Психология травматического и боевого стресса, ПТСР
Актуальные проблемы психологической теории и практики
Практическое занятие 1.
Тема: Психология влияния, манипуляций и противостояния влиянию.
Вопросы:
1. Психологическое влияние и манипуляция как феномены в системе взаимодействия и общения людей; общая характеристика уровней общения.
2. Виды психологического влияния.
3. Содержание и методы силового
(нецивилизованного) психологического влияния.
4. Манипулятивные методы влияния: критерии и виды манипуляций.
5. Способы преднамеренного и непреднамеренного психологического влияния (внушение, заражение, обаяние и харизма и др.)
6. Конструктивное психологическое влияние (убеждение, аргументация, контраргументация).
7. Конструктивное (цивилизованное) противодействие психологическому нападению и манипуляциям: содержание, принципы и основные приемы.
Практическое занятие 2.
Тема: Стресс, психотравма и посстравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
1. Определение понятия «стресс», фазы развития стресса.
2. Общая характеристика критических и экстремальных ситуаций.
3. ПТСР – определение, критерии, симптомокомплекс.
4. ПТСР – особенности протекания у детей.
5. Понятие боевого стресса и боевой психотравмы – характеристика, особенности.
6. Направления реабилитации и реадаптации лиц с ПТСР и последствиями боевой психотравмы.
Практическое занятие 3.
Тема: Психологические проблемы творчества на современном этапе.
1. Проблемы творческой личности на современном этапе.
2. Теории гениальности.
3. Детская одаренность как актуальная психологическая проблема. Психологические особенности и проблемы одаренного ребенка,
4. Особенности воспитания и обучения одаренных детей.
5. Творчество и психологическое здоровье: современный подход к проблеме.
Практическое занятие 4.
Тема: Основные тенденции развития экологической психологии.
1. Определение и основной круг проблем экологической психологии.
2. Современные теории окружающей среды с учетом психологического компонента.
3. Проблема формирования экологического сознания: определение понятия, основные свойства.
4. Развитие экологического сознания в онтогенезе, формирование экологической культуры.
5. Диагностика экологического сознания и его компонентов.
6. Экологический кризис современности – пути конструктивного выхода.
Практическое занятие 5.
Тема: Инновационные подходы в современной психологической практике.
1. Инновационные подходы в арттерапии: общая характеристика.
2. Терапия созданием мандал, основы интерпретации.
3. Телесноориентированная арттерапия (А. Копытин).
4. Методика психокатализа А. Ермошина.
5. Семейные расстановки по Б. Хеллингеру.
6. Трансперсональный подход в психологии С. Грофа.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:
1. Общая характеристика основных проблем современной психологической теории и практики.
2. Проблема информационной безопасности.
3. Психологическое влияние: определение, классификация, связь с уровнями общения и межличностного взаимодействия.
4. Характеристика и виды варварского психологического влияния.
5. Манипуляции: определение, классификация, модели влияния.
6. Цивилизованное влияние: классификация и характеристика основных видов.
7. Приемы противостояния психологическому влиянию.
8. Психическая травматизация как актуальная проблема современности: общая характеристика кризисов и экстремальных ситуаций.
9. Стресс и синдром ПТСР.
10. Боевой стресс и боевая психотравма: характеристика, последствия.
11. Особенности протекания ПТСР у детей.
12. Психология здоровья как актуальная проблема психологической теории и практики.
13. Здоровье участников учебно-воспитательного процесса.
14. Основные направления реабилитации и реадаптации лиц с ПТСР и боевой психотравмой.
15. Проблематика экологической психологии и формирования экологического модуса сознания.
16. Проблемы творческой личности на современном этапе.
17. Теории гениальности.
18. Детская одаренность как актуальная психологическая проблема. Психологические особенности и проблемы одаренного ребенка,
19. Особенности воспитания и обучения одаренных детей.
20. Инновационные подходы в современной психологической практике: инновации в арттерапии, мандалотерапия, телесноориентированная арттерапия. Техники психокатализа и др.
Тема для самостоятельной работы – Информационно-психологическая безопасность.
Литература:
Психология влияния:
1. Дерюгин В.И. Теневая психология. М., 2003.
2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.
3. Куницына В.Н. Межличностное общение. СПб., 2002.
4. Михайлюк Е.Б. Психология влияния. Ростов н/Д, 2003.
5. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.; Новосибирск, 2003.
6. Погольша В.М. Социально-психологический потенциал личного влияния. СПб., 1998.
7. Сидоренко Е.В. Личное влияние и противостояние чужому влиянию (Психологические проблемы самореализации личности). СПб., 1997.
8. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2003.
10. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). Минск, 2004.
11. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. М., 2004.
Психология травматического и боевого стресса, ПТСР
12.Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.
13. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей редакцией Ю. С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.
14. Пергаменщик Л. А. Кризисная психология. Курс лекций. Минск, 2003.
15. Тарабарина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — СПб: Питер, 2001. – 272 с.
16. Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. – М: Академия, 1997.
17. Хухлаев О. Е. Обычная работа в необычных условиях: психологическое консультирование, осложненное травматическим стрессом. – М., 2006.
18. Александровский Ю. А. Психические расстройства во время и после чрезвычайной ситуации // Психиатрия и психофармакотерапия. 2001. Т 3. № 4. С. 32-39.
19. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ). – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 336 с.
20. Арт-терапия жертв насилия/Сост. А. И. Копытин. - М: Психотерапия, 2009. - 144 с.
21. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс. – М., 2006. – 112 с.
22. Решетников М. М. Психическая травма. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. – 322 с.
Психология творчества
23. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопр. психол. 1993. № 5. С. 5 – 12.
24.Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
25. Моляко В. А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1991.
26.Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1999.
27.Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. – В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.