Правила о посте для кормящих и беременных
8-е правило Тимофея Александрийского говорит о том, что «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».
Приложение II
Примерная тематика лекций для беременных
1 тема: формирование здорового ребенка и беременности: духовный, психологический и медицинский аспекты;
2 тема: подготовка и вхождение в роды;
3 тема: всё о родах: духовный, психологический, медицинский аспекты;
4 тема: грудное вскармливание;
5 тема: воспитание от 0 до 5 лет;
6 тема: семейные отношения: первый кризис.
Приложение III
Примерное содержание проповеди на молебне о женщине перед рождением ребенка
Женщина от Бога имеет удивительное назначение – быть матерью («Плодитесь и размножайтесь» и «женщина спасется чадородием»)
Оттого как она относится к чадородию и воспитывает детей напрямую зависит ее духовное благоденствие.
Ни карьера, ни какие-либо другие заботы и интересы не должны затмить главное назначение женщины, цель ее жизни. Когда она чувствует под своим сердцем зарождение новой жизни, то старается быть внимательнее ко всему, желает серьезно и ответственно подойти к рождению в этот мир желанного малыша. В ней появляется инстинкт матери. Будущая мама знакомится с физиологией родов, беседует с врачом, с психологом, с опытными мамами, с родственниками, но часто чувствует, что самого главного она еще не нашла.
Человек это не только внешняя оболочка, набор клеток и нервных реакций, но, прежде всего разумная личность, с богатым духовном миром, требующая духовной связи со своим Создателем. Именно Церковь открывает перед человеком возможность обрести цель жизни, духовный комфорт, исполнить главное предназначение.
Почему необходима духовная подготовка к родам? На этот вопрос каждая из Вас (обращение к беременным женщинам) должна самостоятельно ответить, задавшись другим вопросом: «А что я хочу?»
- Конечно же, ребенка!
- Но каким он должен быть?
И здесь мы сталкиваемся с обычным стереотипом: «Главное чтобы он родился здоровым».
- Это замечательно, но это не главное!
Каким бы здоровым и красивым не родился человек, но если он не умеет любить, то кроме страдания он ничего не принесет своим родителям. Становится понятным, то, что главное – это внутреннее, духовное, на которое не повлияешь ни техникой дыхания, ни родовой гимнастикой, ни знанием физиологии родов.
А что делать? Как подготовится к рождению именно любящего, хорошего малыша?
Русская пословица верно замечает: «Яблоко от яблони не далеко падает». Дети получают то, что есть у родителей. Все доброе и негативное. Необходимо с чистым сердцем, с чистой совестью подойти к рождению новой жизни, а это возможно только через обращение к Богу и Таинствам Церкви.
Первое и самое главное – это чистая, искренняя молитва.
Мы просим Бога о помощи в рождении любящего, хорошего малыша, а также конечно и здорового, и красивого. Мы помолимся и о прощении наших грехов, чтобы они не стали камнем преткновения в нашей жизни и жизни наших детей. Мы помолимся за врачей, чтобы Господь дал им силы и разум в родоразрешении.
Молиться нужно искренне и можно своими словами.
(НАЧИНАЕТСЯ МОЛЕБЕН)
Приложение IV
ПОСЛЕДОВАНИЕ МОЛЕБНА О ЖЕНЩИНЕ ПЕРЕД РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Возглас: «Благословен Бог наш … »
Хор: Аминь. «Царю Небесный … »
Священник: «Бог Господь … »
Хор: Тропарь иконе Божией Матери «Помощница в Родах»
Тропарь, глас 4-й:
«Мати Бога нашего, во утробе заченши Христа Жизнодавца, помощи в рождении Того не потребовала еси, темже легце разрешитися рабам твоим благослови и помози, и младенцев их во время благопотребное родитися имущих, под покров Твой, яко Матерь, молим, приими: Ты бое си в родах Помощница, Заступница рабом Твоим»
Запевы: «Пресвятая Богородица, спаси нас» 2 раза
Тропарь: «Спаси от бед … », «Призри благосердием … »
Запевы 3 раза
Тропари: «Спаси от бед … », «Призри благосердием … »
Малая ектенья:
Хор: кондак иконе Божией Матери «Помощница в родах»
Кондак, глас 2-й:
«Слез Евиных разрешение, пророческих писаний исполнение, от Духа Святаго Богомладенца заченшая, и во яслех Вифлеемских Того смиренно родившая, к Тебе прибегаем яко Хранительнице жен и младенцев, к Тебе воздыхаем и Тя величаем: радуйся, Благоутробная Мати, в родах Помощница».
Прокимен и Евангелие общее Богородице. Лк. зач. 4
Запевы 3 раза
Хор: «Достойно есть»
На сугубой ектенье добавляется прошение:
Еще молимся о рабе Божией (имярек), о еже укрепленней быти ей в час предстоящаго ея порождения, рцем вси, Господи, спаси и помилуй.
Возглас:Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Иерей читает следующую молитву:
Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа, яже веси рождение и естество матере и чада, помилуй рабу Твою (имярек) и помози в час сей да разрешится бремене своего благогополучно. О Всемлостивая Владычице Богородице, Яже не потребовала еси помощи в рождении Сына Божия, подаждь помощь сей рабе Твоей помощи требующей, наипаче же от Тебе. Даруй ей благомощие в час сей, и младенца, иже имать родитися и внити в свет мира сего сподоби в благопотребное время и умнаго света во святем Крещении водою и духом. Тебе припадаем Мати Бога вышняго молящеся: буди милостива мати сей, ейже прииде время быти мати, и умоли воплотившагося из Тебе Христа Бога нашего, да укрепит ю силою Своею свыше.
Возглас: Яко держава его благословена и препрославлена, со безначальным его Отцем, и с пресвятым и благим и животворящим его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Далее иерей читает молитву ко Господу Иисусу Христу:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, от Превечнаго Отца рожденный Сыне прежде век, и в послендния дни, благоволением и содействемъ Святаго Духа, изволивый рожденну быти от Пресвятыя Девы яко Младенцу, повиену и положену быти во ясли, Сам, Господи, в начале сотворивый человека и жену спрягий ему, заповедь дав им: раститеся и множитеся, и наполните землю, помилуй по велицей милости Твоей рабу твою (имярeк) готовящуюся родити по заповеди Твоей. Прости ей вольная и невольная грехи, благодатию Твоею даруй ей силу благополучно разрешитися от бремене своего, сохрани сию и младенца во здравии и благомощии, огради я Аггелы Твоими и сохрани от неприязненнаго действия лукавых духов, и от всякия вещи злыя.
Возглашение: Яко благ и Человеколюбец Богъ еси, и тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Затем следует отпуст.
Напутствие после молебна, в котором нужно подчеркнуть:
Сейчас мы прошли первую стадию духовной подготовки к родам – молитву, но это именно первая и теперь необходимо пройти таинство исповеди и причастия.
Исповедь позволит стереть из нашей души грех, чтобы с чистой совестью подойти к родоразрешению. А причастие – как «истинное лекарство» исцелит нашу душу от тех повреждений, которые грех нанес нашей душе. Причастие соединит нас и примирит со Христом.
Тем более для исполнения этого II этапа духовной подготовки к родам нужно не многое.
По уставу Церкви беременные и кормящие матери не постятся и достаточно всего хотя бы один - два дня не поесть мясной пищи, и придти утром натощак в любой храм, в котором совершается литургия и совершить эти таинства.
Накануне обязательно постарайтесь прочитать молитвы ко святому причастию. Они находятся в любом молитвослове. И тогда Вы не только с надеждой на профессионализм врача, но прежде всего с надеждой на Бога войдете в родильный зал. Уйдет страх и останется тихая молитва и любовь.
Большое счастье в этот момент осознавать, что Вы обращаетесь к Богу, и что рядом с Вами Ангел Хранитель, к которому Вы всегда можете обратиться простыми словами: «Помоги нам!, Сохрани нас!»
Помощи Божией и радости Вам!
(Священник благословляет каждую беременную женщину крестом на беременность и роды).