Что такое экономическая психология 3 страница

б) исследование психических состояний, развиваю­щихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;

в) развитие психопрофилактики, формирование при­емов, способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психо-травмирующим воздействиям.

4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллек­тивов и дает характеристику психологическим зако­нам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:

а) изучение истоков и механизмов формирования внут-ригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т. п.), а также разработку методов управления ими с целью создания благо­приятного психологического климата в спортивных командах;

б) изучение психологических аспектов и закономер­ностей межличностного общения в спортивных ко­мандах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;

в) выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;

г) изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность деятельности и психо­логию спортивной команды (Мельников(ред..), 1987, с.199).

В последние десятилетия психология спорта становит­ся обязательной в психологическом образовании студен­тов институтов физической культуры. Этот курс читают на педагогических, спортивных, заочных факультетах и на факультетах повышения квалификации. Психология спорта вошла в состав дисциплин, обеспечивающих психологи­ческое образование студентов, и на факультетах физичес­кого воспитания педагогических вузов и университетов. Психология спорта преподается также и во всех средних физкультурных учебных заведениях (Джамгароа, Пуни (ред.), 1979, с.16).

13.3. работа практического психолога в спорте Современная спортивная деятельность требует участия профессиональных психологов в решении многих проблем, поэтому введена специализация студентов в области спортивной психологии.

К спортивному психологу предъявляются высокие про­фессиональные требования в области практической пси­хологии. Его работа состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена и спортивной деятельности. Эта работа включает в себя:

1. Психодиагностику;

2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации;

3. Психологическую подготовку;

4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена (Горбунов, 1986, с.19—24).

1. Психодиагностика в спорте — это использование ме­тодов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит ус­пех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в

определенных условиях спортивной деятельности, в частности:

1) особенности проявления и развития психических

процессов;

2) психические состояния (актуальные и доминирую­щие);

3) свойства личности;

4) социально-психологические особенности деятель­ности.

Широкий спектр возможных методик для такой психодиагностической работы можно найти в специальных по­собиях (Марищук, Блудов, Плахтиенко, Серова, 1990). Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформу­лировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.

Как отмечает Г.Д. Горбунов, в ходе психодиагностики оказывается воздействие на спортсмена. Это необходимо учитывать и использовать. Что сообщить спортсмену из полученных данных, когда и в какой форме? Нельзя за­бывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из груп­пы для какого-то тестирования может невольно вызывать ненужный ход мыслей и изменение его состояний. Тем более рекомендации должны базироваться на знаниях ус­ловий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологичес­ких особенностях спортсменов (Горбунов, 1986, с.22).

2. Психолого-педагогические и психогигиенические ре­комендации. Они могут быть адресованы тренеру, спорт­смену, руководителям, массажисту, врачу, семье, товарищам — всем тем, кто вступает в контакт со спорт­сменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортив­ному режиму.

3. Психологическая подготовка. Выделяют психоло­гическую подготовку тренера и спортсмена. В свою оче­редь, в психологической подготовке спортсмена различают четыре ее вида: а) психологическая подготовка к продол­жительному нагрузочному тренировочному процессу;

б) общая психологическая подготовка к соревнованиям;

в) специальная психологическая подготовка к конкрет­ному соревнованию; г) коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным со­ревнованиям.

4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена. Такое управление осуществляется в тех случа­ях, когда обнаружены недостатки в психологической под­готовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день до соревнований или в день соревнований, непос­редственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Анало­гично в тренировке: перед занятием, при выполнении от­дельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле.

Само по себе понятие "психологическое обеспечение" предусматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-практических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин.

По мнению Г.Д. Горбунова, психолог в спорте должен быть не только специалистом по диагностике, но и педа­гогом-психологом. Современные понятия о профессио­нализме психолога требуют от него не только глубины теоретических знаний и владения методами изучения че­ловека, но и умения тактично и своевременно выдавать спортсмену, тренеру эффективно воздействующую, полез­ную информацию. Для этого психолог-практик обязан вла­деть методами воздействия так же качественно, как он владеет методами исследования. Спорту нужен психолог, который может, длительно находясь на учебно-тре-

нировочных сборах, сжиться со спортсменами, организо­вать коллектив и настроение в нем. Он должен воспиты­вать значимые для спорта свойства личности, создавать нужные психические состояния, снимать последствия мо-нотонии; проводить сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга. Он может обу­чать спортсменов приемам саморегуляции; ненавязчиво проводить со спортсменами беседы о тренировках и сорев­нованиях (а также об учебе, работе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т. д.). Он должен быть способен улаживать конфликты, секундировать в соревнованиях, организовы­вать отдых спортсменов, создавать и поддерживать тради­ции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет по­мочь спортсмену в его трудной спортивной жизни (Горбу­нов, 1986, с.17-18).

Заинтересованные психологи дополняют базовое обра­зование годами самостоятельной работы и самообра­зования, осваивают, апробируют и совершенствуют методы воздействия в своей практической деятельности. Если психолог не переходит от методов исследования к мето­дам воздействия, он вряд ли получит лестную оценку от спортсмена и тренера.

Главный критерий деятельности практического психо­лога спорта — быть полезным спортсмену и тренеру, сво­им непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена. Эта полезность и продуктивность деятельнос­ти психолога спорта определяется системой отдельных зве­ньев его профессиональной подготовки: 1) базовым теоретическим, психолого-педагогическим образованием; 2) овладением методами психологического исследования и грамотной интерпретацией получаемых данных; 3) ов­ладением методами психолого-педагогического воздействия. Практическая психология спорта, по мнению Г.Д. Горбу­нова, вполне может быть названа спортивно-педагоги­ческой психологией или спортивно-психологической педагогикой, но лучше всего для восприятия и точнее по сути — психопедагогикой спорта (Горбунов, 1986, с.19).

В ее основе лежит психология изучения и воздействия, а главная ее задача — психологическое обеспечение подго­товки спортсмена.

литература

1. Горбунов Т.Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986.

2. Мартцук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А.', Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для сту­дентов пед. ин-тов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990.

3. Мельников В.М. (ред.) Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1987.

З.Джамгарое Т.Т., Пуни А.Ц. (ред.) Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. М.: Физкультура и спорт, 1979.

глава 14.консультативная психология

14.1. психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога

Психологическое консультирование — один из распространенных видов профессиональной работы психолога.

К консультанту люди обращаются за психологической помощью, советом для преодоления трудностей в самых разных ситуациях повседневной жизни. Цель деятельности психолога-консультанта — помочь людям благополучно разрешить жизненные кризисы, повысить их способность решать проблемы и самим принимать решения. К психо­логу-консультанту часто обращаются по вопросам меж­личностных отношений, в частности, супружеских, сексуальных, а также отношений с детьми. Ему приходит­ся иметь дело с проблемами взаимоотношений людей в сфере общественной жизни. Психолог помогает людям преодолеть психологические барьеры, развить в себе оп­ределенные качества путем соответствующего психологи­ческого тренинга.

Психологическая помощь оказывается на основе при­менения психологических знаний и умений.

Психологическое консультирование как вид психоло­гической помощи адресовано психически нормальным людям. Психологическая консультация призвана расширить границы самопознания человека, его способность воспри­нимать психический мир людей шире и на этой основе видеть большее число вариантов поведения в той или иной ситуации. Этим консультирование отличается от психокор­рекции и психотерапии, которые направлены на решение глубинных психологических проблем.

В терминологическом отношении полезно различать консультирование как вид деятельности и консультацию как непосредственно консультационную беседу. Консуль­тирование как форма работы профессионального психо­лога используется в любой сфере, где необходимы психологические знания. Это может быть консультирование в педагогической сфере, в сфере промышленного про­изводства, бизнеса и управления, в сфере проблем здоро­вья и т.д.

Однако нередко работу психолога-консультанта выде­ляют в качестве самостоятельной сферы профессиональ­ной деятельности психолога. В отечественной психологии профессия психолога-консультанта еще не стала достаточно распространенной.

В международной практике эта профессиональная спе­циализация утвердилась с 50-х годов XX века. В США в 1951 году Северо-западная конференция рекомендовала наименование "консультативная психология", а в 1952 году была учреждена новая позиция консультирующего психо­лога — Американская Психологическая Ассоциация изме­нила наименование специальности "Консультирование и руководство" (которое использовалось также непсихо­логами) на "Консультативная психология"(цит. по: Ме­новщиков, 1998, с.4). Важной причиной этого была необходимость отличать консультирование от клиничес­кой психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

В то же время психологическое консультирование и пси­хотерапия нередко до сих пор рассматриваются как еди­ная психологическая профессия. В них используются общие психологические идеи и методы. К числу наиболее автори­тетных в мире концепций психотерапии и психологичес­кого консультирования в настоящее время относятся психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, ин­дивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скин-нера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсо­нальная психология (С. Гроф, К. Уилбер). Консультант в своей работе может опираться на идеи и методы, разрабо­танные в какой-либо одной психологической школе или комбинировать их самостоятельно при решении конкрет­ных задач психологической помощи клиенту.

Психологи-консультанты могут работать в учреждени­ях, имеющих психологическую службу или должность пси­холога в штатном расписании. Некоторые из них занимаются частной практикой, другие работают в частных службах здоровья или в консультационных организа--•""•" unrvr также нанимать^

НЫХ СЛуЖОаХ ЗДОривьи ruin u ы..~,_____,.

циях. Психологи-консультанты могут также наниматься

фирмами в сфере бизнеса

14.2. Виды психологического консультирования

Основной метод консультирования — беседа, построенная определенным образом. Психологическое консуль тирование чаще всего бывает краткосрочным и может включать одну консультацию или (при необходимости) больше, но редко превышает 5-6 встреч с клиентом.

Психологи-консультанты работают с отдельными людь­ми или группами. Соответственно различают индивидуальное и групповое консультирование.

Индивидуальное консультирование — это беседа консультанта с клиентом наедине, обсуждение с ним жиз­ненной проблемы, которая его беспокоит. Психолог-кон­сультант помогает клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, обсуждает с ним те особенности его поведе­ния и межличностных отношений, которые стали источ­ником его жизненных трудностей. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Групповое консультирование может заключаться, например, в решении какой-либо проблемы или в поощ­рении выражения подавленных эмоций в психотера­певтической группе. Такой группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании могут быть семейное кон­сультирование, консультирование по проблемам профес­сиональной деятельности и работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах. С целью решения межличностных конфликтов в трудо­вых или иных коллективах может применяться так называ­емая посредническая консультация. Использование психологического посредничества основано на хорошо

известном факте: участие в переговорном процессе треть­их лиц, которые занимают нейтральную позицию, повы­шает его эффективность.

Консультации могут быть очными или анонимными. Традиционные консультации проходят в процессе непос­редственной встречи консультанта и клиента. Однако в последние десятилетия достаточно распространенным стал "телефон доверия" как форма анонимной психологичес­кой помощи и консультирования (Моховиков, 1999). Консультация по "телефону доверия" обеспечивает опе­ративность общения, щадящие условия для клиента. Этот вид консультации характеризуется неявностью оказывае­мой помощи и позволяет человеку, обратившемуся к пси­хологу, избежать роли "пациента", в которой, по мнению некоторых, они находятся при очном консультировании. Консультирование по телефону достаточно привлека­тельно для клиента, поскольку оно обеспечивает ему ано­нимность и связанную с этим особую доверительность. При телефонном консультировании возникает эффект "слу­чайного попутчика", когда в обычной дорожной беседе незнакомые люди порой буквально "изливают душу". Ус­тановлению особой доверительности способствует и то, что, несмотря на расстояние, абонент и психолог в опре­деленном смысле находятся рядом. Их голоса звучат в не­посредственной близости друг от друга, что создает ощущение доверительности и особой интимности беседы. Именно по "телефону доверия" клиенту легче обсуждать личные проблемы, в том числе и связанные с сексуальной сферой межличностных отношений (Рабочая книга.:, 1996, с.75).

Телефонное консультирование дает клиенту возмож­ность обращаться из любого места, в удобное для него время. При таком типе консультирования клиент имеет право на прерывание контакта, то есть может в любой момент лег­ко закончить разговор — для этого достаточно положить трубку. Выйти из контакта при очной консультации зна­чительно сложнее. Возможность управлять контактом край­не привлекательна для некоторых клиентов, в особенности для тех, кто чувствителен к психологической безопаснос­ти. При этом они имеют возможность вторично обратиться к консультанту в ограниченный промежуток времени (Ра­бочая книга.., 1996, с.75).

Психолог при консультировании по телефону представляется абоненту более компетентным, чутким, способным I помочь, чем это могло бы оказаться при личном контакте. Это повышает эффективность психологического взаимо­действия. В свою очередь, консультанту не приходится пре­одолевать психологические барьеры восприятия клиента. У него возникает некий образ нуждающегося человека, что позволяет успешнее оказывать ему помощь (Рабочая книга.., 1996, с.76).

Порой используется и такой метод заочного консуль­тирования как консультативная переписка. Необходимость этой формы психологической помощи обусловлена тем, что телефонное консультирование порой затрудняется из-за большой загрузки "телефона доверия" или отсутствия телефона у клиентов. Однако пойти на личную беседу с психологом он не решается. К тому же некоторые клиен­ты, нуждающиеся в психологической помощи, зачастую находятся в условиях изоляции от общества (например, заключенные, отбывающие наказание в места лишения свободы). В городах, которые не имеют собственных служб психологической помощи, переписка с психологами, пси­хотерапевтами оказывается единственной возможностью получить психологическую помощь (Меновщиков, .1998, с.90).

14.3. профессиональная компетентность психолога-консультанта

Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои жизнен­ные сложности со стороны, обсудить с ним те особеннос­ти его поведения и межличностных отношений, которые стали источником трудностей. Обычно они не осознаются и не контролируются самим человеком. В ходе консульта­ционной беседы клиент получает возможность осознать это, шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней, изменить установку на других людей и на этой осно­ве изменить свое отношение к происходящему и свое поведение. В то же время позиция психолога должна внушать реалистический оптимизм.

Психолог-консультант не должен давать прямых советов и рекомендаций, поскольку в этом случае он берет ответственность за происходящее на себя. Для развития лич­ности консультируемого важно, чтобы он осознавал и про­являл личную ответственность и сам принимал решения.

Взаимодействие на равных — оптимальный вариант в консультировании. Во время консультации клиент чувствует себя полноправным партнером психолога. В этом случае он активно работает и принимает на себя ответственность за те или иные решения и личностные изменения. Однако хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, го­воря о чем-то с уверенностью и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооцен­ку, подчеркнуть его знания и авторитет.

Одна из распространенных ошибок практических пси­хологов — взаимодействие "сверху вниз", позиция покро­вительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком "правильной, хорошей" жизни, начинает воз­действовать на клиента так, чтобы тот принял его крите­рии. Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие, как правиль­ные или неправильные. Это проявление непрофессиона­лизма, склонности действовать, исходя из житейской психологии.

Обращение к психологу-консультанту часто связано с использованием понятия нормы — возрастного психичес­кого развития или нормы поведения личности. "Я не та­кой, как все..." — эта мысль содержится в явном или неявном виде в словах клиента, обратившегося за кон­сультацией. Человек обычно хочет сопоставления себя с другими людьми, хочет найти свое место в мире людей, обрести свою самобытность. Психолог-консультант с по­мощью своих знаний и умений помогает ему найти свою индивидуальность. При этом важно, чтобы консультант ориентировался не на социально принятые нормы, а на ценности, жизненные принципы и идеалы самого клиен­та. Человек в процессе консультации должен быть максимально включенным в беседу, эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом, чувствовать себя комфортно, видеть доброжелательное и безоценочное от­ношение к себе.

Психолог-консультант не занимается постановкой ди­агноза. Если в процессе консультации выясняется необхо­димость диагностической работы, то она проводится в специально назначенное время.

Рассмотрим наиболее типичные проблемы, с которы­ми обращаются к психологу клиенты.

Первый тип проблем — ожидание социальных или нрав­ственных оценок по шкале "правильно — неправильно", "хорошо — плохо". В прямом виде эти переживания в сло­вах клиента могут быть сформулированы следующим об­разом: "Проверьте меня, нормальный ли я...?"; "Это же плохо, когда ребенок не слушается, надо, чтобы он слу­шался с первого раза"; "Нельзя же его все время хвалить, он же избалуется, что тут будет хорошего..." и т.п. Анало­гичны запросы клиента по нравственным критериям доб­ра и зла.

В этих случаях полезно изменение системы оценок в процессе консультации, которое позволит человеку рас­ширить свои представления о себе. Важно показать клиен­ту ограниченность шкалы "хорошо - плохо".

Второй тип проблем — вопросы "Как поступить?"; "Что делать?" Задача психолога — не принимать решения за клиента, а помочь понять психологическую сущность его проблемы и на этой основе клиент сам должен принять решение.

Только третий тип проблем может быть назван собствен­но психологическими задачами. Вопрос касается значения' того или иного факта, поступка, переживания. "Как по­нять? Что это значит?" и т.д. В практике работы таких кли­ентов встречается немного. Чаще ставятся задачи двух первых типов; дело психолога-консультанта — помочь че­ловеку переформулировать их в задачи психологические. Консультирование — достаточно сложный вид профес­сиональной деятельности психолога. Одной из наиболее типичных трудностей в работе консультанта можно назвать желание клиента изменить других и нежелание менять себя.

Несмотря на то, что клиент сам обращается за помощью к консультанту, он нередко противится изменениям. Это может быть связано с отсутствием у человека убежденности в необходимости изменений, насаждаемых извне, стра­хом перед неизвестностью и возможной неудачей, неже­ланием нарушать сложившийся стереотип поведения, отсутствием доверия к консультанту. Обращаясь за кон­сультацией, клиенты часто подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных проблем. Для них характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня безо всякого повода".

Однако порой человек при обращении за консультаци­ей осознает роль личных качеств и говорит о своих про­блемах: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее без всякого повода". Это мо­жет дать основу для конструктивной работы клиента над собой.

Профессиональными качествами психолога-консультан­та должны быть наблюдательность и понимание клиента. В процессе беседы консультант внимательно слушает, а также наблюдает за поведением консультируемого. Смысл рече­вого высказывания, а также другая полезная информация могут быть выражены в интонации речи, мимике, жести­куляции, позе человека. Успех психологического консуль­тирования во многом зависит от того, как консультант умеет проявить интерес и выслушать клиента. Это одно из необходимых профессиональных качеств психолога-кон­сультанта.

Поскольку во время консультации человек сообщает о себе личную информацию, психолог должен соблюдать конфиденциальность. Любые сведений, полученные от кли­ента, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным ли­цам, в том числе родственникам и друзьям.

Умение встать на позиции пришедшего на прием чело­века должно сочетаться у консультанта с умением сохра­нять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у него может возникнуть синдром сгорания или коммуникативной перегрузки.

В своей деятельности консультанту важно разграничи­вать личные и профессиональные проблемы. Психолог не должен переносить свои отношения с людьми в частной жизни, внутренние проблемы и конфликты на отноше­ния с клиентом, на его ситуацию.

При этом следует иметь в виду, что клиент порой скло­нен переносить на консультанта отношения с другими людьми. Это может осложнить процесс консультирования возникновением конфликтов или слишком близких отношений. Тесные личные отношения между консуль­тантом и клиентом приводят к тому, что консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную пози­цию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

Некоторые клиенты проявляют склонность манипули­ровать психологом, то есть эксплуатировать его для дости­жения каких-либо своих психологических целей. Например, утвердиться в собственной значимости или, наоборот, найти подтверждение своей жертвенной судьбы. Извест­ный американский психолог Эверетт Шостром в своей книге "Анти-Карнеги, или человек-манипулятор" описал 8 таких типов. Профессионализм психолога должен про­явиться в том, чтобы распознать манипулятора и изменить его манипулятивную позицию на позицию конструктив­ного взаимодействия.

Основные ошибки начинающих психологов при прове­дении консультационной беседы:

1) отсутствие необходимого психологического контак­та, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;

2) переход к решению проблемы без достаточного изу­чения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;

3) жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;

4) мнение собеседника не выслушивается или дискре­дитируется;

5) создаются препятствия для разъяснения и обосно­вания клиентом своей точки зрения;

6) постановка клиенту прямых вопросов ("в лоб") при неясных мотивах беседы (Рабочая книга.., 1996, с.74).

Психологу-консультанту необходимо постоянно повы­шать свою профессиональную квалификацию. Для этого в повседневной практической работе консультантов исполь­зуется "супервизия" (supervision). В переводе с английско­го supervision означает "наблюдение за чьей-то работой". Большинство консультативных служб приветствуют и обыч­но обеспечивают какую-то форму супервизии со своими консультантами. Она может проводиться опытным персона­лом (штатными сотрудниками), профессиональными ас­социациями, групповыми лидерами. В любом случае должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией, и т.п. (Меновщи­ков, 1998, с.97). Необходимо подчеркнуть, что супервизор — это не контролер или надзиратель, а опытный коллега, который оказывает поддержку и помощь в понимании и решении сложных ситуаций практической консультатив­ной деятельности.

литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консульти­рование. М: Смысл, 1998.

3. Моховиков A.M. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 1999.

4. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.

5. Рабочая книга практического психолога: Технология эф­фективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Дер-кач. М.: Издательский дом "Красная площадь", 1996.

6. Разин М.В. Размышление о "теологической психологии" // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 63—69.

7. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Пси­хологический журнал. 1994. Т. 15, № 6. С. 121-127.

глава 15.подготовка профессиональных психологов

15.1.подготовка профессиональных психологов за рубежом

Подготовка профессиональных психологов различается в разных странах по длительности, структуре и содержа­нию образования. В Европе, например, в одних странах обычный период психологического образования составля­ет 5 лет, в других — 6 лет. Однако во многих странах требу­ется больший, чем обычно, период для того, чтобы реально завершить психологическое образование. Это связано преж­де всего с тем, что в этих странах студенты имеют возмож­ность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психологии.

Наши рекомендации