Ребенок для школы или школа для ребенка?
Ребенок-трудоголик: оценозависимость по наследству?..
ВЛ, у меня двое детей. Старшая дочь Маша в этом году пошла во второй класс. Учится хорошо. Очень усидчивая. Про выполнение домашнего задания ей напоминать не надо. Ребенок гиперответственный. Уровень тревожности у нее зашкаливает. Перед походом в школу охватывает страх и волнение. Любая оценка ниже пятерки вызывает поток слез. Плачет каждый день по нескольку раз.
Дома мы никогда ее не ругаем, но откуда-то появились навязчивые идеи, что она самая плохая. Называет себя очень глупой девочкой, глупее всех. Стала говорить, что школа для нее — это слишком сложно, что лучше бы было ей не приходить в этот мир..
Эти речи ребенка 8 лет меня очень пугают. Я ей внушаю, что она уникальна, как и каждый человек. Что другой такой нет, и не надо себя с кем—то сравнивать. Что мы ее будем любить, как бы она ни ошибалась. Придумываю всякие ритуалы, чтоб снизить страх перед школой. Заговариваем ручку, чтобы писала диктанты без ошибок. Но уже идет второй месяц, а ситуация не меняется.
Мария занимается еще и в школе искусств, и по отношению к тем занятиям подобных симптомов не замечаем, занятия там ей в радость. Да и уроки дома даются легко. Дома чувствует себя уверенно, и все получается. Только в школе постоянно сомнения и неуверенность в себе, каждый день — потрясение..
Как нам вести себя, чтобы и к жизни подготовить ребенка, и комплексов не развить? Как быть с младшей дочкой? Ей осенью в первый класс идти. С сестрой очень дружна, все видит и понимает.. На днях сказала, что не хочет ходить в школу, потому что ее там не будут любить..
Оксана
— Хорошая, серьезная и старательная, слишком, пожалуй, старательная мама?.. Хорошая, серьезная и явно СЛИШКОМ старательная дочка?..
- Уже с неврозом. Уже с депрессией.
И серая тень школьного здания над семьей. Глухая надвигающаяся стена...
- Моя дочка была трудоголиком до восьмого класса, потом откачнулась в наоборот...
Оксана, мне понятно ваше беспокойство, у меня у самого тоже дочка Маша, тоже второклассница и довольно похожая по характеру...
Но в письме вашем есть пробелы.
«Перед походом в школу ее охватывает страх и волнение. Любая оценка ниже пятерки вызывает поток слез..
Ребенок загнан в оценочную сверхзависимость, это ясно. А чьими усилями — вашими, школы, совместными? Плюс склонность по характеру?..
Желательно хоть отчасти это понять. Если дома много хвалят, а в школе поменьше, уже это создает диссонанс Какая обстановка у нее в школе, какие отношения конкретно с учителями и сверстниками?
Говорили ли с классной руководительницей? Как там с ней обращаются разные учителя?
Только вместе со школой можно что-то изменить.
А у вас получается, что школа — какая-то отдельная, независимая от вас несокрушимая данность. Если это действительно так и совместный согласованный психологический подход родителей и школы к ребенку невозможен, то лучше ее из этой школы, пожалуй, забрать. Перевести в другую или на экстернат...
Называет себя глупой девочкой, глупее всех..
Не может быть, чтобы для этого не было поводов. Кто-то ей что-то сказал. Что-то не удалось... Девочка в депрессии или близка к тому. А вы недобрали информации.
Стала говорить, что школа для нее — это слишком сложно, что лучше бы было ей не приходить в этот мир..
Абсолютно депрессивные высказывания. Но выходит ведь, что школа — это и есть весь мир для нее, полномочное представительство целого мира. Перекос явный! Нужно срочно снизить в ее сознании масштаб значимости школы хотя бы процентов на тридцать!..
Конечно, не за один присест — но пусть поскорее поймет, что школа — это еще далеко не мир, что школ может и должно быть еще много и очень разных...
И пусть узнает уверенно, что у нее вовсе нет обязанности быть хорошей ученицей, что она просто может быть ею, если захочет.
Я ей внушаю, что она уникальна, как и каждый человек. Что другой такой нет, и не надо себя с кем—то сравнивать. Что мы ее будем любить, как бы она ни ошибалась.
Это все правильно, только в школе могут действовать на нее внушения прямо противоположные.
Нужно узнать, откуда они исходят. Конкретно.
Придумываю всякие ритуалы, чтобы снизить страх перед школой. Заговариваем ручку, чтоб писала диктанты без ошибок.
А вот это уже ваша ошибка: идете на поводу оценочной зависимости девочки, вместо того, чтобы стараться эту зависимость всячески понижать.
Пускай ошибается, пускай учится ошибаться!
Я бы на вашем месте сказал: «Вот что, знаешь, пора научиться лениться. Пора уметь получать и тройки, и двойки. Хватит отличничать и строить из себя правильную. Я хочу, чтобы моя девчонка умела быть и двоечницей, и хулиганкой, да, чтобы она была свободным и независимым человеком, чтобы умела быть разной. Если на этой неделе не получишь ни одного трояка или пары — накажу!» — сказать это, конечно, в шутку, но и с серьезным убеждением одновременно...
Занимается еще и в школе искусств, и по отношению к тем занятиям подобных симптомов не замечаем. Занятия там ей в радость.
Очень хорошо. И очень важно — понять, в чем же разница в атмосфере этой школы искусств и общей школы — понять и Маше, и вам.