Цикл практических занятий
Тема 6. Динамика психоаналитического процесса
(психологический практикум) (12 часов)
Цели практических занятий:
- формирование умений у магистрантов грамотно ставить и решать практические задачи по оказанию психологической помощи клиентам на различных стадиях процесса психоаналитического консультирования и психотерапии;
- воспитание позитивного, эмпатийного отношения к людям, обратившихся за психологической помощью;
- развитие профессионально-личностных качеств как главного инструмента работы психоаналитически ориентированного специалиста;
- развитие аналитического и синтетического мышления при анализе ситуаций, возникающих в ходе индивидуального психоаналитически ориентированного психологического консультирования и психотерапии.
Форма проведения занятий: обучающий тренинг
Литература: см. в учебной программе дисциплины
Занятие 2.
Начальная стадия психоаналитического процесса (4 часа)
Вопросы для практического освоения:
1. Практическая отработка заданий, направленных на развитие качеств, необходимых психологу-консультанту (задания выбираются по усмотрению преподавателя).
2. Практическая отработка действий психолога-консультанта на начальной стадии психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии:
- первый контакт с потенциальным клиентом;
- построение психоаналитического интервью по Н.Макдугал, М.Баллинту, О.Кернбергу;
- психоаналитическая оценка клиента, выработка сеттинга и заключение психоаналитического контракта;
- информирование и обучение клиента правилам психоаналитического процесса.
Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия проведенного занятия
Литература: см. в учебной программе дисциплины
Занятие 3.
Средняя стадия психоаналитического процесса (4 часа)
Вопросы для практического освоения:
1. Практическая отработка заданий, направленных на развитие качеств, необходимых психологу-консультанту (задания выбираются по усмотрению преподавателя).
2. Практическая отработка действий психолога-консультанта на средней стадии психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии:
- конфронтация, прояснение, интерпретация, тщательная проработка;
- отзеркаливание, контейнирование, холдинг;
- техника контрвопроса;
- анализирование классического психоаналитического материала;
- проработка примитивных защит;
- развитие и интеграция внутреннего объекта клиента;
- восстановление самости;
- психоаналитическая работа с интерсубъективным миром клиента;
- поддержание необходимых и достаточных условий для изменений в психологическом статусе клиента.
Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия и по окончании проведенного
Литература: см. в учебной программе дисциплины
Занятие 4.
Заключительная стадия психоаналитического процесса (4 часа)
Вопросы для практического освоения:
1. Практическая отработка заданий, направленных на развитие качеств, необходимых психологу-консультанту (задания выбираются по усмотрению преподавателя).
2. Практическая отработка действий психолога-консультанта на заключительной стадии психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии:
- обучение в психоаналитическом процессе;
- завершение психоаналитического процесса;
- самоанализ: возможности для клиента и консультанта;
- ошибки в психоаналитическом процессе;
- подготовка клинического материала для супервизии.
Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия и по окончании проведенного
Формы контроля самостоятельной работы студентов: письменный отчет о полученных знаниях, умениях и навыках
Литература: см. в учебной программе дисциплины
ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА»
I. Семинар–дискуссия.
Тема 2-3. «История возникновения, становления
и развития психоаналитических идей»;
«Теоретико-методологические основы психоанализа»
(6 часов)
Цели семинара:
- углубление знаний методологических основ, основных теоретических понятий и категорий, особенностей исследования эффективности психоанализа;
- углубление знаний моделей психоаналитического процесса;
- развитие категориального, критического, аналитического и синтетического мышления при изучении концептуальных основ психоанализа.
Вопросы для обсуждения:
История становления, возникновения и развития психоана-литических идей.
Темы фиксированных выступлений по 1 вопросу:
- «Культурно-исторические предпосылки возникновения психоаналитических идей»;
- «Этапы жизненного пути основателя психоанализа З.Фрейда и периоды становления и развития психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии».