Примеры наиболее типичных ошибок, допускаемых в беседе при психологическом консультировании

Ситуация Ошибка
Мать: «Я пришла к вам посоветоваться. У меня очень сложное положение - сын стал плохо учиться; учителя жалуются, что у него очень слабые знания. Может быть, это связано с состоянием его здоровья? В детстве он часто болел, а недавно ездил в санатории и теперь совсем отстал». Психолог: «Да, ослабленное здоровье во многом определяет и неуспех в учебных делах. Вам надо заняться закаливанием сына, больше бывать с ним на свежем воздухе, записать его в спортивную секцию».   Дает совет сразу же, игнорируя истинные мотивы и интересы партнера.
Мать: «Последнее время меня беспокоит, что все жалуются на Олега. Тут как-то пришла Мария Ивановна - это наша соседка, сослуживица мужа, у нее с ним очень хорошие отношения - вот она и говорит...». Психолог (обрывая на полуслове): «Расскажите мне, пожалуйста, об отношениях в вашей семье».   Не умеет выслушать, не дает высказаться, прерывает рассказ, не выдерживая паузы.
Мать: «У меня все чаще и чаще возникают ссоры с сыном, я раздражена, срываюсь на нем по пустякам». Психолог: «Вы замужем?» Мать: «Да, но... Почему это вас интересует?» Психолог: «Какие у вас отношения с мужем?» Мать: «Я только что вам сказала, что у меня проблемы с сыном, а не с мужем. Все считают, что мы идеальная пара». Прямые вопросы «в лоб» с целью получить информацию для проверки своей точки зрения (мотивы выспрашивания неясны партнеру).    
Мать: «По ночам я перестала спать, снятся кошмарные сны. Соседи и знакомые говорят за моей спиной: "Вот мать этого хулигана"». Психолог: «Вы не должны так болезненно реагировать на то, что происходит с сыном. Все, что с ним происходит, не выходит за рамки нормы». Авторитарное давление - навязывание своей точки зрения,собственного мне-ния.    
Мать: «Я делаю все для своего сына. Все видят, что я отдала ему все свои силы, время, да и средства. Я много занимаюсь воспитанием сына. Все говорят, что я ненормальная мать». Психолог: «Очень часто чрезмерная опека, излишние воспитательные усилия в подростковом возрасте вызывают реакцию протеста. Во всем, что вы мне рассказываете, я вижу обычные проблемы переходного возраста». Жесткость, стереотип- ность собственной версии проблемы партнера (зачастую на основе стереотипов психологи-ческой теории «житейского опыта»).


Занятие 14.4 АНАЛИЗ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ ОБЩЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Вводные замечания. В процессе психологической подготовки руководителей, учителей, родителей и т. д. практический психолог нередко сталкивается с необходимостью коллективно проанализировать наиболее значимые для данной аудитории ситуации общения, где часто совершаются типичные ошибки, нарушающие сотрудничество между людьми.

Методика анализа трудных ситуаций отличается от работы обычной дискуссионной группы. Процедура включает не только обсуждение, но и элементы ролевой игры, при этом она более регламентирована. Процесс разработки проблемы идет индуктивно - от частного к общему. В качестве учебного материала психолог подбирает конкретную жизненную ситуацию, значимую для участников группы. В процессе групповой работы она пошагово анализируется с тем, чтобы выявить и осознать психологическую проблему, лежащую в ее основе. Затем группа намечает нравственно обоснованные и психологически эффективные пути решения этой проблемы.

Методика удобна при работе с большими аудиториями (от 25 до 200 человек), превышающими размер обычной тренинговой группы, а также в тех случаях, когда традиционные методы социально-психологического тренинга невозможны из-за краткосрочности или одноразовости занятия.

Руководитель группы ставит перед собой частную и общую цели. Частной целью работы группы является помощь в решении профессионально значимых коммуникативных проблем ее участников. Общая цель - развитие социального интеллекта членов учебной группы: расширение социально-психологического поля зрения, обучение психологическому анализу ситуаций, умению понять точку зрения собеседника и большему осознанию собственных действий, а также повышение морально-этического уровня их взаимодействий с другими людьми.

Цель занятия. Ознакомление с методикой анализа трудных ситуаций общения.

Оборудование и оснащение. Удобное помещение с легко передвигаемой мебелью или со сценой, микрофон для зала, блокноты и ручки у всех участников.

Порядок работы. Обучение методу анализа трудных ситуаций общения в малой группе должно состоять из трех ступеней: 1) демонстрационное занятие, которое проводит, а затем разбирает педагог с группой студентов; 2) самостоятельное проведение студентом занятия по готовой программе; 3) подготовка студентами собственного плана занятия (сценария) по определенной проблеме.

Методика

Нулевой этап - подготовка занятия - состоит в написании его программы - сценария. Это наиболее трудоемкая часть работы, требующая от психолога хорошего знания профессиональных и житейских проблем контингента (руководителей, учителей и т. д.), с которым он работает. Включенное наблюдение, интервьюирование и другие методы исследования позволяют психологу выявить наиболее значимые для данной группы коммуникативные проблемы, влияющие на профессиональную успешность. Затем психолог должен подобрать конкретную ситуацию, наиболее ярко воплощающую взятую им для групповой работы проблему. Далее он продумывает процедуру ее коллективного обсуждения.

1. Создание малой группы. Ведущий выбирает 6-8 человек из числа участников занятия. Малая группа должна репрезентировать аудиторию. При наборе группы из числа добровольцев ведущий следит, чтобы ее члены различались по полу, возрасту, профессиональному опыту, так как это создает необходимое группе различие мнений, точек зрения, широкий диапазон реакций. Излишне гомогенная группа малопродуктивна. Могут быть введены дополнительные критерии отбора участников в зависимости от типа разбираемой проблемы. Во всех случаях недопустимо включение в состав группы лиц с психическими отклонениями. Группа рассаживается полукругом на сцене лицом к зрителям. Ведущий занимает крайнее место в группе.

2. Знакомство с проблемой. Ведущий делает краткое вступление, называя тему предстоящей работы и ее цель, и предлагает конкретную ситуацию, которая послужит предметом анализа. Формы предъявления ситуации могут быть различными. Ведущий может прочитать описание ситуации, показать отрывок видеозаписи, воспроизвести сценку в лицах. Ситуация должна быть компактной, короткой, с двумя-тремя действующими лицами и давать возможность различных вариантов ее решения.

Например, в аудитории преподавателей техникумов психолог предлагает проанализировать, от чего зависит успех или неуспех просьбы, обращенной педагогом к подростку. Описывается ситуация: в пятницу, закончив последний урок, преподаватель неожиданно вспоминает, что необходима украсить класс к завтрашнему мероприятию. Он забыл предупредить об этом дежурных и сейчас может рассчитывать только на то, что уговорит помочь двух задержавшихся в классе ребят. Преподаватель говорит им: «Ребята, не могли бы вы остаться и помочь мне в важном и срочном деле - надо украсить этот класс». Ребята отвечают: «А почему мы? Мы сегодня заняты, мы на дискотеку идем!» Ведущий предлагает участникам группы придумать несколько реплик от лица преподавателя с тем, чтобы ребята все-таки ему помогли.

3. Сбор банка типичных реакций. Цель этого этапа состоит в том, чтобы собрать разные варианты поведения людей в предложенной ситуации и выявить наиболее характерные. Каждый участник группы дает свой вариант того, что бы он сказал, будучи на месте одного из персонажей. После того как выскажется вся группа, ведущий может пополнить банк наиболее интересными предложениями участников-наблюдателей, сидящих в зале. Все это составит материал для дальнейшего анализа. Иногда такой материал ведущий собирает заранее и предлагает его группе в игровой форме. На этом этапе работы решаются следующие психологические задачи:

1) знакомство с широким репертуаром ответов разных людей на заданную ситуацию обогащает поведенческий опыт, позволяет эмоционально прочувствовать ситуацию;

2) разнообразие предложенных вариантов заставляет сравнивать, появляется понимание множественности решений и возникает проблема выбора, а значит и критериев этого выбора.

4. Обсуждение и сравнительный анализ предложенных вариантов решения ситуации. На этом этапе ведущий должен ввести двуединые критерии оценки эффективности действий участника обсуждаемой ситуации. Коммуникативное поведение считается эффективным, если участники ситуации успешно выполнили стоящую перед ними практическую задачу (1) и одновременно сохранили или сформировали положительное отношение друг к другу (2).

Вернемся к примеру с преподавателем, попросившим ребят помочь украсить класс. В начале группового обсуждения участники определяют сцену как ситуацию личной просьбы, где позиции сторон (педагог - ученики) одноуровневы, иерархически не соподчинены, т. е. партнер может просьбу выполнить, а может и отказать. Затем группа переходит к конкретному анализу ответов каждого участника занятия с точки зрения двух критериев эффективности. Рассмотрим три варианта ответов

А. «Ребята, нам нужно украсить класс! Это важное мероприятие. Его надо выполнить, а то мы окажемся на последнем месте! Если вы сейчас уйдете, не забудьте, что вам скоро предстоит сдавать мне экзамен!»

Б. «Ребята, я попал в ужасное положение. Совсем забыл всех предупредить, что надо украсить класс. А то будет скандал, меня будут ругать! Только на вас надежда. Давайте-ка останьтесь. А на дискотеку в другой раз сходите. От вас не уйдет!»

В. «Ребята, я понимаю, что дискотека для вас дело важное. Я не могу от вас требовать, могу только просить. Виноват, забыл и не предупредил всех вовремя, что надо украсить класс к завтрашнему дню. Здесь работы минут на 40. Прикиньте, как у вас со временем до дискотеки? Если вы мне пожертвуете даже 20 минут, это будет значительная помощь. Остальное я попробую доделать сам. Как?»

Критерии эффективности применительно к данной ситуации будут определяться тем, останутся ли ребята помочь и с какими чувствами они будут это делать. Групповое обсуждение с учетом этих критериев позволяет развести и по-разному оценить ответы преподавателей А, Б и В. Несмотря на внешние различия ответов А и Б, участники группы уловят сходство между ними: упор на выполнение задачи, пренебрежение партнерами-ребятами. Преподаватели А и Б не учитывают их планы, не ценят их время, исходят из своих интересов, распоряжаясь и манипулируя (пугают, пытаются разжалобить), не доверяют ребятам самим принять решение.

Основная задача ведущего здесь состоит в том, чтобы помочь участникам группы научиться проводить микроанализ отдельных реплик, воспитывая наблюдательность и точность в обработке психологической информации. Так, пофразовый разбор ответа В позволит заметить, что это единственный вариант, где педагог действительно контактирует с ребятами и уважает их: слышит их слова, признает значимость их занятий и ценность их времени, позволяет им самим разрешить ситуацию, помня, что это ситуация просьбы.

На этом этапе работы группы решаются следующие психологические проблемы:

1) участники группы должны научиться рассматривать ситуации общения как коммуникативные задачи с набором условий, правилами, паттернами поведения, предсказуемыми последствиями отдельных ходов и т.д.;

2) микроанализ реплик и использование критериев коммуникативной эффективности должны повысить самоконтроль участников группы в ситуациях общения, научить не удовлетворяться случайно-интуитивными решениями или оценками;

3) участники группы должны учиться различать внутреннюю психологическую структуру ситуации (позиции участников, их ведущие мотивы и цели, отношение к партнеру и т. п.) сквозь внешний материал конкретных взаимодействий персонажей.

5. Обобщение результатов анализа конкретной ситуации и постановка глубинной психолого-педагоги ческой проблемы. Материал, полученный группой на предыдущем этапе, наглядно показывает, что добиваться своего человек может по-разному.

Руководители, педагоги и другие специалисты, у которых общение составляет основу их профессиональной деятельности, в процессе психологического обучения прежде всего стремятся овладеть внешней стороной общения, «технологией» и приемами, позволяющими достичь ощутимых результатов и выигрышей.

На этом этапе ведущий помогает группе перейти на более глубокий уровень разработки ситуации и ставит вопрос о целях взаимодействующих партнеров. Он должен научить членов группы осознавать свои цели и психологическую значимость взаимодействий с партнером. Это особенно важно для аналогических ситуаций.

Чем больше обнаруживается разрыв между желаемым результатом общения и тем, что в действительности получается, тем субъективно труднее такая ситуация для данной группы. Тем важнее для членов группы совместно сформулировать глубинную психолого-педагогическую проблему, лежащую в основе трудной ситуации. Так, неуспех многих преподавателей в связи с обращенной к ученику просьбой, вызывавшей у того раздражение и нежелание на нее откликнуться, был связан не просто с неумением ее высказать (что вполне получалось в ситуациях со взрослыми), а с внутренним ощущением своего превосходства над личностью ученика, нежеланием его просить, перед ним «унижаться».

Подводя итоги этого этапа работы группы, ведущий должен помочь членам группы в процессе обобщения обсуждаемого материала подойти к следующим выводам:

1) обнаружить на собственном опыте, что в зависимости от целей - подавить или повысить инициативность, ответственность, самостоятельность и т. п. - к нужным результатам приводят самые разные способы поведения;

2) обучение тому, как себя вести в ситуации, без осознания того, ктояи для чего я это делаю, обречено на неуспех. Здесь уместные комментарии ведущего легко докажут несостоятельность «рецептурного» обучения общению («Скажите нам, как надо делать») и раскроют в конечном счете циничность манипуляторства как способа общения с людьми.

Сознание и принятие глубинной психологической проблемы группой или большинством ее членов позволит сделать шаг к большей личностной коммуникативной компетентности.

6.Создание группой идеальной модели нового поведения. Группа может принять новую, более адекватную установку в отношении разбираемой ситуации и действующих лиц, и сформировать идеальную модель поведения в данной ситуации. Например, в ситуации просьбы важно не смешивать ее с ситуацией требования, необходимо отчетливо формулировать объем просьбы, учитывать возможности партнера и его интересы и т. д. Эту новую модель участники группы под руководством ведущего могут начать осваивать и вводить в свой поведенческий репертуар в процессе тренировочных упражнений.

Рекомендации ведущему:

- Поведение ведущего является моделью для членов группы.

- Ведущий должен быть постоянно внимателен, должен запоминать и периодически резюмировать наиболее важные для решения проблемы мнения, отчетливо подводить итоги.

- Ведущий регулирует процесс групповой работы в соответствии с программой и поощряет активность каждого из участников малой группы и наблюдателей, давая им соответствующие инструкции.

Инструкция наблюдателям: «Ваша задача - продемонстрировать навыки психолога-наблюдателя. Постарайтесь письменно зафиксировать основные психологические моменты, повлиявшие на ход обсуждения проблемы. По окончании работы группы подготовьте ответы на следующие вопросы: насколько использовал ведущий все предложения и идеи участников обсуждения? все ли члены группы удовлетворены своим участием в работе? насколько психологически корректно подведены итоги обсуждения? каковы самые удачные моменты и находки в проведении обсуждения данным ведущим? имеются ли замечания ведущему?».

В качестве темы для самостоятельной подготовки и написания сценария и проведения группового занятия можно взять проблемные ситуации: 1) одобрения и поощрения, 2) критических высказываний учителя по отношению к ученику, руководителя-подчиненному, родителя по отношению к ребенку.

Контрольные вопросы

1. Какие проблемы целесообразно выбирать как темы для обсуждения в малых группах в процессе психологической подготовки специалистов?

2. Какие требования предъявляет описанная методика к профессиональным и личным качествам ведущего?

Занятие 14.5 МЕТОДИКА ФОНАЦИОННОГО ТРЕНИНГА

Вводные замечания. Большое число профессий имеет прямую связь с голосовой или речевой функцией. К профессиям с высоким требованием к качеству речи и голоса прежде всего относится преподавательская деятельность. Предварительная оценка пригодности кандидатов для обучения таким профессиям считается необходимой, но пока оптимально не разработана. Основными требованиями к качеству голоса являются: нормальное функционирование психофизиологических механизмов речи и слуха, устойчивость к большим голосовым нагрузкам, сила, звонкость, мягкая атака, собранность звучания и гибкость голоса.

Надо заметить, что иногда сложность речевого процесса недооценивается или неправильно понимается. Нередко учитель или лектор досадуют на то, что им трудно выдержать голосовую нагрузку, быстро нарастает усталость, в горле ощущается першение, сухость, появляется кашель и «перехватывает дыхание». Не многим известно, что большинство этих трудностей связано с отсутствием у говорящего навыков правильного речевого дыхания. Порой непосредственно перед публичным выступлением или при ответах на экзаменах возникает особое состояние так называемой «предаудиторной лихорадки» (трак), когда голос не подчиняется воле, темпераменту и нервам говорящего. Такое состояние прострации сопровождается частым , прерывистым дыханием, чувством удушья, сильным сердцебиением, бесконечным глотанием, спазмами в горле, дрожанием или напряжением нижней челюсти и забыванием текста. Для преодоления этого состояния необходимо не только воспитание волевых качеств, но и овладение техникой речи. К наиболее распространенным речевым недостаткам относится дикционная невнятность, возникающая вследствие небрежной, вялой артикуляции, когда губы едва двигаются, нижняя челюсть напряжена и зажата, не озвучены окончания слов, используется скороговорение, искаженно произносятся звуки, голос тихий. Такая речь неэстетична, вызывает слуховое, зрительное и мышечное утомление слушателя, а также не дает возможности сосредоточиться на содержании. Студенты должны ликвидировать недостатки речи и голоса еще в стенах учебного заведения, поскольку правильная речь относится к набору важных профессиональных средств, не исчерпываемых только знаниями предмета.

Устная речь имеет свои технологические приемы. Речевая техника складывается из совокупности элементарных способов и средств тренинга речевого аппарата и умения осознать, запомнить и закрепить те мышечные, вибрационные и слуховые ощущения, которые возникают в процессе такой работы. Под влиянием тренировки анализ различных видов чувствительности становится все более тонким, уменьшаются либо ликвидируются лишние движения и ненужные напряжения мышц. Устная речь как сложный динамический процесс обеспечивается одновременной и целостной деятельностью трех систем: дыхательной, голосовой и артикуляторной под управлением центральной нервной системы. Возникающую неисправность одного из звеньев в различной мере помогает компенсировать сохранность другого. Хорошее произношение и правильное дыхание дают возможность слабому голосу избегать утомления, перегрузки. Определенные действия органов артикуляции облегчают работу гортани: активизация мягкого нёба и задней стенки глотки усиливает тонус голосовых складок и диафрагмы, в результате чего голос приобретает звонкость, легкость и пр. Но на занятиях возможно осваивать лишь каждую систему в отдельности.

Цель занятия. Овладение навыками речевого дыхания, правильной дикции, управления фонацией и соблюдения гигиены голоса.

Оснащение. Настенное и карманное зеркала.

Порядок работы. Работа должна проводиться в светлом и хорошо проветриваемом помещении в форме коллективного или индивидуального тренинга. Программа фонационного тренинга включает в себя несколько групп упражнений.

Данное занятие проводится в три этапа.

На первом этапе отрабатывается речевое (фонационное) дыхание: диафрагмально-нижнереберный тип, направленность, длительность, интенсивность, распределение и добор воздуха в процессе речи. Тренировка начинается с приведения человека в состояние покоя и расслабления мышц плеч, грудной клетки и рук, что возможно в любом из трех положений: стоя, сидя, лежа. Для постановки наиболее рационального диафрагмально-нижнереберного дыхания (в любом случае это суммарное явление) предлагается с целью контроля положить руку областью лучевого сгибателя кисти на нижние ребра грудной клетки и выполнить следующие упражнения.

1. Производится быстрый бесшумный вдох, переходящий в длительный и спокойный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в стороны; на выдохе они постепенно занимают свое исходное положение.

2. Выдох направляется к местам активной артикуляции и фокусируется в одной точке - на губах. Для достижения, а затем закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед, не изменяя своего положения. При этом длительно и слитно (3-6 раз) произносятся специально подобранные звуки, слоги, слова и фразы типа: «у», «о», «ух», «ухо», «уж», «урок», «уснуть», «утюг», «уют», «кто от кого, тот в того», «чужую беду руками разведу», «дружба дружбой, служба службой», «за труд чтут», «очи ушей верней», «повинную голову меч не сечет».

3. Удлиняется речевой выдох. Сначала используется счет до шести, потом до десяти, пятнадцати, двадцати пяти (прямой, обратный, порядковый и пр.). При выполнении этого упражнения следует придерживаться умеренного темпа с четким проговариванием каждого слова в полном его объеме, обращать внимание на слияние слов, на ровное распределение выдоха на протяжении всего счета и сохранность резерва - небольшого количества воздуха, которое всегда должно оставаться в легких. Далее счет заменяется поговорками, скороговорками и стихотворными отрывками, произносимыми на одном выдохе. Систематическое выполнение этих упражнений способствует развитию интенсивности дыхания.

4. Отрабатывается умение использовать паузы для добора воздуха. С этой целью в процессе проговаривания текста нижние отделы грудной клетки и на выдохе следует удерживать в несколько увеличенном объеме, при этом выдыхательные мышцы не возвращают дыхательный аппарат в исходную позицию - парадокс речевого дыхания. Данное упражнение следует начинать осваивать значительно позже предыдущих. Главное условие добора воздуха, а не нового вдоха - это использование каждой удобной паузы для незаметного принятия в легкие новых порций воздуха с подключением всех дыхательных мышц.

При выполнении упражнений следует иметь в виду, что тренировка речевого дыхания должна осуществляться регулярно, в спокойной обстановке, как в статике, так и в движении с контролем за осанкой (положение спины и головы), за расслабленностью нижней челюсти, мышц рук, особенно кистей. Наиболее частым недостатком дыхания является подъем вверх грудной клетки и втягивание стенки живота внутрь во время вдоха. Во избежание перебора воздуха на вдохе, приводящего к форсированному грубому голосу, делается легкий наклон всего тела вперед. Нужно следить за тем, чтобы паузами не разрывалось течение мысли, не нарушался четкий внутренний ритм и не утрачивалась полнозвучность последнего слова.

На втором этапе тренинга добавляются упражнения для дикции. Они направлены на отработку четкости, чистоты и разборчивости речи, которые зависят от активной и правильной работы артикуляторного аппарата. Тренировка мышц речевых органов проводится перед зеркалом.

Первая группа дикционных упражнений направлена на стимуляцию нёбно-глоточных структур:

1. Распластывание языка при широко открытой ротовой полости так, чтобы кончик его прилегал к нижним резцам, а корень был опущен; сдвиг гортани и глотки вниз и поднятие мягкого нёба вверх, в целом - позиция типа «показать горло врачу»; затем - удержание этого положения при закрытой ротовой полости.

2. Выдыхание теплой струи воздуха с артикулированием гласных: «а», «э», «о», «ы», затем звукосочетаний «ба», «да», «га»; выполняется в аналогичных условиях.

3. Произнесение гласных и звукосочетаний: «а», «йа», «ба» с опорой подбородка на сцепленные пальцы и движением головы вверх на выдохе.

4. Мысленное произнесение с сомкнутыми губами звука «п», а затем беззвучно - звукосочетание «аэо».

5. Медленное произнесение звуков «к» и «г».

6. Длительное и звучное произнесение звукосочетания «м – м’».

7. Произнесение фраз с имитацией позевывания: «на мели мы налима ловили», «полили ли лилию, видели ли Лидию?» и др.

Вторая группа дикционных упражнений направлена на тренировку мышц языка, губ и нижней челюсти, а также на отработку координации внутриглоточной и внешней артикуляции. Гимнастика для губ включает следующие упражнения:

1. Произнесение звукосочетаний «гл», «гн», «кл», «кн», «дл», «дн», «тл», «тн», «вл», «вн» с длительным звучанием второго согласного, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше.

2. Аналогичное произнесение звукосочетаний «кс», «гз» и «бз», но с оттягиванием нижней губы вниз.

3. Произнесение звукосочетания «мвз», с условием большей протяженности звука «в» - для верхней губы и звука «з» - для нижней.

4. Произнесение звукосочетаний и фраз с активным движением губ: «птка», «попытка - не пытка», «пылинка на былинке», «пекарь Петр пек пироги», «купи кипу пик вкупе с кипой пакетов», «добыл бобыль бобов», «верзила Вавила весело ворочал вилы», «фофан, фофан в землю вкопан» и др.

Третья группа включает упражнения по гимнастике языка:

1. Расслабление и распластывание спинки языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе.

2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе и произнесением звука «м».

3. Поднятие краев языка к верхним коренным зубам до образования желобка посередине (с имитацией произнесения звукосочетания «иэ»).

4. С удержанием уклада языка, заданного нами в предыдущем упражнении (при слегка открытом рте и обзоре положения передней части спинки языка) произнесение свистящих: «з», «с», «ц»; с поднятием передней части языка - шипящих: «ж», «ш», «ч», «щ», а затем с вибрацией языка - «р».

5. Поднятие узкого языка вверх, опускание вниз, крестообразные движения языком, скольжение кончика языка по твердому нёбу в форме крючка сначала молча, а затем с произнесением гласных «о», «у», «ы».

6. Частое постукивание кончиком языка о верхние зубы и десны (типа выстукивания телеграфным ключом) с произнесением «ло-ло-лоллл», «лу-лу-луллл», «лы-лы-лыллл».

7. Четкое и ритмичное проговаривание скороговорок-языковерток, сначала медленно, а затем быстро: «около кола колокола», «наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал, не мелел Байкал», «уточка - вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят», «брит Клим - брат, брит Глеб - брат, брат Игнат - бородат», «наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит», «к Габсбургам из Страсбурга», «всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь», «ткет ткач ткани на платки Тане».

В упражнениях четвертой группы - для нижней челюсти - следует добиваться эластичности мышц нижней челюсти, в результате чего она свободно и легко опускается вниз и не поглощает произносимые звуки. Для этой цели предлагаются следующие задания:

1. Расслабление и опускание нижней челюсти как бы под собственной тяжестью.

2. Произнесение звукосочетаний с отклонением головы назад и удерживанием подбородка на месте:«пай»,«бай»,«май»,«гай», «дай», «тай».

3. Произнесение звукосочетаний и фраз типа: «ма», «ба», «ва», «дама сдавала багаж», «маяк на скале, как мак», «радует Марка радуги арка».

4. Произнесение звукосочетаний с поворотом головы и касанием подбородком то правого, то левого плеча: «пай», «дай», «кай».

5. Произнесение фраз с легким выдвижением нижней челюсти вперед: «топоры остры до поры», «лыком шиты, да мылом мыты», «рвы рыли, да не дорыли».

Далее навык четкого произношения закрепляется при громком чтении различных текстов.

Работа над речевым дыханием и дикцией - это собственно и есть начало работы над голосом.

На третьем этапе тренинга формируются основные характеристики речевого голоса: настройка, атака голоса, направленность, динамический диапазон, гибкость и сила, развивается координация речевого дыхания, звучания и артикулирования. Для достижения этого предлагаются специальные упражнения:

1. Настройка голоса. Ей содействует так называемое основное положение, которое складывается из нескольких, поочередно выполняемых действий: снятие напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц, нижней челюсти, оформление губ легким овалом, поднятие нёбной «занавески», небольшое расширение нижних отделов грудной клетки. В таком основном положении издается звучание, имитирующее стон, с переходом от короткого «ммм» к более длительному - «ммммммммм» или от «ууу» - к «ууууууууу», затем подключаются другие гласные, кроме открытых «а» и «э». Далее используются сочетания типа: «мумм», «момм», «нумм», «номм», «вумм», «вомм», «лумм», «румм». При выполнении упражнений должны быть активны дыхание и губы, собранные в звучании, а звук как бы рождается на кончиках губ. В конце такой тренировки применяются все гласные, но сфокусированные в области губ. Под наслоением привычных навыков постепенно отыскивается индивидуальный более естественный тон голоса, возникающий легко и свободно.

Овладение настройкой голоса и закрепление вибрации губ при фонации подготавливают переход к знакомству с различными атаками звука.

2. Отработка мягкой атаки звука. Производство трех видов атаки звука - твердой, мягкой и придыхательной - зависит от плотности смыкания голосовых складок и от силы подскладочного давления. Сначала выполняется наиболее привычная твердая атака при произнесении открытых гласных «а», «э» и слов с этими гласными в абсолютном начале: «арктика», «август», «астра», «этика», «Элла». При этом голосовые складки, плотно смыкаясь, как бы сопротивляются подскладочному давлению, и звук получается короткий, твердый с легким щелчком в области гортани и напряжением.

Далее отрабатывается мягкая атака на закрытых гласных «у», «о», «и» и на словах с этими гласными в абсолютном начале: «ус», «уж», «ум», «уши» «улица», «ужин», «опыт», «осень», «оптика», «игры», «Игорь». При этом голосовые складки мягко и менее плотно смыкаются с умеренным подскладоч-ным давлением, свободным колебанием голосовых складок, в результате чего звук - более удлиненный, обогащенный обертонами, свободный и мягкий, как бы сдуваемый с губ. Правильно полученный звук закрепляется во фразах типа: «урну с водой уронив, об утес ее дева разбила», «уходит день не привяжешь за плетень», «ученье - путь к уменью», «острое словечко колет сердечко», «и строгает, и валяет, и гладит, и катает, а все языком» «это утро, радость эта; это мощь и дня, и света, этот синий свод», «а в Енисее синева», «а Иван овес унес», «ах ахнуло эхо». При проговаривании этих фраз следует избегать форсированности и напряженности, но сохранять достаточную громкость.

Придыхательная атака создается звучанием, допускающим утечку выдоха через неплотное смыкание голосовых складок - имеется небольшая щель, и в результате вместе с гласным слышится звук «х». На материале, приведенном выше, она отрабатывается при наличии голосовых судорог и спастике мышц.

3. Расширение диапазона голоса. Наиболее частым недостатком является пользование узким диапазоном: чаще - высоким, реже - низким, а иногда - форсированным средним. Упражнение начинается с расширения тональности в двух направлениях: понижении и повышении, отрабатываются свободные «низы» и легкие «верхи». Умение говорить низко требует хорошего высокого регистра голоса и наоборот. Сначала имитируется звучание большого колокола: «боммм, боммм, боммм» в низкой тональности, а также - «буммм», буммм, буммм», при этом руку для контроля следует держать на грудине и ощущать ее вибрацию ладонью. Затем следует перенести звучание в высокий регистр: «биммм», биммм, биммм», «диммм, диммм, диммм» - как бы зазвонили небольшие колокола, далее следует объединить оба звучания в единое среднее - «баммм, баммм, баммм», «бэммм, бэммм, бэммм». Наконец используются различные звукосочетания с увеличением их количества на одном выдохе, а также тексты. В работе над голосом и его настройкой широко применяются звонкие согласные «м», «в», «з», «ж», «л», «н», «р» как изолированно, так и в сочетаниях. Упражнения с согласными звуками дают возможность приблизить звучание к костным стенкам лицевого скелета, грудины, косвенно воздействовать на внутригортанные мышцы и стимулировать их. Во время выполнения упражнений и чтения текстов следует учиться слушать себя, ощущать вибрацию в области передних зубов, губ и грудины, а также расслаблять мышцы окологортанной области и нижней челюсти.

В упражнениях на повышение - понижение голоса используются стихи с короткой и длинной строчкой. Например, «У лукоморья...» А. С. Пушкина, «Русалка» и отрывки из поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Чтение начинается на удобном для каждого, среднем, тоне звучания (миксте), далее тон поочередно от строчки к строчке то повышается, то понижается. При этом не следует достигать предельных возможностей, что может повлечь перенапряжение голосовых мышц. Понижение голоса производится более энергично и активно. Особое внимание обращается на ровный и интенсивный выдох к органам активной артикуляции.

4. Работа над силой голоса. Для упражнений по ослаблению - усилению голоса сначала используется счет с четким проговариванием каждого числа: от 1 до 6, голос постепенно усиливается , и от 6 до 1, голос ослабляется его. Затем тренировочным материалом могут служить стихи и проза. В этих упражнениях активизируется дыхание, используется вся его энергия и осуществляется контроль за устойчивостью среднего тона звука.

В работе над голосом (во избежание вреда) следует соблюдать некоторые правила: а) настройка голоса требует особой точности, вспомогательными приемами здесь могут быть: глубокое покашливание с закрытым ртом, метод «шумного глотания», произнесение сочетания типа «пррр» с покачиванием головы из стороны в сторону; б) при использовании в упражнениях звуков, звукосочетаний и слов не допускается их пение; в) для того чтобы в голосе прозвучали насыщенные тембральные оттенки, необходимо говорить в умеренном темпе и с соблюдением пауз. В целом профилактика расстройств речевого голоса слагается из использования его в естественном диапазоне средней тональности с мягкой атакой, проведения местного и общего закаливания, исключение недосыпания, курения и других токсических средств.

Обработка и анализ результатов. Результаты выполнения упражнений каждого этапа фиксируются в протоколе (форма 63). В заключении отражают динамику формирования речевого Дыхания (по первому этапу), степень овладения навыками четкого произношения (по второму этапу), навыки управления голосом (по третьему этапу) и дают соответствующие рекомендации для самостоятельной работы.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 63

Наши рекомендации