Психолингвистика и психология
Объект психолингвистики.
<Введем понятие фрейма как фиксированной системы параметров, описывающих тот или иной объект или событие. Так, например, «Личный листок по учету кадров» (параметры сформулированы в явной форме) или стандартная международная форма Curriculum Vitae (параметры не сформулированы в явной форме) есть фрейм, описывающий данного человека, по крайней мере, те его качества, которые существенны при приеме на работу.> (М.Minsky 1988: 245)
<Так, в отечественной психологии наиболее часто используется «деятельностный фрейм»: мы как бы задаем событию определённые вопросы (Цель? Мотив? Условия? Вид деятельности – трудовая, познавательная, игровая? и т.д.). А в американской психологии вплоть до 1960-х гг. господствовал иной, «бихевиористский» фрейм, когда на то же самое событие «накладывались» другие вопросы и соответственно оно с самого начала получало иную интерпретацию – как стимул или как реакция определённого рода.> (А.А. Леонтьев 2003: 16)
<Различные направления в психолингвистике рассматривают её объект, т.е. конкретные речевые события, через «призму» разных фреймов. То есть объектом психолингвистики, как бы его ни понимать, всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций. Этот объект общий у неё с лингвистикой и другими «речеведческими» науками.> (А.А. Леонтьев 2003: 16)
Предмет психолингвистики.
<В начале этой истории мы находим следующее определение: «Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Другими словами, психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояния сообщений с состояниями участников коммуникации». (Psycholinguistics 1965: З)
<Другое определение, данное Ч.Осгудом (которому вместе с Т.Сибеоком принадлежит и первое), звучит следующим образом: психолингвистика «...занимается в широком смысле соотношением структуры сообщений и характеристик человеческих индивидов, производящих и получающих эти сообщения, т.е. психолингвистика есть наука о процессах кодирования и декодирования и индивидуальных участниках коммуникации»> (Osgood 1963: 248).
<С.Эрвин-Трипп и Д.Слобин столь же кратко определили психолингвистику как «...науку об усвоении и использовании структуры языка»> (Ervin-Tripp & Slobin 1966: 435).
<В высшей степени интересное определение психолингвистики, так сказать, «снаружи» дала Е.С.Кубрякова – не психолингвист, а «чистый» лингвист, – в своей книге о речевой деятельности. Вот что она пишет: «В психолингвистике... в фокусе постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании, с другой»> (Кубрякова 1986: 16).
<Леонтьев в 1968 году дал одновременно два различных определения психолингвистики. Первое из них обобщало понимание психолингвистики другими учеными: «Психолингвистика – это наука, предметом которой является отношение между системой языка... и языковой способностью»> (Леонтьев 1969: 106).
<Второе было дано, так сказать, «на вырост»: «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования»> (Леонтьев 1969: 110).
<По этим определениям можно проследить эволюцию взглядов на предмет психолингвистики. Вначале он трактовался как отношение интенций (речевых намерений) или состояний говорящего и слушающего (языковой способности) к структуре сообщений, как процесс или механизм кодирования (и соответственно декодирования) при помощи системы языка. При этом «состояния» участников коммуникации понимались исключительно как состояния сознания, апроцесс коммуникации – как процесс передачи некоторой информации от одного индивида к другому. Если раньше язык понимался как система средств кодирования или декодирования, то теперь трактуется впервую очередь как система ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. Таким образом, если попытаться дать современное определение предмета психолингвистики, то оно будет следующим. Предметом психолингвистики является соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком как главной «образующей» образа мира человека, с другой.>(А.А. Леонтьев 2003: 19)
Психолингвистика и психология.
<Психолингвистика как психологическая наука связана с общей психологией, в особенности с психологией личности, с когнитивной психологией, социальной психологией и психологией общения как часть последней. Далее, поскольку формирование и развитие языковой способности и речевой деятельности тоже входит в объем психолингвистики, психолингвистика самым тесным образом связана с психологией развития (детской и возрастной психологией). Наконец, она взаимодействует и с этнопсихологией.> (А.А. Леонтьев 2003: 20)
<В своем прикладном аспекте психолингвистика связана практически со всеми прикладными областями психологии: с педагогической психологией, патопсихологией, медицинской психологией, нейропсихологией, психиатрией и коррекционной педагогикой (дефектологией), инженерной, космической и военной психологией, психологией труда и эргономикой, судебной и юридической психологией, наконец, с политической психологией, психологией массовой коммуникации, психологией рекламы и пропаганды. В сущности, именно эти прикладные задачи послужили непосредственным толчком к возникновению психолингвистики как самостоятельной научной области.> (А.А. Леонтьев 2003: 21)