Оценка функций интеллекта по предпочтительным цветам 7 страница
[ccclv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 916.
[ccclvi] Возникает вопрос, не осознает ли женщина это метафизическое различие своих цветов, о котором говорит А. Жид: если белый цвет нам кажется понятным и разумным, то черный — глупым и животным? Не боится ли «женщина-личность» оказаться вне своей личности, вне собственного сознания в экстремуме сексуса? Судя по всему, ответ может быть положительным лишь при отсутствии любви к партнеру, поскольку влюбленная женщина всегда закрывает глаза на происходящее во всех смыслах этого слова.
[ccclvii] По данным Л. Е. Этингена, шведскими учеными установлена зависимость между природным цветом волос женщины и временем достижения ею оргазма: быстрее всего он достигается у брюнеток, затем у шатенок и блондинок (Этинген Л. Е. Волосы и ногти // Человек. 2002. № 5. С. 148).
[ccclviii] Если я не ошибаюсь, единственный мифический герой — Эндимион попытался заглянуть в этот абсолютно черный цвет поглощающего женского экстремума — и тот пришел к выводу, что белому рациуму мужского сознания невозможно даже мысленно уподобиться бессознательной идее женщины — ипостатической идее Божества в Природе (Эндимион. Философия низа... СПб.: Лисс, 1992. С. 71).
[ccclix] Турчин В. Символика цвета // Юный художник. 1991. № 7. С. 36–40.
[ccclx] См. хроматический анализ времен и соотношений Платона (Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995. Гл. 3. Часть VI).
[ccclxi] Зибковец В. Ф. О черной и белой магии. М.: ИПЛ, 1965. С. 100.
[ccclxii] “In the womb of time” (в неизвестном будущем), как говорят англичане.
[ccclxiii] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. Гл. 7; Бреслав Г. Э. Цветопсихология … СПб.: Б&K, 2000. С. 74.
[ccclxiv] Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Андрей Наследников, 2001. С. 39.
[ccclxv] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 53.
[ccclxvi] Симпатический отдел ВНС осуществляет усиление окислительных процессов, потребление питательных веществ, усиление дыхания, учащение деятельности сердца, увеличение поступления кислорода к мышцам и др. (Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. Л.: Медицина, 1974. С. 582).
[ccclxvii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 216.
[ccclxviii] Berlin B., Kay P. Basic color terms: their universality and evolution. Berkeley: Uca-Press, 1969. Ср.: Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. Гл. II. В связи с этим “опредмечиванием” нельзя не вспомнить замечания В. В. Кандинского: “Это красное носит, главным образом, материальный характер (взятое изолированно) и так же, как и желтое, не склонно к углублению” (Василий Кандинский. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 48). В самом деле, как показано ниже, все телесные функции этого материального характера наиболее ярко представлены теплыми цветами — красным для мужского и желтым для женского тела (см. Желтый).
[ccclxix] Монгайт А. Л. Археология в СССР. М.: АН СССР, 1955; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. С. 102.
[ccclxx] Книшенко Ю. В. История первобытного общества и основы этнографии. Ростов-на-Дону: ИРУ, 1965. С. 140–141.
[ccclxxi] Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961; она же. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; Турчин В. Символика цвета // Юный художник. 1991. № 7. С. 36–40.
[ccclxxii] Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов. (Кемерово), Серсон, 1994. С. 20–38; Гаваа Лувсан. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Новосибирск: Наука, 1991. С. 9–24; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.
[ccclxxiii] LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: rouge). Косвенно поэтому красный помещается слева и в круге цветов.
[ccclxxiv] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 357.
[ccclxxv] Шерцль В. О названиях цветов // Филолог. Записки. Воронеж, 1884. Вып. II–III. С. 65.
[ccclxxvi] Во многих областях Востока брак обычно скреплялся прежде особым документом на красной бумаге, символизирующей радость (Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия. М.: АН СССР, 1959. С. 150; Баскаков Э. Г. Биографии гербов, флагов, гимнов зарубежных стран. М.: ИПЛ, 1967. С. 39–40; Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12).
[ccclxxvii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М., изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 73.
[ccclxxviii] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 4–6. Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3.
[ccclxxix] Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 46. Маловероятно, чтобы индийские иоги знали проблематику цветоведения. Так, если сочетание черного фона с красным могло позволить выявить семантику «гнева», предположим, из символики этих цветов, то ни из какой символической системы невозможно получить значение красного с зеленым как констатации ревности. В то же время законы цветоведения гласят, что сочетание красного и зеленого дает именно серовато-желтый (малонасыщенный) цвет, семантика которого, как показано ниже, связана именно с ревностью.
[ccclxxx] Обратим внимание на классические характеристики этих богов Древней Греции. Если Эрос наделяется алым цветом и характеризуется дионисийскими чувствами божественного опьянения и любовного экстаза, то Арес — пурпурно-красным цветом, и соответственно, гордостью, надменностью, спесивостью, эгоистичностью и опьянением кровью. Ср. Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 101 и (Серов Н. В. Античный хроматизм. Часть 1). Позднее в Античном мире мы встречаемся и с еще более тенденциозным выражением этих характеристик: с фаллоцентристским Приапом, известным под именем Красный бог. Как известно, Приап олицетворял весь эгоцентризм мужского сладострастия, которому, разумеется, поклонялось бессознгание женщины, ибо благодаря ему удовлетворялась и чувственность женского сладострастия, а этим, — и воспроизводство жизни на Земле. Взаимозависимость компонентов этого действа поражает своей целеположенностью и даже целесообразностью, о чем речь будет идти в следующих главах.
[ccclxxxi] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 27.
[ccclxxxii] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 359.
[ccclxxxiii] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М.: Наука, 1973. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. № 2. С. 96–98; Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958. С. 24–33.
[ccclxxxiv] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34.
[ccclxxxv] Шютт П. Поездка в Иран / Пер. с нем. // Иностр. Лит. 1988. № 8. С. 181.
[ccclxxxvi] Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.
[ccclxxxvii] Лакиер А. Русская геральдика. Кн. I. СПб., 1855. С. 39; Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 340, 401.
[ccclxxxviii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. Die Psychologie der Farben. Basel, (0. J.); имеется перевод № Ц–36043. М.: ВЦП, 1975. С. 15.
[ccclxxxix] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 775 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 315.
[cccxc] Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 47. Показательным для этой неограниченности мне кажется тот факт, что для французов, особенно для финансистов и бизнесменов (как правило, мужчин) к примеру фигуральное выражение «быть в красном», означает нахождение в сложной критической ситуации (LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: rouge)). Ср. семантику зеленого цвета.
[cccxci] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 446, 447.
[cccxcii] Так, в “Романтиках” Константин Паустовский замечает: “Мопассан писал при свете красного абажура, густом как кровь и страсть, писал в те часы, когда его уже подстерегало безумие”. Биографы и исследователи творчества Рихарда Вагнера постоянно упоминают потребность композитора писать музыку только при красном свете (Дерибере М. Цвет в деятельности…. С. 72).
[cccxciii] Келлог Д. Значение цвета и формы в изображении мандалы // Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 69.
[cccxciv] Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 44.
[cccxcv] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. S. 186.
[cccxcvi] «Рад дурак красному» (В. Даль Пословицы и поговорки русского народа. М.: тип. МГУ, 1862. С. 476).
[cccxcvii] Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 360.
[cccxcviii] Данилова И. Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Советский художник, 1984. С. 95.
[cccxcix] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 160.
[cd] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. С. 169. По прошествии дюжины лет в хроматизме получено более чем достаточное число доказательств справедливости этого положения. Ср. (Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 66). На экстремальность красного для женщины указывает и тот факт, что по мере полового возбуждения цвет малых половых губ переходит из бледно-розового в ярко-красный; во время оргазма частота дыхания, пульс, давление крови у женщины сравнимы с этими показателями при восприятии красного цвета. Помимо этого в момент оргазма отмечается резкое покраснение кожи груди и лица женщины (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 29, 34–35).
[cdi] Как следует из хроматического анализа памятников, во всех известных культурах существует общепринятая парадигма: красный — мужской цвет. Поэтому амбивалентность разделения красного цвета по полу, которую находит В. Тернер в пережиточных обществах, имеет смысл рассматривать только при задании граничных условий существования племени. При этом, как показала практика хроматизма, красный цвет может характеризовать женское бессознание исключительно в экстремальных условиях, тогда как мужское — в нормальных (Ср.: Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 82; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990, § 8.4).
[cdii] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 107–109.
[cdiii] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность М.: Мысль, 1993. С. 421.
[cdiv] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 140–153. Показательно, что данные физиологии полностью подтверждают наблюдения нашей коллеги. Так, по данным Маделен Мэйкэнеску-Джорджеску, у женщины в ответ на эффективный половой стимул отмечается покраснение различных участков тела, прогрессивно распространяющееся по всему телу на фазе предельной половой напряженности. Интенсивность покраснения увеличивается к концу этой фазы и резко исчезает после оргазма. (И. Думитру и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест: Медицинское издательство, 1981. С. 306–319). А. М. Свядощ также указывает на тот факт, что при нарастании полового напряжения цвет малых губ из бледно-розового переходит в ярко-красный или темно-красный (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 34).
[cdv] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121.
[cdvi] Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35.
[cdvii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. Die Psychologie der Farben. Basel, (0. J.); имеется перевод № Ц–36043. М.: ВЦП, 1975. С. 5.
[cdviii] Так, по данным Н.Федотовой, красный цвет лучше воспринимается в левом полуполе зрения, то есть правым полушарием головного мозга, которое отвечает прежде всего за образное мышление, свойственное преимущественно мужчинам (Федотова Н. На цвет товарищи есть // Знание — сила. 1988. № 10. С. 50).
[cdix] Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 233.
[cdx] Чернова А. … все краски … С. 98–121.
[cdxi] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 239.
[cdxii] По данным В. В. Похлебкина, суггестивность этого символа строится на использовании семантики красного цвета — цвета крови и креста как символа христианства.
[cdxiii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 402.
[cdxiv][cdxiv] Из-за наибольшей длины волны (среди всех цветов видимой области спектра) после преломления на хрусталике точка локализации красного цвета находится позади сетчатки. Именно поэтому красный объект кажется находящимся ближе, чем в реальности. Очевидно это свойство красных тонов автомобилей и приводит к меньшему числу ДТП — водители встречных машин раньше замечают их и успевают вовремя уклониться от столкновения. Возможно, свою роль здесь играет и «условный рефлекс» дорожных сигналов: красный свет — «стоп» (Статистика “Вокруг света”. 1966. № 11. С. 53).
[cdxv] Обратим внимание на то, как это представление интерпретировалось классиком аналитической философии Людвигом Витгенштейном в § 443 Философских исследований: «Красное, которое ты себе представляешь, безусловно, не то же самое (не та же самая вещь), что красное, которое ты видишь перед собой; как можешь ты тогда утверждать, что это именно то, что ты себе представлял?» Иначе говоря, здесь уже предполагалось существование неразрывной связи между образом цвета и его концептом — как внутренним цветом нашего представления о внешнем цвете окружающей среды. Любопытно, что в истории хроматизма априорные размышления философов все чаще и чаще подтверждаются на практике: репрезентативный анализ представленной нами базы данных дал достаточно ясный ответ на вопрос Витгенштейна.
В то же время, как пишет А. П. Василевич, мы имеем каким-то образом структурированное множество цветовых оттенков, в котором чисто условно выделяются области близких цветов. Оттенкам в языке соответствуют слова; при этом непрерывность, присущая цветовому пространству, уступает место дискретности, свойственной языку (Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. С. 53). И далее (С. 106) замечает, что различные формулы символической логики помогают уяснить какие-то детали, но все это — искусственные языки, не имеющие непосредственной связи с интуицией; человеческое сознание привыкло к естественному языку, и именно его надо признать наиболее пригодным метаязыком семантического описания.
[cdxvi] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; Татиевский А. Цвет и характер. М.: Моимпекс, 1995. С. 9.
[cdxvii] Кожевников Е. П. Компенсаторное слежение в условиях монохроматической световой среды // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 120.
[cdxviii] У взрослого мужчины количество эритроцитов в 1 куб. мм составляет в среднем 5 млн, у взрослой женщины — 4,5 млн. (Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 567; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинскии Я. Я. Антропология. М., 1941. С. 256). Любопытно, что в эритроцитах крови у 15 % людей отсутствует резус-фактор (Батуев А. С., Никитина И. П., Журавлев В. Л, Соколова Н. Н. Малый практикум по физиологии человека и животных: Учебное пособие / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 35). Не являются ли и эти 15 % очередным свидетельством несоответствия гендера полу, то есть не могут ли они быть материальным маркером гендера? Насколько мне известно, до настоящего времени ответа на этот вопрос не существовало.
[cdxix] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. Гл. 1, 4; Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. Гл. VIII, IX; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 23.
[cdxx] Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд ЛГ, 1990. С. 47–48.
[cdxxi] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 74.
[cdxxii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. S. 6; Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 132.
[cdxxiii] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 232.
[cdxxiv] Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 131.
[cdxxv] Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 74.
[cdxxvi] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; The Luscher Color Test. N.Y., 1971.
[cdxxvii] Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985.
[cdxxviii] Eysenck H. J., Eysenck S. B. Manual of the Eysenck Personality Inventory. San Diego: E&IT, 1968.
[cdxxix]. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997. Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; The Luscher Color Test. N.Y., 1971.
[cdxxx] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. С. 136.
[cdxxxi] Ньютон не считал спектральным цветом пурпурный, а Гете — зеленый. Объединение этих позиций позволило создать адекатный концепт внешнего (по Ньютону) и внутреннего (по Гете) цветового пространства, впервые представленный мной в «Античном хроматизме» (С. 460–474).
[cdxxxii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 271–272.
[cdxxxiii] Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. М.: УПГ, 1941. С. 256.
[cdxxxiv] Forman Y. (Red.). La couleur. Nature, histoire et décoration. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 194.
[cdxxxv] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 32–33.
[cdxxxvi] Гольдштейн А. Безразличие к цвету // Декорат. Искусство СССР. 1966. №6. С. 10–12.
[cdxxxvii] Наука и религия. 1988. № 1. С. 64.
[cdxxxviii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3.
[cdxxxix] Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976. С. 6.
[cdxl] Гоген П. Ноа-Ноа. М.: Изд. Маковского, 1914. С. 123.
[cdxli] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47.
[cdxlii] Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 49.
[cdxliii] Исследование цвета пламени показало, что образ пламени репрезентативно связан не с красным, а с оранжевым цветом (Шемякин Ф. Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа // Изв. Педаг. Наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 29).
[cdxliv] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993, P.194.
[cdxlv] Отсюда ученый заключает, что семантическое поле цвета по-разному строится в стихе и прозе (Москович В. А. Статистика и семантика. М.: Наука, 1969. С. 142). В хроматизме рассматриваются причины этих различий и на уровне информационной модели интеллекта анализируется, что соотнесение образ-концепта «оранжевого» с бессознанием, то есть с андрогинностью животной, биологической жизни человека не может являться нормой для поэтически-творческого подсознания. В качестве же исключения может быть создано даже «оранжевое небо», где имя цвета не адекватно денотату и, разумеется, образ-концепту. Прозаические же произведения нередко основаны на формальной логике изложения и, следовательно, на доминировании сознания, оперирующего не образ-концептами, а понятиями, к которым оно, вообще говоря, относит и цветообозначения.
[cdxlvi] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 22.
[cdxlvii] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 64, 73, 77.
[cdxlviii]. Klar G. (u. а.). Lüscher-Test… С. 6, 24.
[cdxlix] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 107–109.
[cdl] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 170.
[cdli] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 404.
[cdlii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 223.
[cdliii] Желто-оранжевыми лучами д-р Бэббитт лечил следующие заболевания: анемические состояния и малокровие; запоры и истощение; аменорею, расстройство менструального цикла; недостаточность функций печени, почек и органов малого таза; твердые хронические опухоли, отеки; бронхит, воспаление легких, простуду; паралич, ревматизм, ознобы; подавленность, переутомления и т. д. (Бэббитт Э. Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996. Гл. 6).
[cdliv] При функциональном происхождении этих заболеваний, однако, может назначаться именно теплая гамма цветов. Это создает у пациента все условия для динамического перехода к активности параллельно с психотерапевтическим курсом лечения. И несмотря на вызываемый им аппетит, полнота пациенток уже через 3–4 сеанса цветолечения заметно убывает (Серов Н. В. Лечение цветом. СПб.: Лисс, 1993. С. 24).
[cdlv] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 194.
[cdlvi] Это ли не роскошь! Иметь одинаковый взгляд на жизнь. Возможно, это сказывается и на предпочтениях юношей, достигающих половой зрелости: по Люшеру, они чаще выбирают красно-оранжевый цвет.
[cdlvii] Согласно выводам В. Ф. Шемякина, названия для коричневого цвета в немецком и английском языках восходят к древнему индоевропейскому корню, означающему цвет шерсти животных и, в частности, бобра и медведя (Шемякин В. Ф. К вопросу об отношении слова и наглядного образа // Изв. Ак. Пед. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 13). Вместе с тем в русском языке, согласно В. И. Далю, “коричневый” скорее может происходить от коряного цвета, цвета коры деревьев.
[cdlviii] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 131.
[cdlix] Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12.
[cdlx] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47.
[cdlxi] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test … С. 6.
[cdlxii] Цит по: Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 77.
[cdlxiii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Гл. 3; Кейс Э. Ауры. С. 6.
[cdlxiv] Кандинский В. В. Альбом. Текст художника. М., 1918. С. 58.
[cdlxv] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 29. В «переработанном и дополненном переиздании» этой книги, по понятным причинам психологическая интерпретация цветовосприятия была просто опущена (Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цветоведение для архитекторов. М.; Л.: ГОНТИ, 1938). Любопытно, что при Брежневе появляется впечатление, как мне кажется, весьма близкое к образу, который выразил Кандинский: «коричневый усыпляет и подавляет» (Губерман И. Чудеса и трагедии черного ящика. М.: ДЛ, 1969. С. 237). Однако это — отдельная тема для исследований внутренней среды человека в мире социума.
[cdlxvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.
[cdlxvii] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 47.
[cdlxviii] La couleur. Nature, histoire et décoration. P. 194.
[cdlxix] Похлебкин В. В. Словарь международной символики ... С. 404.
[cdlxx] Подробнее о коричневой форме фашистов в Германии (см.: Heller E. Wie Farben wirken. S. 207–208).
[cdlxxi] Забозлаева Т. Символика цвета. С. 95. См. также Heller E. Wie Farben wirken. S. 105.
[cdlxxii] Гендерное различие потребностей в сексуальном удовлетворении может быть интерпретировано по принципу символических различий сердолика. Так, его коричневатые оттенки принято подразделять на “мужской” — темно-коричневый и “женский” — розовато-оранжевый. Вместе с тем собственно коричневый снимает эти различия, объединяя в себе мужскую и женскую потребность, о чем говорит и близость цветов их оргазма (см.: Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. Гл. 9).
[cdlxxiii] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 765–766 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 312–313.
[cdlxxiv] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 126.
[cdlxxv] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; она же. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961; Турчин В. Символика цвета // Юный художник, 1991. № 7. С. 36–40.
[cdlxxvi] В различных течениях китайской философии считалось, что равновесие Инь — Ян имеет место 18 дней каждого сезона, что давало основание эпизодически наделять желтым (золотым) цветом Ян категорию. Иначе говоря, в развивающейся системе желтый цвет может характеризовать и Инь, и Ян в зависимости от условий (нормальных или экстремальных), что полностью соотвествует положениям хроматизма о зависимости репрезентативных данных от условий наблюдения. Поскольку и Гете, и Кандинский, и Шпенглер называли желтый типично земной краской, а желтый цвет являлся неизменной характеристикой «земли» в Китае, то с учетом общепринятой семантики «земля — женщина» в обычных условиях желтым цветом репрезентативно характеризуется женская категория Инь. См.: Кобзев А. И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988. С. 17–55; Васильев Л. С. Этика и ритуал а трактате «Ли цзи» // Там же. С. 173–201; Торчинов Е. А. Этика и ритуал в религиозном даосизме // Там же. С. 202–235; Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов. (Кемерово), Серсон, 1994. С. 20–38).
[cdlxxvii] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 200; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 363.
[cdlxxviii] Как замечает Ева Геллер, «Для нас (европейцев — Н.С.) черный определенно мужской, а желтый мы ощущаем как женский», полагая, что в Китае все наооборот: «Желтый — Ян принцип» (Heller E. Wie Farben wirken. S. 139). Однако с этим трудно согласиться по многим причинам. Во-первых, в китайской натурфилософии желтый цвет рассматривался относительно других в зависимости от сезона и имел преимущественно женственный характер в связи с матрилинейностью правления. Во-вторых, согласно китайской символике желтый цвет всегда ссотносился с пассивностью земли (желтоземы), которая требовала своего красного возделывателя. И, наконец, в-третьих, желтый цвет всегда сопоставлялся в китайской традиции с такими женскими символами как роза и сладкий вкус (ср. табл. 13.2 в Хроматизме мифа и табл. на с. 140 в книге Евы Геллер), что также не дает никаких оснований его соотнесения с мужественноым принципом Ян. Об этом говорил еше Бань Гу: “Почему среди пяти первоэлементов два (“дерево” и “огонь”) относятся к силе Ян, а три (остальные) относятся к силе Инь? (Земля, относящаяся к силе Инь), будучи почитаемой превыше всех, сочетается с небом, (относящимся к силе Ян). Что касается “металла”, “дерева”, “воды” и “огня”, то здесь силы Инь и Ян соединяются попарно (Бань Гу. Бо ху тун // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. С. 227–236; Степугина Т. В. Примечания 3–30 к этому трактату, там же. С. 433–438).
[cdlxxix] Как и в белом цвете (См. выше), так и здесь мы встречаемся с материальным маркером, характеризующим экстремальное состояние мужчины в сексусе. Поэтому для нормальных условий жизни вряд ли может быть обоснована интерпретация желтого (и золотого) цвета с цветом отца даже с мифологической точки зрения, на которой основывается Джоанна Келлогг в статье «Значение цвета и формы в изображении мандалы» (см.: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 66–75). Привлечение же мифов индуизма, или более поздних версий, к примеру, о Зевсе, золотом дожде и Данае подчеркивает исключительно эктремальный характер проявления желтого (золотого) цвета как маскулинного.
[cdlxxx] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 363.
[cdlxxxi] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976.
[cdlxxxii] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47–52. Если придерживаться этого положения, то становятся объяснимыми и нимбы Аполлона, Будды и Христа как духовно-великих людей. Вместе с тем, справедливость этого положения свидетельствовала бы и в пользу известного психологам эмпирического факта — гениальные творцы всегда обладали женственными характеристиками личности, то есть женственным бессознанием. А это, в свою очередь, давало бы основания говорить о сущностном факторе творческой переработки информации прежде всего бессознанием. Так как именно последнее положение и констатируется в науке (Юнг, Леви-Стросс, Симонов, Фромм и другие), то круг замыкается: религия предшествует науке. И следовательно, религия и наукя являются взаимодополняющими компонентами единого процесса познания истины.