Слово было более общим по отношению к следующему. Почему понятия, оставшиеся невключенными в схему, не подходят в этот ряд?
Слово, мозг, язык, средство общения, речь, язык, мышление, речь, часть слова,
мысль.
Б-7-3.
Б-7-4.
Б-7-5.
Б-7-6.
Найдите верные высказывания и проиллюстрируйте их примерами:
а) Не бывает мышления без речи
б) Не бывает речи без мышления
в) Бывает речь без мышления
г) Бывает мышление без речи
Объясните факт:
1) П.В. Анненков, один из первых биографов А.С. Пушкина, пишет, что Пушкин
«мыслил иногда на чужом языке. В беглых заметках, писанных для себя, наскоро, чудно мешаются у него оба языка, смотря по тому, какой первый пришел ему на мысль».
2) В экспериментах А.Н. Соколова испытуемых просили проговаривать
посторонний материал при одновременном выполнении мыслительных заданий. В этих условиях возникают мыслительные затруднения, которые автор эксперимента назвал «экспериментальной сенсорной афазией»:
испытуемый воспринимает лишь отдельные слова, а смысл фразы остается ему непонятным.
3) Объясните, почему отвлекшийся от темы урока ученик, которого учитель
просит повторить свои последние слова, может повторить требуемое, но смысл повторённых слов понимает не сразу, а спустя несколько секунд.
Согласны ли вы со следующей формулой: ВНУТРЕННАЯ РЕЧЬ = РЕЧЬ – ЗВУК? Почему?
Определите авторство:
1) «Универсальная структурная единица мысли как результата мыслительного
процесса – суждение, воплощая специфически мыслительное отображение
отношений, включает в себя операцию с операндами и тем самым по
необходимости имеет символически-операторный состав, конкретным
носителем которого является речевой эквивалент суждения – предложение».
2) «1. Мышление и речь имеют различные генетические корни. 2.Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга. 3.Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь
постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития».
Задания Б-8: Понятия (определение, механизмы формирования в онтогенезе, факторы формирования)
Б-8-1. Вставьте пропущенные слова:
а) Понятие – это отражение ______________ и _______________ свойств предметов и явлений
б) Формирование понятия идет по пути _____________.
Б-8-2. Выберите схему, которая наиболее корректно иллюстрирует процесс
формирования понятий в онтогенезе. Обоснуйте свой ответ:
а) прототип → ядро б) ядро → прототип
Б-8-3. Подчеркните факторы, способствующие усвоению понятий:
Варьирование признаков предмета усваиваемого понятия, формирование
понятийного мышления с младшего дошкольного возраста, использование наглядности, применение понятия в речевой практике, заучивание словарного значения понятия.
Б-8-4. Какие механизмы освоения понятий иллюстрируют следующие примеры:
а) Ребенок усваивает, что «автобус» - это «транспортное средство». Затем к «транспортным средствам» он относит похожий на автобус «троллейбус». Однако «велосипед» в его сознании не является «транспортным средством».
б) Ребенок обращает внимание на то, что автобус - это то, что передвигается и перевозит людей. Он предполагает, что это и есть признаки, характеризующие «транспортные средства». В дальнейшем для отнесения нового объекта к категории «транспортных средств» он определяет, есть ли у них эти признаки.
Б-8-5. Объясните факт:
Дошкольники часто называют «елкой» любые попадающиеся им на глаза хвойные деревья.
Задания Б-9: значение и смысл (определение, явления денотации и коннотации, психосемантика как отрасль психологии)
Б-9-1. Вставьте пропущенные слова
а) Значение – это обобщенная форма запечатления субъектом
_________________ опыта в виде понятий, опредмеченных в схемах действия,
социальных ролях, нормах и ценностях.
б) Смысл – это _____________ значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к ________________ и жизненному контексту конкретного субъекта.
в) _______________ - область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей процессы восприятия, мышления,
памяти, принятия решений и т. д.
Б-9-2. Как соотносятся между собой:
а) 1) значение; 2) коннотат;
б) 1) смысл; 2) коннотат?
а) | б) | в) | |||
г) | д) | ||||
1, 2 |
Б-9-3. Какое явление иллюстрирует следующий пример:
Слово «угол» для ребенка означает место наказания, для штурмана –
ориентир в расчетах траектории движения судна, для человека, снимающего не очень удобное жилье – его жилище.
Б-9-4. Каков денотат слова «угол»?
Б-9-5. Объясните факт, используя термины из темы:
Отвечая на вопрос: «Как вы находите Ивана Петровича», один человек может ответить: «Он хороший человек», и другой: «Он работает в…».