Цикл практических занятий

Тема 6. Динамика психоаналитического процесса

(психологический практикум) (12 часов)

Цели практических занятий:

- формирование умений у магистрантов грамотно ставить и решать практические задачи по оказанию психологической помощи клиентам на различных стадиях процесса психоаналитического консультирования и психотерапии;

- воспитание позитивного, эмпатийного отношения к людям, обратившихся за психологической помощью;

- развитие профессионально-личностных качеств как главного инструмента работы психоаналитически ориентированного специалиста;

- развитие аналитического и синтетического мышления при анализе ситуаций, возникающих в ходе индивидуального психоаналитически ориентированного психологического консультирования и психотерапии.

Форма проведения занятий: обучающий тренинг

Литература: см. в учебной программе дисциплины

Занятие 2.

Начальная стадия психоаналитического процесса (4 часа)

Вопросы для практического освоения:

1. Практическая отработка заданий, направленных на развитие качеств, необходимых психологу-консультанту (задания выбираются по усмотрению преподавателя).

2. Практическая отработка действий психолога-консультанта на начальной стадии психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии:

- первый контакт с потенциальным клиентом;

- построение психоаналитического интервью по Н.Макдугал, М.Баллинту, О.Кернбергу;

- психоаналитическая оценка клиента, выработка сеттинга и заключение психоаналитического контракта;

- информирование и обучение клиента правилам психоаналитического процесса.

Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия проведенного занятия

Литература: см. в учебной программе дисциплины

Занятие 3.

Средняя стадия психоаналитического процесса (4 часа)

Вопросы для практического освоения:

1. Практическая отработка заданий, направленных на развитие качеств, необходимых психологу-консультанту (задания выбираются по усмотрению преподавателя).

2. Практическая отработка действий психолога-консультанта на средней стадии психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии:

- конфронтация, прояснение, интерпретация, тщательная проработка;

- отзеркаливание, контейнирование, холдинг;

- техника контрвопроса;

- анализирование классического психоаналитического материала;

- проработка примитивных защит;

- развитие и интеграция внутреннего объекта клиента;

- восстановление самости;

- психоаналитическая работа с интерсубъективным миром клиента;

- поддержание необходимых и достаточных условий для изменений в психологическом статусе клиента.

Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия и по окончании проведенного

Литература: см. в учебной программе дисциплины

Занятие 4.

Заключительная стадия психоаналитического процесса (4 часа)

Вопросы для практического освоения:

1. Практическая отработка заданий, направленных на развитие качеств, необходимых психологу-консультанту (задания выбираются по усмотрению преподавателя).

2. Практическая отработка действий психолога-консультанта на заключительной стадии психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии:

- обучение в психоаналитическом процессе;

- завершение психоаналитического процесса;

- самоанализ: возможности для клиента и консультанта;

- ошибки в психоаналитическом процессе;

- подготовка клинического материала для супервизии.

Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия и по окончании проведенного

Формы контроля самостоятельной работы студентов: письменный отчет о полученных знаниях, умениях и навыках

Литература: см. в учебной программе дисциплины

ПЛАНЫ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА»

I. Семинар–дискуссия.

Тема 2-3. «История возникновения, становления

и развития психоаналитических идей»;

«Теоретико-методологические основы психоанализа»

(6 часов)

Цели семинара:

- углубление знаний методологических основ, основных теоретических понятий и категорий, особенностей исследования эффективности психоанализа;

- углубление знаний моделей психоаналитического процесса;

- развитие категориального, критического, аналитического и синтетического мышления при изучении концептуальных основ психоанализа.

Вопросы для обсуждения:

История становления, возникновения и развития психоана-литических идей.

Темы фиксированных выступлений по 1 вопросу:

- «Культурно-исторические предпосылки возникновения психоаналитических идей»;

- «Этапы жизненного пути основателя психоанализа З.Фрейда и периоды становления и развития психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии».

Наши рекомендации