Леон Фестингер, Генри Рикен, Стэнли Шехтер
Leon Festinger, Henry W. Riecken, Stanley Schachter. When Prophecy Fails. — Minneapolis, Minn.: University of Minnesota Press,1956.
Примечание редактора.Теория когнитивного диссонанса, разработанная Фестингером, является одной изнаиболее влиятельных теоретических моделей изменения установок и поведения. Фестингер утверждал, что можно уменьшить несоответствие между установками и поведением, изменив установки так, чтобы они соответствовали поведению. То есть он предложил гипотезу, противоположную традиционным представлениям, согласно которым поведение всегда определяется установками, и поэтому изменение установок предшествует изменению поведения.
Хотя многие гипотезы теории когнитивного диссонанса были проверены с помощью тщательно поставленных экспериментов, одно из классических исследований касалось необычной реальной жизненной ситуации. Некая женщина объявила, что ее город будет уничтожен наводнением, которое произойдет в определенный день. Она утверждала, что предсказала это, получив несколько посланий от инопланетян. Психологов, исследующих диссо-нанс, в этой ситуации заинтересовало то, что эта женщина и ее последователи публично заявили о своей вере в грядущую катастрофу, для которой было назначено вполне определенное время. Что станет с системами убеждений этих людей, когда, как предполагали ученые, предрекаемое событие не произойдет? Как они разрешат диссонанс между приверженностью своей вере и фактами, свидетельствующими, что их вера была ошибочной? Чтобы исследовать эти вопросы, ученые стали членами группы верующих. Таким образом они могли наблюдать за всем, что происходило до назначенной даты наводнения и после того, как пророчество не сбылось. В своей статье Фестингер, Рикен и Шехтер описывают реакцию верующих на неисполнение пророчества и анализируют ее с точки зрения теории когнитивного диссонанса.
Тяжело изменить человека, имеющего убеждения. Если вы скажете ему, что не согласны, он от вас отвернется. Если вы покажете ему цифры или факты, он усомнится в ваших источниках информации. Если вы обратитесь к логике, он не поймет смысла ваших рассуждений. Нам известны разнообразные и оригинальные способы защиты убеждений, с помощью которых людям удается сохранить эти убеждения в целости, несмотря на самые яростные нападки.
Но находчивость человека позволяет ему не только лишь защищать свои убеждения. Предположим, что индивид от всего сердца во что-то верит; предположим далее, что он предан этой вере и из-за нее предпринял необратимые действия; наконец, предположим, что ему предоставлены доказательства, недвусмысленные и неоспоримые доказательства того, что его вера ложная, — что тогда произойдет? Часто случается, что индивид выходит из такой ситуации не только не поколебленным, но даже еще более уверенным в истинности своих убеждений, чем прежде. Он может даже начать с новым пылом убеждать и обращать других людей в свою веру.
Почему верующие так реагируют на факты, противоречащие вере? Давайте начнем с формулировки условий, при которых можно ожидать, что за событием, опровергающим веру, последует увеличение преданности ей? Существуют пять таких условий.
1. Вера должна быть глубокой и отражаться на действиях или поведении верующего.
2. Верующий должен посвятить себя своей вере; это означает, что ради нее он предпринял какие-то важные необратимые действия. Как правило, чем большее значение имеют такие действия и чем труднее аннулировать их последствия, тем сильнее преданность индивида своей вере.
3. Вера должна быть достаточно конкретной и в достаточной степени связанной с реальным миром, так, чтобы ее несостоятельность могла быть недвусмысленно доказана фактическими событиями.
4. Должны произойти события, неоспоримо опровергающие веру, и верующий должен их признать. Первые два условия определяют обстоятельства, которые делают веру стойкой к изменению. Третье и четвертое условия, напротив, касаются обстоятельств, которые оказывают на верующего сильное давление, заставляя его отказаться от веры. Не исключено, конечно, что человек, даже глубоко убежденный в своей вере, может отказаться от нее перед лицом событий, неоспоримо ее опровергающих. Поэтому мы должны сформулировать пятое условие, определяющее обстоятельства, при которых вера будет сохраняться с новым пылом.
5. Верующий должен иметь социальную поддержку. Маловероятно, что один изолированный верующий может выстоять перед лицом таких опровергающих веру доказательств, о которых мы уже говорили. Однако если верующий является членом группы убежденных людей, которые могут поддерживать друг друга, то можно ожидать, что вера сохранится, а верующие будут пытаться проповедовать или убеждать людей, не принадлежащих к этой группе, в том, что их вера истинная.
Эти пять условий указывают на обстоятельства, при наличии которых вслед за опровержением можно ожидать возрастания активности верующих по обращению в свою веру. Сформулировав такой набор условий, мы должны позаботиться о том, чтобы найти данные, которые позволили бы проверить гипотезу о возрастании активности верующих по обращению в свою веру после противоречащих ей событий. К счастью, на протяжении человеческой истории много раз возникали и возникают социальные движения, которые адекватно удовлетворяют нашим условиям — это сектантские или мессианские движения. Один из современных вариантов такого движения послужил основой для данного исследования.
* * *
Почему, после того как предсказание не исполняется, происходит возрастание активности верующих по обращению в свою веру? Как это можно объяснить и от каких факторов зависит, произойдет это или нет? Для нашего объяснения мы введем понятия консонанса и диссонанса. Диссонанс и консонанс — это отношения между когнитивными компонентами — то есть между мнениями, убеждениями, знаниями об окружающей среде и осознанием своих собственных действий и чувств. Два мнения, или убеждения, или представления находятся в диссонансе друг с другом, если они не соответствуют друг другу — то есть если они несовместимы или, если рассматривать только эти два элемента, один из них не следует из другого. Например, если курильщик верит, что курение вредит его здоровью, то это мнение диссонантно с осознанием того, что он продолжает курить.
Диссонанс вызывает дискомфорт, и, соответственно, человек делает попытки уменьшить диссонанс. Существуют три способа уменьшения диссонанса. Человек может попытаться изменить некоторые из своих убеждений, мнений или видов поведения, из-за которых возник диссонанс; получить новую информацию или принять взгляды, которые приведут к возрастанию существующего консонанса, и таким образом уменьшить общий диссонанс, забыть о важности тех когнитивных элементов, которые находятся в отношениях диссонанса, или ослабить их. Для того чтобы эти попытки были успешными, они должны встретить поддержку со стороны либо физической, либо социальной среды. В отсутствие такой поддержки самые решительные попытки уменьшить диссонанс могут оказаться тщетными.
Тогда в каком же состоянии, с точки зрения нашей теории, находится верующий индивид на том этапе мессианского движения, который предшествует противоречащим вере событиям? Он глубоко верит в пророчество (например, что Христос вернется на землю), и эту веру поддерживают другие участники движения. В процессе подготовки к предсказанному событию он развивает большую активность, которая полностью соответствует его вере. Другими словами, на этом этапе большинство отношений между когнитивными элементами, касающимися веры, являются консонантными.
Какое же влияние на верующего оказывает противоречащее вере событие или тот неоспоримый факт, что предсказание было ложным? Такое событие вносит значительный и болезненный диссонанс в когнитивную систему верующего. Тот факт, что предсказанные события не произошли, диссонирует с сохраняющейся верой в предсказание и остальную идеологию, центральным элементом которой было это предсказание. Неисполнение пророчества диссонирует также со всеми действиями, которые совершил верующий, готовясь к тому, что оно сбудется. Сила диссонанса будет, конечно, зависеть от значения веры для индивида и от масштаба его подготовительной активности.
В движениях рассматриваемого нами типа центральный элемент веры и сопутствующая ему идеология обычно имеют решающее значение в жизни верующих, и поэтому возникающий диссонанс очень силен
— и вызывает болезненные переживания. Следовательно, надо ожидать, что верующие будут предпринимать решительные попытки устранить диссонанс или, по крайней мере, уменьшить его силу. Как они могут это сделать? Диссонанс был бы в основном устранен, если бы они отказались от веры, которая не получила подтверждения, прекратили действия, служившие подготовкой к исполнению предсказания, и вернулись к своей обычной жизни. На практике такая схема иногда осуществляется. Но часто поведение бывает так сильно связано с системой веры, что для верующего предпочтительнее любой другой образ действий. Может оказаться, что переносить диссонанс менее болезненно, чем от-казаться от веры и признать свою ошибку. В таком случае невозможно избавиться от диссонанса, отказавшись от веры.
Другой способ уменьшения диссонанса или его полного устранения состоит в том, чтобы участники движения сумели закрыть глаза на тот факт, что предсказание не сбылось. Но большинство людей, в том числе и участники подобных движений, соприкасаются с реальностью и не могут просто вычеркнуть из своего сознания такой недвусмысленный и неоспоримый факт. Однако они могут попытаться игнорировать его, и обычно так и делают. Они могут убедить себя, что дата была определена неправильно, и предсказание
все же сбудется через какое-то время; они могут даже назначить новую дату. Верующие могут
попытаться найти разумные объяснения неисполнения пророчества, часто проявляя при этом большую изобретательность. С помощью рационализации можно несколько уменьшить диссонанс, но чтобы рационализация полностью выполнила свою задачу и объяснение или ревизия идеологии казались истинными, необходима поддержка других людей. К счастью, разочаровавшийся верующий обычно может обратиться к другим участникам того же движения, которые находятся в столь же трудном положении и испытывают такой же диссонанс, который им необходимо снизить. Поэтому новое объяснение получит поддержку, и участники движения смогут несколько оправиться от шока, вызванного неисполнением пророчества.
Каково бы ни было объяснение, одного его недостаточно. Диссонанс слишком силен, и, хотя верующие могут пытаться скрывать это даже от самих себя, они все равно знают, что пророчество было ложным, а все их приготовления — напрасными. Невозможно полностью устранить диссонанс путем отрицания факта неисполнения пророчества или рационализации. Тем не менее существует способ уменьшения остаточного диссонанса. Если можно убедить большое количество людей в том, что система веры верна, то она, очевидно, должна быть верной, несмотря ни на что. Именно по этой причине вслед засобытиями, противоречащими вере, наблюдается возрастание активности верующих по обращению в свою веру. Если проповедническая деятельность окажется успешной, то, собрав еще больше последователей и окружив себя сторонниками, верующий уменьшает диссонанс до такого уровня, когда он может с ним жить.
Объяснив таким образом, почему после событий, противоречащих вере, активность верующих по обращению в свою веру возрастает, мы стали искать современный пример несбывшегося пророчества. Чтобы провести эмпирическую проверку нашего объяснения, нам нужен был пример, который можно было бы наблюдать с достаточно близкого расстояния.
Однажды в конце сентября газета «Геральд» в Лэйк-Сити поместила на последней странице две колонки с подзаголовками: «Пророчество с другой планеты. Клэрион призывает горожан: Спасайтесь от наводнения. Нас затопит 21 декабря. Жительница пригорода разговаривает с космосом». В тексте статьи излагались следующие факты.
По словам домохозяйки из пригорода Лэйк-Сити, незадолго до рассвета 21 декабря озеро Грэйт Лэйк затопит город, и он будет уничтожен наводнением. Миссис Мэриэн Кич, проживающая в доме 847 на Уэст-Скул-Стрит, говорит, что это не ее собственное пророчество. Она говорит, что это основное содержание множества посланий, которые она записала бессознательно, когда ее рукой водила внешняя сила... Как считает миссис Кич, эти сообщения посланы ей высшими существами с планеты, которая называется Клэрион. Эти существа посещают землю на так называемых летающих тарелках. Во время своих посещений они наблюдали линии разлома в земной коре, которые являются предвестниками потопа. Миссис Кич сообщает, что ей сказано, что область наводнения распространится и образует внутреннее море, простирающееся от Полярного круга до Мексиканского залива. В то же самое время, говорит она, произойдет катаклизм, в результате которого будет затоплено западное побережье от Сиэтла, штат Вашингтон, до Чили в Южной Америке.
Поскольку заявление миссис Кич являлось конкретным предсказанием вполне определенного события, поскольку она, по крайней мере публично, высказала свою веру в это событие и поскольку она была явно в какой- то степени заинтересована в том, чтобы проинформировать о нем более широкую публику, нам показалось, что такая ситуация дает возможность провести «полевую» проверку теоретических идей, с которыми читатель уже ознакомлен. Поэтому в начале октября авторы присо-единились к группе миссис Кич и находились в постоянном контакте с ее членами в течение всего времени, когда происходили описанные далее события.
Примерно за девять месяцев до появления газетной статьи Мэриэн Кич начала получать методом «автоматического письма» послания от существ, которые сообщили, что живут в другой солнечной системе и поручили ей в качестве их представителя предупредить жителей Земли о грядущем катаклизме. Миссис Кич рассказала об этих посланиях многим своим друзьям и знакомым и к началу сентября собрала вокруг себя небольшую группу последователей. Среди них был доктор Томас Арм-стронг — врач, живший в университетском городке в соседнем штате. Д-р Армстронг распространил эти сведения среди группы студентов (которая называлась «Искатели»), регулярно собиравшихся у него дома для обсуждения проблем духовного развития и космологии. Д-р Армстронг и его жена также часто ездили в Лэйк-Сити и посещали там собрания группы миссис Кич.
В течение осенних месяцев группы в Лэйк-Сити и в Колледжвилле провели ряд собраний, на которых обсуждали полученные из космоса наставления и готовили себя к спасению от потопа. По мере приближения 21 декабря некоторые члены групп оставили работу, другие раздали свое имущество и почти все сделали публичные заявления о своих убеждениях. В сентябре д-р
Армстронг подготовил для прессы два сообщения о предсказании потопа, хотя сама миссис Кич не
стремилась к гласности и дала только одно интервью корреспонденту из Лэйк- Сити, который приехал к ней после того, как увидел один из пресс-релизов д-ра Армстронга. Не считая этого интервью, проповедническая деятельность миссис Кич ограничивалась кругом ее друзей и знакомых, а д- р Арм-стронг фактически свел свою деятельность только к группе «Искатели». В течение октября и ноября как в Колледжвилле, так и в Лэйк-Сити проводилась политика все более строгой секретности, которой окружались воззрения и деятельность верующих.
Между 16 декабря и ранним утром 21 декабря на дом миссис Кич обрушилась лавина телефонных звонков, и к нему устремился постоянный поток посетителей, которые приходили за информацией или даже хотели, чтобы их обратили в веру. На телефонные звонки репортеров следовал короткий и категоричный ответ: «Комментариев не будет». Посетителям, которыми были в основном потенциальные новообращенные, оказывалось самое поверхностное внимание, и верующие делали лишь отдельные попытки объяснить вопрошающим свои воззрения.
К вечеру 20 декабря — накануне предсказанного потопа — шум в доме несколько стих, и верующие начали последние приготовления к спасению. В это утро миссис Кич получила новое послание. В нем группе было велено быть готовыми к встрече пришельца, который лоявится в полночь и проводит их на приземлившуюся летающую тарелку. Она унесет их от наводнения в безопасное место, по-видимому, в другую солнечную систему. С самого вечера десять верующих из Лэйк-Сити и Кол-леджвилла начали готовиться к отъезду. Во-первых, они прорепетировали ритуал, через который должны будут пройти в полночь, когда появится их сопровождающий. Д-р Армстронг должен был выступать в роли часового, который впустит его в дом после того, как удостоверится в личности гостя. Группа тщательно прорепетировала ритуальные действия, которыми она должна была приветствовать неземного гостя, и пароли, которые они должны были сообщить при посадке на борт летающей тарелки. Во-вторых, верующие избавились от всех металлических предметов, которые носили на себе. Послания из космоса не оставили ни у кого сомнений в том, что было бы чрезвычайно опасно путешествовать на летающей тарелке, нося на себе или имея с собой любые металлические вещи, и все члены группы старательно выполнили этот приказ, оставив лишь металлические пломбы в зубах.
Новости психологии