется в наших сер-
дцах, но она также и в его трудах, книгах, в том числе и той, что лежит перед Вами.
Сведения об авторах