Тема 5. Проблема неосознаваемой регуляции преступного поведения в превентивной теории и практике
Литература:
· Кулганов В.А. Профилактика социальных отклонений (превентология): учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2010.
· Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008.
Тема 6. Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.
Литература:
· Практикум по девиантологии / Под ред. О.А. Клейберга. – СПб.: Речь, 2007.
· Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008.
Тема 7. Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков.
Литература:
· Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006.
- Кулганов В.А. Профилактика социальных отклонений (превентология): учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2010.
Модуль 3.
Тема 8. Предупреждение нарушений процесса социализации подростков в семьях группы риска.
Литература:
· Кулганов В.А. Профилактика социальных отклонений (превентология): учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2010.
· Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006.
Тема 9. Предупреждение педагогической запущенности учащихся в школе.
Литература:
· Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006.
· Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.
Тема 10. Роль неформальных подростковых криминальных групп в десоциализации подростков и пути нейтрализации их влияния.
Литература:
· Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006.
· Практикум по девиантологии / ред. О. А. Клейберг. - СПб. : Речь, 2007.
Основная учебная и научная литература, общий список
1. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-пресс, 2004.
2. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006.
3. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В. Змановская. - М. : Академия, 2008.
4. Кулганов В.А. Профилактика социальных отклонений (превентология): учебное пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2010.
5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.
6. Практикум по девиантологии / Под ред. О.А. Клейберга. – СПб.: Речь, 2007.
7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков – М.: Академический проект, 2005.
Список дополнительной литературы
1. Агрессия: Сб. материалов науч.-практ. конф. «Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты» / Редкол.: А.М. Ельяшевич (отв. ред.) и др. – СПб., 2004
2. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В.Г. Баженов, В.П. Баженов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
3. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль: Избр. статьи – СПб.: Изд-во Р. Асланова, Юридический центр Пресс, 2004.
4. Диагностика и профилактика школьной дезадаптации: Сб. материалов Всеросийской науч-практич. конф 25-27 окт. 2006 г. / Под ред. В.Г. Каменской . – СПб.: Изд-во «Милена», 2007.
5. Диагностика, коррекция и профилактики аддиктивных форм поведения и развития: Сб. материалов науч.-практ. семинара 29-30 окт. 2008 г./Под ред. В.Г.Каменской.-СПб.: Изд-во «7 Студия РИК», 2008.
6. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. – СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005.
7. Кулганов В.А., Сорокина Н.В. Школьная дезадаптация как один из факторов антисоциального и делинквентного поведения трудных детей // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. – 2006. - №3 (31). – С. 226-232.
8. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения: Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007.
3. Задания для самостоятельной работы (к темам/ модулям или разделам курса)
Тема 1. Превентивная психология: предмет, специфика, область применения.
- Составление библиографии по данной теме с включением литературных источников, в которых отражено основное содержание и область применения превентивной психологии как прикладной науки, призванной профессионализировать и гуманизировать воспитательно-профилактическую практику по предупреждению отклоняющегося поведения детей и подростков.
- Знакомсвов с сайтами специализированных учреждений и организаций, получение сведений, отражающих решение проблемы комплексного организационно-управленческого, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового, финансово-материального и кадрового обеспечения профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Тема 2. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации.
· Презентация доклада, содержащего сведения об общей характеристике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Тема 3. Особенности процесса социализации и ее нарушения.
8. Конспектирование первоисточников: Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006; Практикум по девиантологии / Под ред. О.А. Клейберга. – СПб.: Речь, 2007.
Модуль 2.
Тема 4. Психобиологические предпосылки асоциального поведения детей и их учет в воспитательно-профилактической работе.
· Конспектирование первоисточников: Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М.: Академия, 2006;