Что такое экономическая психология 9 страница
Стеничность — характеристика высокого жизненного тонуса, проявляющегося в повышенной активности, высокой работоспособности человека, преобладании положительных эмоций, способности к преодолению трудностей, длительной, непрерывной деятельности.
Стереотип социальный — устойчивые социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием жизненного опыта или мнения других людей.
Стресс — состояние нервно-психической напряженности, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях, при воздействии на человека сильных и сверхсильных раздражителей окружающей среды. Обеспечивает адаптацию человека к быстро и резко изменяющимся обстоятельствам жизни.
Стрессор (синоним — стресс-фактор) — сильное или сверхсильное внешнее или внутреннее воздействия, вызывающее стресс.
Ступор — состояние обездвижеиности с полной или частичной потерей речи и ослабленными реакциями на раздражение, в том числе и болевое.
Сублимация (замещение) — один из механизмов психической защиты, при котором напряжение человека в конфликтной ситуации снимается путем преобразования в формы, более приемлемые для индивида и социального окружения. Частным случаем сублимации является переключение энергии сексуальных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З.Фрейдом. Субсенсорный — находящийся за пределами порогов ощущения
и восприятия.
Субтест ~ тестовое задание, входящее в комплексный тест, направленный на измерение сложной психической функции или качества.
Субъективный — основанный на индивидуальной интерпретации человеком фактов, событий, явлений; зависимый от установок или эмоций человека. Суггестия ?— внушение, гипноз.
Суггестопедия — обучение, основанное на гипнотическом внушении.
Суицид — самоубийство.
Сукцессавнын — последовательный.
Супер-эго (синоним — сверх-Я) ~ одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов.
Сурдопедагогика— отрасль дефектологии, изучающая проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
Сурдопсихология — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих детей.
Схоластика (в обыденной речи) — оторванные от жизни абстрактные рассуждения.
Тактильный — относящийся к осязанию.
Тезаурус— словарь, представляющий терминологию какой-либо отрасли знания, систематизированную по определенному принципу. Тезаурус является словесной моделью соответствующей отрасли знания.
Телекинез — термин парапсихологии, обозначающий приведение в движение различных физических объектов с помощью психического воздействия.
Темперамент — совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности психических состояний.
Тест (проба, испытание) — стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная для изучения психических функций и качеств человека, предполагающая выполнение им определенных заданий (ответы на вопросы, решение задач, выполнение каких-либо движений, действий). Предполагает количественное выражение оценок характеристик и соотнесение их с нормативными данными среднего нормального человека.
Тифлопсихология — раздел специальной психологии, изучающийпсихическое развитие слепых и слабовидящих детей.
Толерантность — способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды, выносливость по отношению к неблагоприятным факторам, терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям.
Тонус — длительно поддерживаемый уровень активности организма и его отдельных систем.
Транзактный (транзакционный) анализ— совокупность взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека в значительной степени предопределена особенностями его бессознательного, которое какбы влечет его к определенным событиям — успеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном как бы сидит некиймаленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, который зафиксировался в его бессознательном жизненными ситуациями, имевшими место в детские и юношеские годы.
Транзакция — взаимодействие.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности человека испытывать беспокойство и тревогу в самых различных жизненных ситуациях.
Тремор — автоматические стереотипные движения, быстрые ритмические колебания конечностей или туловища, вызванные непроизвольными мышечными сокращениями, дрожание.
Тренинг — обучение практического характера, направленное на формирование знаний, умений и навыков, на развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Тренинг социально-психологический — метод групповой психологической работы, ориентированный на развитие определенных социально-психологических умений и навыков.
Умственная отсталость — стойкое, необратимое нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), обусловленное недостаточностью центральной нервной системы.
Уровень притязаний — максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином виде деятельности, уровень трудности, степень сложности целей, которые он выбирает для достижения & деятельности, на которую он считает себя способным.
Установка — готовность, предрасположенность человека к определенным действиям, возникающая на основе предыдущего опыта, готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации.
Ф
Фанатизм — крайняя приверженность какой-либо идее или делу, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, нетерпимостью к любым другим взглядам, некритичностью в суждениях об объекте увлечения, основанная на слепой вере в правильность своих суждений и действий.
Фасшитация (фацилитация) социальная — обусловленное социальными контактами взаимовлияние людей, повышающее их активность. Проявляется в активизации психических процессов, улучшении самочувствия, в улучшении результатов деятельности человека в условиях, когда он находится в окружении, работает в присутствии или вместе с другими людьми.
Фатализм — представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в судьбу, в неизменное предопределение свыше.
Фемининный — имеющий отношение к особенностям поведения, установкам и т.п., которые считаются психологическими признаками женщины.
Фиксация (негибкость) — склонность придерживаться стереотипных, привычных взглядов.
Филогенез (в психологии) — процесс изменения психики в эволюции и историческом развитии.
Флегматик — человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью, инертностью, • невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой экспрессией.
Фобия — навязчивые состояния страха перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и тд.). Развиваются при некоторых психозах.
Фрустрация — психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях: разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии.
Характер — совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, формирующих типичное отношение человека к тем или иным предметам и явлениям, жизненным обстоятельствам, другим людям и самому себе, которая определяет типичные способы реагирования на различные жизненные обстоятельства и обуславливает типичный способ поведения в каких-либо жизненных условиях.
Харизма — приписывание личности "богом данных" свойств, вызывающих преклонение перед ней и веру в ее особые способности и возможности. Харизматическому лидеру, выступающему, как правило, в роли избавителя и благодетеля, обычно приписываются все успехи его сторонников, а в его неудачах обвиняются другие люди или обстоятельства. При этом эти неудачи также используются для прославления лидера.
Холерик — человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.
Ц
Циклоид (по классификации Э. Кречмера) — тип личностей, представляющих собой в психическом плане "прямые несложные натуры, чувства которых в естественной и непритворной форме всплывают на поверхность и в общем каждому понятны".
Циклоидная акцентуация характера — тип акцентуации, для которого характерно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами.
Циклотимия — процесс периодической смены возбуждения и депрессии.
Честолюбие — стремление человека к успехам для повышения авторитета и признания со стороны окружающих.
Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности.
ш
Шизоидная акцентуация характера — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как эмоциональная холодность, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления и др.
Шизофрения — болезненное состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей.
э
Эгоизм — предпочтение своих личных интересов интересам других людей или общества.
Эготизм '— самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах.
Эгоцентризм — употребляется в психологической литературе в двух основных значениях: 1) центрация личности на собственных целях, на собственной точке зрения, неспособность человека изменить свою позицию по отношению к чужому мнению; 2) черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего "Я", крайнем эгоизме, игнорировании того, что происходит с другими людьми (употребляется в этом случае как синоним эгоизма).
Эзотерический — тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных.
Эйдетическая память — зрительная память, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов, способность воспроизводить их в течение достаточно длительного времени. Человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие.
Эйфория — психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением. Нередко проявляется у душевнобольных.
Экзальтация — восторженное, возбужденное состояние, болезненная возбужденность.
Эклектика — "издерганность" из разных источников, не объединенная общим теоретическим пониманием. Например, ' эклектические взгляды.
Экспансивный — несдержанный в проявлении своих чувств.
Экспектации (социальные ожидания) — ожидание человеком определенных отношений и оценок от других людей.
Экспертиза психологическая — привлечение специалистов-психологов для решения вопросов в практике судебно-след-ственных органов, органов здравоохранения, социального обеспечения, образования и трудоустройства и т.д.
Экспрессия— выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний.
Экстернал — тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность.
Экстраверсия — психологическая характеристика направленности личности на окружающих людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления.
Экстраверт — индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный.
Эксцесс — крайнее проявление чего-либо, излишество; нарушение нормального хода чего-либо, например общественного порядка.
Эмпатия — понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека.
Эпилеятоидная акцентуация характера— тип акцентуации, связанный с такими чертами, как склонность к злобно-тоскливому настроению, к накоплению раздражительности, агрессии, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме гнева, злости, ярости, жестокости, конфликтности. Нередко проявляется вязкость мышления, скрупулезность, педантичность и др.
Эталонная группа — реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит свое поведение, в которой видит эталон оценок социальных фактов.
Эффект ореола — явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Заключается в том, что на содержание знаний, умений, оценок личности другого человека оказывает влияние специфическая установка, имеющаяся по отношению к этому человеку у воспринимающего. Эта установка возникает на основании раннее сложившегося образа, статуса, репутации человека и некоторых других характеристик, которые выполняют роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
"Я" — понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности.
Я-концепция — динамическая, но относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, складывающаяся из осознания своих физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности.
литература
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ро-стов-н/Д.: Феникс, 1996.
2. Немое Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение; Владос, 1995.
3. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.
4. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987.
5. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.
7. Немое Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10—Пкл. М.: Просвещение, 1995.
8. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и взаимопомощи. М.: Медицина, 1995.
9. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов-н/Д: Феникс, 1995.
10. Человек — производство — управление: Психологический словарь-справочник руководителя / Под ред. А.А.Крылова и В.П.Сочивко. Л.: Лениздат, 1982.
11. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост.: Н.В. Киршева, Н.В. Рябчиков. М.: Геликон, 1995.
12. Психология: Популярный словарик / Сост. А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, Н.И. Гуткина и др.; Под ред.И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр "Академия"; ИЦ "Кафедра", 1997.
13. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.
14. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 19%. Т. 2.
Оглавление
введение. Кто такой психолог? Что такое психология?..................3
глава 1. Виды психологических знаний
.,1. житейская психология.......................................................................... 6
1.2. психологические знания в искусстве.....................................................8
1.3. научная психология............................................................................... 9
1.4. практическая психология......................................................................10
1.5. парапсихология.....................................................................................10
литература....................................................................................................12
глава 2. предыстория психологической профессии
2.1. история психологических знаний в рамках других наук..................13
2.2. Психология становится самостоятельной наукой.............................16
литература....................................................................................................20
глава 3. как становились психологами первые из знаменитых
3.!. вильгельм вундт...................................................................................21
3.2. зигмунд фрейд......................................................................................27
литература....................................................................................................36
глава 4. Психология как профессия
4.1. Что такое профессия.............................................................................37
4.2. профессия психолога...........................................................................38
литература....................................................................................................42
глава 5. научная и педагогическая деятельность
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ
5.1. выдающиеся профессиональные психологи.......................................43
5.2. современные тенденции развития научной психологии...................50
5.3. отрасли научной психологии..............................................................51
5.4. Связи психологии с другими науками................................................57
5.5. научная деятельность профессиональных психологов......................59
5.6. преподавание как сфера деятельности профессиональных психологов.............................................................................................62
литература....................................................................................................63
глава 6. практическая психология как сфера деятельности
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ
6.1. кому и зачем нужна практическая психология.................................65
6.2. задачи и основные этапы деятельности практических
психологов.......................................................................................67
6.3. права и обязанности практических психологов................................69
6.4. основные виды деятельности практических
психологов.............................................................................................71
6.5. рабочее место практического психолога............................................76
6.6. оценка деятельности практического психолога................................78
литература....................................................................................................80
глава 7. психологическая работа в медицинской сфере
7.1. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В МЕДИЦИНЕ.............81
7.2. задачи и виды деятельности
МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ........................................
7.3. Психология r клинической практике..................................................87
7.4. психотерапия........................................................................................89
7.5. психотерапия и медицинской работе..................................................94
7.6. ПСИХОГИГИРНА, ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
КАК ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА .............................97
7.7. медицинская психология в системе здравоохранения......................99
литература..................................................................................................103
глава 8. психологическая работа в сфере образования
8.1. история практической педагогической психологии.......................105
8.2. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ.....108
8,3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙСЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ .................,..... 111
8.4. задачи практических психологов в образовании...............................116
8.5. задачи и виды деятельности практических педагогических психологов в России...:........................................................................121
литература..................................................................................................126
глава 9. социальная психология
9.1 история социальной психологии......................................................128
9.2. современная социальная психология...............................................132
9.3 социальная психология на предприятии и фирме...........................134
9.4. Психология в политике.......................................................................136
литература..................................................................................................140
глава 10. Психология труда и организационная психология
10.1. история психологии труда...............................................................141
10.2 задачи и виды деятельности специалистов по психологии труда..- 145
10.3 прикладные отрасли психологии труда...........................................151
литература..................................................................................................154
глава 11. Психология в экономике
11.1. Что такое экономическая психология............................................156
11.2. задачи и функции психолога в сфере экономики..........................158
11.3. Психология в управлении.................................................................162
11.4. Психология в рекламе......................................................................164
литература..................................................................................................168
глава 12. Психология в юридической практике
12.1. история юридической психологии.................................................170
12.2. чем занимается юридический психолог.........................................171
12.3. психологическое консультирование в юридической практике.......172
12.4. суде б но-психологическая экспертиза.............................................175
12.5. пенитенциарная психология............................................................178
литература..................................................................................................181
глава 13. Психология в спорте
13.1. история психологии спорта.............................................................182
13.2. цели и задачи психологии спорта...................................................185
13.3. работа практического психолога в спорте.......................................188
литература..................................................................................................192
глава 14. консультативная психология
14.1. психологическое консультирование как профессиональная
деятельность психолога ......................................................................193
оглавление
14.2. Виды психологического консультирования....................................195
14.3. профессиональная компетентность психолог а-консультанта.......197
глава 15. подготовка профессиональных психологов
15.1. подготовка профессиональных психологов
ЗА РУБЕЖОМ............................................................................................203
15.2. подготовка профессиональных психологов
в России...............................................................................................210
15.3. содержание профессионального психологического образования . 213
15.4. последипломное образование профессиональных психологов.....218
глава 16. психологическое сообщество
16.1. Кто составляет психологическое сообщество................................221
16.2. публикации и поиск психологической
информации.........................................................................................223
16.3. конференции и повышение квалификации....................................225 i
16.4. профессиональные общества и ассоциации..................................227 I
литература..................................................................................................232
глава 17. профессиональные и личностные качества психолога, |
профессиональная этика психолога J
17.1. профессиональные качества психолога..........................................233 I
17.2. личностные качества психолога.......................................................^jl
17.3. этика профессиональной деятельности психолога...........................2яН
литература..................................................................................................^f^l
терминологический словарь......................................................:..24j
литература.............................................................................................