Краткий биографический справочник. вмсстно с Т Визслом) за открытие ориентационной избирательности зрительных ней- ронов

вмсстно с Т Визслом) за открытие ориентационной избирательности зрительных ней-
ронов Одним из первых применил ряд новых гистохимических методов исследования
нервных клеток

Фсйерштейн — современный израильский психоло1, известный разработанным им мето-
дом развития когнитивной сферы людей с низким уровнем интеллекта Этот метод,
получивший название «Инструментальное обращение», включает упражнения, осно-
ванные на различных теоретических концепциях Оценки эффективности этою мето-
да довольно противоречивы

Фестингер (Festinger) Лион — американский психолог, автор теории когнитивного диссонанса

Фехиер (Feehner) Густав Теодор (1801 — 1887) — немецкий физиолог, философ, психолог В
1860 г издал книгу «Элементы психофизики», где провозгласил создание новой науки,
призванной объективно исследовать отношения души и тела

Фреге (Frege) Готлоб (1848—1925) — немецкий логик, математик и философ, положивший
начало теории математического доказательства Осуществил аксиоматизацию логики
высказывания и предикатов, занимался аксиоматизацией арифметики

Фуко (Foucault) Мишель — французский культуролог и философ

Федор (Fodor) Джерри — современный американский психолог и философ Получил извес-
тность экспериментальными исследованиями в области психолингвистики, разрабо-
тав (совместно с Бивером) методику «клика», которая была призвана проверить при-
менимость трансформационной грамматики Н Хомского к психоло1ии В дальнейшем
развил модулярную теорию, согласно которой все когнитивные процессы делятся на
модулярные и центральные Известен философскими трудами, в которых критикует
коннекционизм, утверждает врожденность логики и поддерживает идею гомункулусов

Шадриков Владимир Дмитриевич — современный российский психолог, автор теории сис-
темогенеза способностей, академик РАО

Шеннон (Shannon) Клод Элвуд — математик, внесший большой вклад в развитие теории ин-
формации В 1948 г Шеннон предложил способ измерения количества информации в
битах, основывающийся на ее представлении в виде выбора между альтернативными
возможностями Он также доказал возможность моделирования пропозиционального
исчисления при помощи электрической цепи, что стало важным шагом на пути созда-
ния электронных вычислительных машин

Шмелев Александр Георгиевич — современный российский психолог, специалист по пробле-
мам психосемантики и психодиашостики, профессор МГУ

Эббингауз (Ebbinghaus) Герман (1850—1909) — немецкий психолог Вдохновленный успеха-
ми Фехнера в измерении психических явлений, разработал метод исследования памя-
ти с помошью заучивания бессмысленных слогов, который использовал вначале на себе
самом Вместе с Артуром Кенигом основал первый журнал по психологии

Указатель имен

АбельсД 73
Адаме Р 61
Айзен Э 343
Айзенк Г Ю 255, 268-269
АйзенкМ 115, 117, 123
АйкДж 340,341
Аламберти Р 136
Александров И О 141
Аллахвердов В М 6
Ананьев Б Г 4, 13,271-273
АнастазиА 251
Андерсон Дж 18-19, 121,

127, 158
АнохинП К 12,136
Аполлонская ТА 163-165
АрбибМ 57
Аристотель 7, 233-234
Артемьева Е Ю 134, 149,

158-160
Аткинсон Р 93-94, 95, 99
Ахутина (Рябова) Т В 164,

Байаржон Р 367-369
БалотаДА 101
Бандура А 450
БаннистерД 301
Барабанщиков В А 57
Бардин К В 39
Барон-Кохен С 382
БарсалуЛ 135
БартлеттФ 135, 158
Баскакова Л Н 60
Баттерворт Дж 364, 365,

374, 380
Бачинская Н Ю 208
Бауэр Г 158, 338-339, 340,

341-343,364
Бейтс Э 410,418
Беллеза Фр 109
Беклин Р 66
БердсоллТ 39
Беркли Дж 347, 362
БернЭ 141
Бернштейн НА 12, 14, 106,

136
Берулава Г А 267
БигелоуЭ 366
БиериДж 301
Биллман 192-193
Бине А 242, 243
Блинникова И В 132
Боар Т 376,377
БоброуД 67
Бове М 449
Божович Л И 197
Болдуин Дж 392
Бомен С 254
БондаренкоС М 195
БорингК 22, 111,253
Борнштейн М 376
Брайант П 360-361
Бреденкамп Ю 87-88, 105-

106, 111
Брикенкамп П 72
Броверман Д 294

БродбентД 65, 93, 153, 232

Бродбент М 153

Брока П 147

Брунер Дж 15, 272, 357,

358-359,387-388,417
Брушлинский А В 210,213,

214, 232, 264
Буассон-Барди Б , де 413
БульДж 234,236
Бурдон Б 71
Бурлачук А Ф 72
Бурменская Г В 450
Бэддли А 87-88, 95, 97, 102,

103
БюлерК 407

ВаганаарУ 338
Вагнер-ВендерМ 107
ВанДайкТ 128, 157
Варга А Я 435,436
Векслер Д 246-247, 269,

290,439-442
Величковский Б М 14, 57,

65, 66, 80, 90, 97, 103,

104, 150, 153, 154, 272,

273
Вельтен Е 341
Венгер А А 264,362
ВераксаН Е 198
Верной Ф 244, 246
Воробьева В А 439
Вертхаймер М 9, 61, 65

209, 214, 257
Веккер Л М 9, 13, 21, 275-

276
ВендлерК 107
Вернике 147
ВерньоЖ 136
ВизелТ 46-47
ВиккенсД 109, 153
Винер Н 93, 116
Винн К 375
Витгенштейн Л 174
Волкова К Н 436
ВудДж 318
Вудвортс Р 60, 62
Вулвилл Дж 448
ВундтВ 9, 10, 59, 65
Выготский Л С 4, 23, 61,

146, 164, 165, 229, 260,
271,278,334,348,387

ГаборД 22
Гайсслер 88
Галантер Ю 164
Гальперин П Я, 6, 62, 349,

449
ГальтонФр 241,243,423
Гарднер Г 249-250
Гарднер Р 283, 285-286, 292
Гатри Э 10
Гвоздев А Н 407
Гедель 236
Гельман Р 358, 375
Гельмгольц Г 9, 10, 38, 54-

55, 347

Герингер Е 450

Гетцер Г 447

Гибсон Дж 9, 15, 55, 57, 115

Гилберт Дж 363

Гиллигэн С 338, 339, 341

Гилфорд Дж 205,248,249

Гиппенрейтер Ю Б 57

Глезер В Д 22

Глезер Р 258

Глэнцер М 91

Голдин 110

Голицын Г А 195

Гольдштейн Д 22

Гопник А 379, 383

Горбов Ф Д 72

ГордееваН Д 103, 106

ГорнДж 439

Гостев А А 128

ГрафП 85

Грегори Р Л 57

Григоренко Е Л 425

Грин ДМ 28

ГроверЛ 380

Гроот А, де 222

Гуревич К М 57, 241

Гусев А Н 39

Давыдов В В 362
ДеФризДС 438
ДейДж 109
Декарт Р 5, 174, 223-224,

348
ДеКасперА 412,413
Деметриу 402-403
Демокрит 7, 25
Демченко В Н 308
ДениМ 107, 131-132
ДернерД 225-226
Джемс В 70, 91, 204, 347,

362
Дженсен А 241, 250, 253,

295
Джонсон 100, 126-127
Джонсон-Лэрд Ф 179-183,

190
Добрынин М Ф 60
Добрынин Н Ф 61
Дональдсон Н 358
Дружинин В Н 241,243, 255-

256, 267, 435-436, 439
ДуазВ 134,451
ДункерК 206-210,290
ДучекДж 101
Дюбуа Д 131
Дюкер М 72

Егорова М С 288, 308

Забродин ЮМ 13,34,39
Завалишина Д Н 227, 229
Зайонц Р 430-432, 434
Запорожец А В 362
Зачесова И А 167
Зельц О 205,214
Зиглер Р 254
Зимняя И А 164



Указатель имен

Зинченко В П 13,63,66,69,

84, 95, 96
Знаков В В 147, 148
Зырянова Н М 308

ИганДж 39
ИзмайловЧ А 39
Икегами Т 116
Инельдер Б 278, 449
Индлин Ю А 39
Иоселиани К К 60

КаванахДж 87-88

Каган Дж 283, 286, 298, 303

Калмыкова ЗА 214,267

КанеманД 67,327

Кант И 8, 146,348,366

Карпентер П 155

Каглелинин В Н 105, 150,

151
Квиллиан М Р 119
КейсР 395-403
Келер В 9, 22, 61, 62, 65,

172, 173, 206, 209, 257
КеллиДж 85,283,287,301
Керич П И 438
Кеттел Дж 111, 146, 202,

435
КинчУ 128, 156
Киселева К 167
Китинг 87, 374, 376
Кларк Г 155
Клейн Дж 283,285,286,289,

295, 296
Кобыльницкая Л С 62
Козлова И Н 288
Колга В 288, 292, 295, 307
Коллинз А М 99,119
Комбс 376
Конвей М 343
Конрад К 150
КоппенаальЛ 91
Кордье Фр 131
Корж Н Н 83
Косслин СМ 103, 104, 107,

123-125, 131, 153
КоффкаК 9,61,65
КочарянАС 301,307,310
Кочубей Б И 425
КоулМ 23
КраудерР 101
Крепелин Е 72
Кривцова С В 439
Крупное А И 196
Крэйк95, 97
КубряковаЕС 165
КудиновС И 196
Кулагин Б В 72
КульП 35,412-415
Купер Р 103, 124,412
КэмпионДж 258
КэриС 385,386
КэрролДж 249

ЛайтП 341,358
ЛангеЕ 319
Лангевин 196
Лангмейер Й 429
ЛамберЖ-Ф 82,83, 112
Лачинс А 202, 290

Лачинс Е 202, 290
Лебедев А Н 39, 88, 89
Леви-БрюльЛ 194
Левики К 85
Леви-СтроссК 262
Лемперс380, 385
Ле-НиЖ-Ф 118, 135, 156
Ленин В И 185
Леонтьев А А 147, 149, 164,

165
Леонтьев АН 4, 6, 8, 13, 62,

84, 147, 161, 252, 349,

362
Лесли А 148, 381
Лешли К 22
Либерман А 97, 106
Линерт Г 72
ЛиндсейН 13
Линтон М 337
Лисина МИ 197, 409
Логвиненко А Д 57
Лозовская Е А 308
ЛоккДж 8, 362
Ломов Б Ф 13, 23, 128
Лонгет-Хиггинс К 180
Лоу Р 448
Ляудис В Я, 84
Лурия А Р 12, 70, 145, 148,

149, 155, 164, 165

Магомед-Эминова М Ш 439

Майли Р 71, 249

МакКензи Б 366

МандлерДж 376-377

Маньковский Н Б 308

Марищук В Л 72, 73

МаррД 9-10

Марютина Т М 422

МаслоуА 15

МассароД 99, 102

Матейчик 3 429

Маунткасл В 47

Медник 205

Мези 358

МелтзоффЭ 379,383,413

Мендел Дж 197

Мерлин В С 60

Метцлер 103

МилльДж С 8

Миллер Дж 14, 15, 164

Миллер Л 18,79

Миллер Т 10

Минский М 20

Митькин А А 57

Михалевская М Б 39

Монтейро К 338, 339, 341

Морган С 422

Мортон 102, 122

МунЧ 412

Мухаматулина Е А 439

Мюллер Г Э 27, 28, 204, 205

Мюнстерберг Г 71

Мюньи Г 451

Мясищев В Н 4

НайссерУ 14, 15,47,65,99,

116,254
Наринская Л А 60
Натадзе Р Г 47
Небылицын В Д 4

Ниденталь П 335

Никитин М Л 146

НилиДж 150

Нильсон Л -Дж 106

НовакДж 200

Норман Д 13, 67 93, 161,

162
Носал Ч 300, 304
Носовски Р М 131
Носуленко В Н 57
Нотон Д 57
Ньюэлл А 203, 212

Обозов Н Н 437
ОлпортД А 69
ОсгудЧ 147, 149, 159, 160
Ошанин ДА 96

Павлов И П 195

Павлова Н Д 165-167

ПайарД 167

ПайвиоА 122, 123, 129

Пайперт Р 357

Палей И М 288, 309

ПаралисС Э 308

ПарксТ 104

Паскуаль-Леоне X 357,391-
395, 402, 403

Пернер Й 384, 386

Перре-КлермонА-Н 451

Петерсон М 99, 100

Петренко В Ф 134,141,149,
159

Петтигрю Т 293

Пиаже Ж 10, 80, 117, 136,
173, 183-188, 213, 221,
260, 348, 349-364, 373,
374, 377, 384, 387, 388,
391, 395, 396, 398, 399,
403, 408, 409, 416, 421
449, 450

Пиотровский Р Г 162, 163

Пиппинг К 436

ПирсЧ 190,234

Платон 7, 348

Пломин Р 424, 425, 438

Подгорны П 103

Поддьяков Н Н 197, 198-
199,423,451-455

Познер М 67,68, 104

Пономарев Я А 14,21,217-
219, 277, 395

ПопперК 5, 14, 189-190

Поспелов ДА 138, 141

Похилько В В 153

Прибрам К 22, 164

ПримакД 378

Пуффе 88

Пушкин В Н 18

Пылишин 3 127, 129

РавенДж 245-246,251,252,

269
Равич-Щербо И В 433
Радо П 106
Райдинг Р 303
РайзерДж 366
РандуД 89
Рассел Б 235, 382
Рассел Дж 361



Указатель имен

Ратклифф 109

РебекоТА 110, 127

Ребер А 85

Ригол Р М 196

Рид 126, 127

РипсЛ 178-179

РичардеД 254

Ришар Ж -Ф 117, 125, 126,
135,277,278

Робинсон Д 111

РоверУ 295

Розенталь Т 450

Розенцвейг 82

РойсДж 304

РосН 326

Ротенберг ВС 195

РоузР 435

РошЭ 130, 131, 158

РубинЭ 61

Рубинштейн С Л 4, 8, 71,
149, 171, 172, 193, 210,
213, 233,263,264,423

РуммельхартД 122,161

Русалов В М 308

Рутерфорд 38

Рыбников Н А 407

РэйА 73

Саймон Г 203,211,212,220,

222,223,316,344
Саймонтон Д 221
Сант128
Свете Дж 28, 39
Селиванов В В 307
СергиенкоЕА 132,370-373,

374,384,427
Сеттерлунд М 335
Сеченов И М 362
Сигал М 358, 359, 360
Сиглер Р 389, 390, 398, 399,

450
Сильверман И 450
СимонТ 242
СинклерЭ 449
Скоблик О Н 435-437
Скотникова И Г 35
СлобинД 417,418
Сломан Ст 109
Смирнов А А 57, 84, 161,

233, 337
СмитЕ Е 120
Снайдер К 68
СнодграссДж 109
Сократ 5

Соловьёва В 110, 288
Солсо Р Л 57, 80, 86, 92, 93,

97,99, 157
СоссюрФ Де 148, 417
Спелке Э 367, 370, 375, 378,

379
СпенсМ 412, 413
СперлингГ 98-100
Спинелли ДН 22
Спирмен К 243, 244, 248,

250
Стаатс А 255, 256
СтаркЛ 57
СтернбергС 86, 126
Стернберг Р 177, 254, 269,

270, 274, 278

Сталин В В 435,436
Страхов В И 60
Стивене С 28, 33, 39
Струп Дж 64, 69, 74, 294,

336
Стэрки П 375

Талызина Н Ф 439
Таннер В 39
ТверскиА 120, 327
Теплое Б М 4 229
Термен Л М 243
Терстоун Л 243, 247, 248,

250, 273, 274, 290
Титченер Э Б 59
Тихомиров О К 229, 264, 265
Тихомиров И В 308
ТолменЭ Ч, 10
Томпсон Дж 254
Торренс Е Р 205
Трабассо 176, 360, 361
Тревартен К 383
Трисман А М 66, 130
ТульвингЭ 81, 111, 152

УайтхедА 235

Узнадзе Д Н 47

Уиткин Г 283-285,289-291,

303,306,308-310
Уоллах М 303
Уолте А 152
УорделлД 304
Ушакова Т Н 147, 148, 167,

168,411,416,418
Уэсселс М 154

ФайферУ 412,413
Фейерштейн Р 206, 357
Фейн Г 198

ФестингерЛ 139,140,328
Фехнер Г Т 10, 25, 26, 31,

32,33
Филипс 103
Филленбаум С 293
Фишер К 266
Флейвелл Дж 352, 359, 380,

385
Флейвелл Э 352, 359, 380,

385
ФодорДж 129, 180, 186
Фолькман 28
Фоменко А Н 60, 61
Франселла Б 301
Фреге Г 234, 235
ФредеричиА 412,413
Фресс 80

Фришман Е 3 34, 39
Фуко М 194

ХайдерФ 139, 140
ХайндР 195
Хаментаускас Г Н 435
ХамфрэйсЛ 244,245
ХантД 283, 287
Хант Э 269, 270, 300, 307,

310
Харви О 283, 287, 300, 307,

310
ХеррманнТ 108
Хейбер Р 63

Хекхаузен X 330

Хеменвей К 120

ХеникА 67

Хенли М 179

Хитч 95

Хобсон Р 383

Холодная М А 256, 276, 277

289, 299, 301, 306-308,

311
Хольцман Ф 283, 285, 286,

289, 298
Хомский Н 155, 161, 162,

164
Хопкинс Б 374
ХохбергДж 65
Хофстейн К , фон 370
ХоффманЙ 177 272
Христиансен Е 62
ХьюбелД 46,47

Циммерман Б 450
Чуковский К И 416

Чарлсворт У 259,260
Чиксентмихайи М 69

Шванцара Й 71 73
Шеннон КЗ 11, 116
ШепардР 103, 121, 124, 126
ШехтерС 85, 152
ШиффринР 68,83,93-95
Шкуратова И П 291, 292,

301,303 307,309,310
Шлезингер Г 283, 285, 286,

295, 296
ШляхтинГС 34,39, 107
Шмелев А Г 149
Шнайдер У 68
ШобенЕ 120
Шродср X 283, 287, 300,

307,310
Штерн В 242, 255, 407
Штерн К 407
ШульманА 110

Эббингауз Г 82
Эдварде В 316
Эделмен Дж 47
Эйдемиллер Э Г 439, 440
ЭллисХ 341
Энтелл С 374 376
Эриксен К 99
Эттрих К И 290

ЮжаниноваАЛ 310

ЯгерА 246
ЯкобиЛ 85
Яничев П И 293
Ярошевский М Г 60

Предметный указатель

Анализ через синтез 210
Анимизм детского мышления 353
Ассоциация 204
Ассимиляция и аккомодация 350-351

Бессознательные умозаключения 54-55

Бихевиоризм 348

Близнецовые исследования 423-424, 427-'

Внимание (я)
волна 60
аккомодации 60
флуктуации 60
устойчивость 60
объем 61

распределения 60
переключение 61
поддерживаемое 61
Внутреннее программирование 164
Воспроизведение (я) из памяти
узнавание 81
припоминание 81
ошибки 81

Гештальт-психология 206, 257-258
Голографическая модель психики 22
Группировка операций 186
Гуление 410

Двух сенсорных состояний теория 30-31
Десятилетней практики правило 220
Детское словотворчество 416,418
Деятельностный подход 8

Забывания

динамика 81

теории 82
Запоминание

насыщенное 80

длительность 80

точность 80

произвольное/непроизвольное 80

непосредственное/опосредствованное

осмысленное/бессмысленное 80
Знак 145
Значение (я)

вербальные формы 150

денотативное 148

категориальное 148

коннотативное 149
невербальные формы 150
референтное 148

Иллюзии восприятия

луны 56

железнодорожных путей 56-57
Инсайт206, 210
немгновенный 210
Индуцированное движение 45
Интеллект (а)

ручной 173

сенсомоторный 173

вербальный 173-177

числовой 173-177

пространственный 173-177

коэффициент 242

общий фактор 244

тесты 241-243
Интеллектуальный климат 431 -432
Интснт-анализ 167
Интуиция 218

Информационный подход 14-17
Информационная метафора 14-17
Информация 11-12

Категория 146

Когнитивного конфликта теория 450

Когнитивные карты 11

Когнитивные навыки 265-266

Когнитивные стили
полезависимость—
поленезависимость 289-291
узость—широта диапазона
эквивалентности 292-293
ширина категории 293-294
ригидный—гибкий познавательный
контроль294-295

толерантность к нереалистическому
опыту 295-296

сглаживание—заострение 298
узость—широта сканирования 297
импульсивность-
рефлективность 298-299
конкретная—абстрактная
концептуализация 299-300
когнитивная простота-
сложность 301-302

Коммуникативный процесс 165

Предметный указатель

Компетентность 221-224

Компьютерная метафора 11-14

Коннекционизм 17-18

Констелляций теория 204

Конструктивных операторов теория 391-393

Креативность 205

Критерий оптимальности оценки 316

Критического рационализма теория 5

Кросс-культурные исследования 455-459

Культурно-исторический подход 23, 262-263

Лексического решения задача 151
Лепет410

Личностный смысл 149
Логика 233-238
Логический эмпиризм 185
Любознательность 196

Материнский эффект435-437
Ментальное пространство 276
Метапамять 111-112
Методики диагностики свойств
внимания 61-64
«Младенческое пение» 411
Модели внимания

структурные 65-66

ресурсная 67-70
Мышление

индуктивное 189-191

дедуктивное 189

продуктивное 214

репродуктивное 214

профессиональное 221-224

практическое 229-230

Наивная концепция сознания
(theory of mind) 377-387
Наследственность 424-428
Нативизм 348
Нейроны детекторы 47
Необихевиоризм 10-11

Обнаружения сигнала теория 28-30

Обратимость 356, 362-363

Обратная связь 12

Обучаемость 267

«Общий решатель задач» 212

Оппонентная теория цветового зрения 39

Опыт

ментальный 276

когнитивный 277

метакогнитивный 277

интенциональный 277-278
Ориентировочная основа действия 349

Основной закон психофизики 33

Память

автобиографическая 85

иконическая 98-99

лексическая 102

моторная 105-106

непосредственная/опосредствованная 84

оперативная 95

произвольная/непроизвольная 84

пространственная 106-107

эпизодическая/Семантическая 111

эхоическая 99-100
«Пандемониума» модель 13
Перцептивные гипотезы 47
План

выражения 164

грамматический 164

мета- 164

моторный 164

содержания 164
Побочный продукт действ и я 218
Поиск информации 199
Понимания модели 155-158
Порог чувствительности

абсолютный 26-31

дифференциальный (разностный) 26-31
Порождения речи модели 161-168
Постоянство объекта 352
Поэтапное формирование умственных дей-
ствий 349

Предречевой период развития языковой спо-
собности 408-415

Принцип «этапы—уровни—ступени» 14
Продукционная система 18
Проблемное пространство 211
Пропозиция 158, 174
Противодействие обучению 451-453
Прототипов теории 85
Процедурализация знания 19
Психогенетика 424
Психофизика 31 -34

Ранние детские вокализации 409-411
Рассуждения вслух метод 207-208
Репрезентации виды

образные 123, 124, 133

пропозициональные 127, 128, 174

связанные с действием 133, 134

социальные 134
Репрезентации модели

признаковые 119-121

сети 121

коннекционистские 122



Предметный указатель

Репрезентации уровней теории

одноуровневые 129

MHOiovpoBneBbie 129

функционирование
Речь

внешняя 164

внутренняя 164

диалогическая 165

монодо1ическаи 165

эгоцентрическая 416

Семантическая преадастроика 152

Семантический дифференциал 159

Семантической обработки модели 151-155

Семантическое пространство 159-160

Сериация 176

Сетевые модели памяти

Силлогизмов решение 180-183

Синергетика 6

Синкретизм детского мышления 354

Скрипты 135-136, 160-161

Следов памяти

консолидация 82

фиксация в памяти 83

интерференция 82
Социального научения теория 450
Социоко1нитивного конфликта теория 451
Среда семейная 428-448
Стадии развития
интеллекта 351-357, 392, 396-398
Стадии развития экспрессивной речи 415-417
Стиль родительского воспитания 439-442
Стробоскопический эффект45
Структура предложений

глубинная 162

поверхностная 162
Схемы когнитивные 15-16, 135-136, 160-161,
350

Таблицы истинности 234
Творческого процесса стадии 219
Творчество

поэтическое 215

научное 216
Теория перцептивного магнита 414-415
Трансдукция 355
Тревожность 335
Трихроматическая теория зрения 39

Умственной логики теория 178-179
Умственные операции 184-187
Умственных моделей теория 179-183
Уравновешивание когнитивных структур 423,
449

Феномен контекста 150
Фонетические прототипы 414
Формирующий эксперимент 448-451
Фреймы 16, 20

Циркулярные реакции 351, 409-410

Эвристика

репрезентативности 191

необычности 192

самого крутого подъема 212

доступности 320

наглядности 320-321
Эгоцентризм 353
Экологический подход 9
Элементарные информационные процессы
Эмоции 333-335, 342-344
Эмоциональная регуляция познавательных
процессов 333

Эмоциональные состояния 334, 336, 338-343
Эмоциональный эффект Струпа 336
Эмпиризм 348
Эффекты памяти

длины 80

края 80

знакомост и 80

первичности/недавности 89
Эффорданс 9

Язык 148

Сведения об авторах


Краткий биографический справочник. вмсстно с Т Визслом) за открытие ориентационной избирательности зрительных ней- ронов - student2.ru

Владимир Николаевич
Дружинин

Эта книга была задумана и почти дове-
дена до завершения под руководством
выдающегося российского ученого про-
фессора Владимира Николаевича Дру-
жинина. Когда все уже было почти го-
тово, и тексты макетировались, пришла
ужасная весть — Владимира Николае-
вича больше нет...

Владимир Николаевич был необы-
чайно одаренным человеком. Он бук-
вально фонтанировал идеями. Те, кому
посчастливилось работать с ним, знают,
как быстро он умел схватывать суть ве-
щей, как изобретателен был при обду-
мывании замыслов новых исследова-
ний, как глубок и точен в анализе. Его
память была поразительна. Он знал все:
от методов психофизики до истории
Шотландии XVII века, от взаимного
расположения югославских городов до
развития квантовой физики.

Он был сильно загружен: руководил множеством научных работ, писал книги,
нес бремя административных забот — директор-декан Института психологии
ГУГН, зав. лабораторией Института психологии РАН, в течение 7 лет— замести-
тель директора ИП РАН. При этом успевал невероятно много читать. Он читал
горы книг по психологии, удивляя не только знанием трудов маститых ученых, но
и тем, что легко цитировал идеи из публикаций аспирантов и кандидатских дис-
сертаций. В нем был внутренний демократизм — он умел оценить идею по ее внут-
ренним достоинствам, кем бы она ни предлагалась. Он читал физиков и матема-
тиков (некоторые свои научные идеи, например, соотносил с Э. Шредингером),
читал философов, историков, изучал новости в Интернете, читал стихи. Стихи
были его глубоким увлечением. Первый сборник его стихов «Законы отражения»
был опубликован в 1999 году. Подготовку второго он не успел завершить.

Владимир Николаевич сумел много сделать в науке. Им, его учениками и ас-
пирантами проделаны интереснейшие исследования в области средовой обуслов-
ленности интеллекта. Он продуктивно поработал над теорией тестирования ин-
теллекта. Им создана фундаментальная теория интеллектуального диапазона. В
последнее время он разрабатывал модель, направленную на обобщение созданного
ранее — модель интеллектуального ресурса.

Интеллект был основным предметом исследований Владимира Николаевича,
но, будучи разносторонним и чрезвычайно эрудированным человеком, он внес
вклад и в другие области. Он написал книгу, выдержавшую переиздание, по пси-
хологии семьи. Его учебник по экспериментальной психологии не имеет анало-
гов в нашей литературе и тоже выдержал переиздание. Летом 2000 года, уехав в от-
пуск, он вернулся с рукописью книги «Варианты жизни», своеобразным по иссле-

Сведения об авторах

довательскому подходу трудом по экзистенциальной психологии, который стал
событием в нашей науке.

В.Н. Дружинин стоял в нашей стране у истоков учебников психологии ново-
го типа. Под его редакцией был издан справочник «Современная психология»,
серия учебников по психологии для гуманитарных, технических, экономических
вузов. Все эти учебники отличает общая концепция — каждая глава писалась
крупными специалистами в соответствующей области, что приводило к высоко-
му современному уровню изложения. Эти учебники лишены «воды», они вводят
читателя в самую суть сегодняшней психологической науки, порой противоре-
чивой, но насыщенной идеями. Концепция оказалась столь удачной, что изда-
тели оспаривали друг у друга право заключить с Владимиром Николаевичем до-
говор на очередную публикацию. Так родилась и эта книга. Когда зашла речь о
написании нового учебника, Владимир Николаевич сказал: «Надо писать по ког-
нитивной психологии, потому что это тема, которую мы можем сделать по-на-
стоящему хорошо».

В своей книге «Психология творческих способностей» Владимир Николаевич по-
святил специальный раздел проблеме жизненного пути творческой личности. Там он
обсуждает разделение творцов на две категории: «1) проживших недолгую эмоциональ-
но насыщенную жизнь и умерших до 45 лет и 2) долгожителей». Судьба, к несчастью,
пополнила список первой категории творцов и звездами нашей психологии: в 38 лет
ушел из жизни Л.С. Выготский, в 42 — В.Д. Небылицин, в 45 — В.Н. Дружинин.

Вот слова самого Владимира Николаевича:

Я уйду не сегодня, а позже.
Полюбив тишину и покой,
Ранним утром себя подытожу
Карандашной последней строкой.
Утром — чтобы никто не услышал
И за плечи не смог удержать.
Прогуляться по городу вышел
И уже не вернется назад
Никогда...

И готовый к отлету,
Чуя тяжесть невидимых крыл,
Я испорчу последнюю ноту:
«Подождите, я что-то забыл!
Мне бы сына и дочку увидеть,
Полку в детском прибить уголке,
Мне бы только исправить эпитет
В неудачной последней строке!...»

Память о Владимире Николаевиче Дружинине навсегда останется в наших сер-
дцах, но она также и в его трудах, книгах, в том числе и той, что лежит перед Вами.

Сведения об авторах

Наши рекомендации