Бланк «Рабочий листок №1» к упражнению «Ожидания»
На самом деле мой партнер | Я бы хотел(а), чтобы мой партнер… |
Внешность(манера одеваться, макияж, прическа, походка и т.д.) | |
Характер | |
Привычки | |
Манера общения(речь, тембр голоса, время для разговоров, длительность и темы для разговоров и т.д.) | |
Функциональные обязанности в семье | |
Бланк «Рабочий листок №2» к упражнению «Ожидания»
На самом деле отец/ мать моего ребенка… | Я бы хотел(а), чтобы отец/ мать моего ребенка… |
Эмоциональность(ласковый, суровый, нежный, грубый и т.д.) | |
Стиль воспитания(авторитарный, демократичный, требовательный, попустительствующий и т.д.) | |
Функциональные обязанности | |
Приложение 18
Родительские директивы[40]
Семья играет первостепенную роль в формировании личности растущего ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. В сущности, взрослые уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Э. Берн по этому поводу пишет: "С первых месяцев жизни ребенка учат не только что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь".
Проблема программирования – это проблема семей, не отдающих себе отчета в целях своего воспитательного воздействия. Родителям, на наш взгляд, важнее всего внести для себя ясность в то, каким они хотят видеть своего сына или дочь – ориентированного на пользу прежде всего для себя, или – для своих близких, или – ощущающего свою социальную ответственность перед знакомыми и незнакомыми людьми. Хотят ли они видеть его альтруистом или эгоистом, манипулятором или актуализатором (т.е. склонным относиться к другому человеку, как к самому себе).
Один из механизмов такого программирования американские психотерапевты Роберт и Мери Гоулдинг назвали родительскими директивами. Родительские директивы, или, как еще переводят на русский язык этот термин, установки, предписания, – это неосознаваемые программы поведения, которые родители закладывают своим детям, влияя тем самым на формирование их жизненного сценария. Это скрытые приказания, неясно выраженные в словах или действиях родителя, за неисполнение которых ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно собственным чувством вины перед родителем, давшим данную директиву.
Для самого родителя, дающего ребенку ту или иную негативную установку, они являются отражением его собственных страхов, комплексов, неуверенности в себе или злости на других людей. Давая установку ребенку, родитель зачастую пытается защитить его от ситуаций, вызывающих страх, стыд и другие неприятные эмоции в нем самом.
Родительские директивы или установки – неизбежная часть воспитания, просто потому что в процессе воспитания программирования избежать невозможно. Но вот на что мы программируем своих детей – можно и нужно понимать.
Первая директива – «Не живи»
1. «Глаза бы мои на тебя не глядели».
2. «Чтоб ты провалился(ась)».
3. «Мне не нужен такой плохой мальчик (девочка)».
4. «Не путайся под ногами, ты мне все время мешаешь».
5. «Сколько тревог и волнений я пережила с тех пор, как ты появился(ась) на свет».
6. «Как я переживала, когда ты в детстве болел(а)».
7. «За что мне такое наказанье?».
8. «Горе ты мое».
9. «Я не сделала карьеру (не вышла замуж), т.к. все силы отдала тебе».
Если обобщить все это, то родители сообщают ребенку, что его появление на свет доставило им много проблем, без него было лучше и легче. Поэтому уже за сам факт своего рождения ребенок должен чувствовать себя виноватым.
В бытовой речи эта директива выражается в «воспитательных» беседах и частых «приговариваниях», адресованных ребенку. На первый взгляд некоторые из них выглядят как безобидные упреки или даже шутки. Но именно они рождают глубинное чувство вины за свое рождение, которое мешает человеку увидеть цель исмысл своей жизни. Рано или поздно над этим задумывается каждый из нас.
Результатом этого чувства вины становится то, что ребенок часто травмирует себя, попадает в аварии. В более взрослом возрасте появляется угроза зависимого поведения. Такое отношение к себе не дает ребенку возможности реализовать свои способности в различных сферах жизни. Частые физические травмы и заболевания мешают ему приспосабливаться к реальной жизни и ставят в прямую зависимость от родителей и другого окружения.
В подростковом возрасте установка «не живи» подсознательно толкает ребенка на нарочитое, провокационное хулиганское поведение вне дома, он как бы специально «нарывается» на наказание. После того, как наказание свершилось, у ребенка автоматически снижается уровень чувства вины. Ведь проще чувствовать себя виноватым за разбитое окно или нос, чем неизвестно за что.
Взрослому человеку, который в детстве получил такую директиву, приходится постоянно доказывать себе и другим, что он что-то значит в этой жизни. Первая директива требует к себе особого внимания. Слова установок первой директивы угрожают самому ценному в нашей жизни – смыслу.