Распределение часов по типам и видам учебной работы
ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Учебно-методический комплекс курса
для специальности 050715.65 «Логопедия»
Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. __________________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № ____ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________ |
Пермь
пгпу
Рецензент:
Кандидат психологических наук, доцент
Пермского государственного педагогического университета
О.Р. Ворошнина
Автор-составитель:
доцент кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии И.А. Кузнецов
Учебно-методический комплекс по курсу «Основы нейропсихология» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, вопросы к зачету по курсу, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальности «Логопедия».
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан _____________________ И.Ю. Ильина
Директор библиотеки______________ ________Подгорных Г.М.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Выписка из ГОС ВПО по специальности «Логопедия»……………………….4
I. Рабочая программа дисциплины………………………………………………4
1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………………….4
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………………..4
3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля………….5
3.1Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………5
3.2Распределение часов по темам и видам учебной работы……………………5
4. Содержание курса……………………………………………………..…………..7
5. Темы практических и семинарских занятий…………………………………….15
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)……………………………..15
7. Тематика рефератов (контрольных работ) ……………………………………..15
8. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………..…16
8.1.Список литературы…………………………………………………..………..16
8.2Методические указания студентам……………………………………………18
П. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
Промежуточных и итоговых аттестаций
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДПП.Ф.10 | Основы нейропсихологии Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга. Локальные системы мозга. Первичные, вторичные, третичные зоны коры больших полушарий. Мозговая организация зрительного восприятия, оптико-гностические функции. Организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха, речевая память. Организация движений. Регуляция психической деятельности. Психические процессы и их мозговая организация. |
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель:
Ознакомление студентов с основами нейропсихологии как одной из ведущих современных нейронаук в целях формирования естественнонаучного профессионального мировоззрения.
Задачи курса:
Ознакомление студентов:
—с проблемой мозговой организации психических функций;
—с данными о нарушениях высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга;
—с нейропсихологическими синдромами поражения корковых и подкорковых структур мозга;
—с методами нейропсихологического исследования и возможностями практического применения нейропсихологических знаний.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Один из базовых курсов по естественнонаучным основам психологии.
Требования к уровню освоения содержания курса
Студенты должны:
—ориентироваться в теоретических проблемах нейропсихологии, ее основных направлениях;
—ознакомиться с методами нейропсихологической диагностики и восстановления высших психических функций и возможностями практического применения нейропсихологических знаний.
3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы | Количество часов и форма обучения | ||
Очная | Очно-заочная | Заочная | |
Номера семестров | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические и семинарские занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Всего часов на дисциплину | |||
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) Экзамен №№ семинаров | Экзамен-8 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТИПАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Название разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | ||
Аудиторные занятия, в том числе | Самост- стоятель ная работа | |||
Лекции | Практи- ческие занятия семинары | |||
1. Основы нейропсихологии | ||||
1. История формирования нейропсихологии как науки.Предмет, цели и задачи нейропсихологии. | ||||
2. Методы исследования в нейропсихологии. Организация обследования пациентов. Законодательство в области нейропсихологии.Вопросы деонтологии. | ||||
2. Проблемы мозговой организации (локализации) высших психических функций. | ||||
3. Основные принципы строения мозга. | ||||
4. Три основные структурно-функциональные блоки мозга. | ||||
3. Проблемы межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. | ||||
5. Функциональная специфичность больших полушарий головного мозга. | ||||
6. Экспериментально-нейропсихологическое обследование. | ||||
7. Инструментальные, лабораторные и генетические методы обследования. | ||||
1. Проблемы высших психических функций в нейропсихологии. | ||||
8. Сенсорные и гностические нарушения работы кожно-кинетической системы. Тактильные агнозии. | ||||
9. Сенсорные и гностические нарушения работы зрительной системы. Зрительные агнозии. | ||||
10. Сенсорные и гностические нарушения работы слуховой системы. Слуховые агнозии. | ||||
11.Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий. | ||||
5. Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом. | ||||
12. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий. | ||||
13. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Проблема амнезий. | ||||
14. Нарушения внимания при локальных поражениях мозга. | ||||
15. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. | ||||
16. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. | ||||
17.Нейропсихологический анализ нарушений сознания. | ||||
И Т О Г О |
Содержание курса.
Раздел I. Нейропсихология: теоретические основы и практическое значение