Реквизит из чемоданчика Луки Лукича
1.Реквизит для элементов игротерапии:
1.1."Медицинский" реквизит:
шприц большой,
шприц маленький,
палочка для осмотра горла,
кусочки трубочек от капельниц,
бинт, кусочки ваты,
стеклянные и пластмассовые пузырьки,
ножницы,
пинцет.
1.2.Клоунский реквизит:
деревянный градусник,
деревянный фонатоскоп,
игрушечный стетоскоп,
молоточек с пищиком и мыльными пузырями,
кружка с портретом Луки Лукича,
бумажный колпачок от страха,
карандаши, фломастеры, ручки, бумага,
мягкий маленький мячик,
маленькие машинки,
набор простых геометрических фигур из дерева,
фигурки зверей и людей,
надувные шарики.
1.3.Куклы:
набор перчаточных и пальчиковых кукол, в основном,
животные и персонажи сказок.
2.Реквизит, позволяющий включать элементы обучения в игру:
кубики и другие геометрические фигуры,
спички,
школьный счетный набор,
набор головоломок,
подборка ребусов, задач, упражнений на внимание и
память,
карманные часы Луки Лукича.
Опыт работы в хосписе
[Работа в хосписе требует и от кукловода и от куклы иных качеств, чем работа в стационаре, описанная выше. Разнообразные задачи, которые мы пытались решить в общении с ребенком в больнице, оттесняются к периферии, поскольку в хосписе ребенку в первую очередь нужно отдохновение от тех страданий, которые мучают его душу и тело. Поэтому большинство "приемов работы" в хосписе сводятся к методикам арттерапии: Лука Лукич снимает свой докторский халат и надевает клоунский колпак.
Но и здесь есть свои пределы. Эти пределы ставятся серьезностью ситуации, той серьезностью, которая свойственна человеку, любому человеку, вне зависимости от возраста, при ощущении приближающейся смерти. В какой-то момент ребенок сознательно отказывается от помощи куклы, ибо видит уже далеко поверх наших голов…]
Ниже приводятся дневниковые записи о четырех месяцах общения с Кристиной С. 8 лет и ее семей.
Июня 2001 года.
С Аркадием Николаевичем (психологом хосписа) нас приветливо встретила молодая женщина, мама Кристины. Пока Аркадий в комнате беседует о состоянии девочки (около месяца назад у нее начались боли в спине), я готовлю Лукича и надуваю шарики. Лука Лукич в клоунском наряде, БЕЗ белого халата.
В комнату со зрителями влетают шарики, Лукич входит, потом стучится: "Могу ли я войти? О! прекрасные дамы?" В комнате – Кристина, её мама Лейла, тетя Марина и папа Борис. Лука присаживается у постели, знакомится, удивляется красоте хозяек. В этой удивительной семье сразу возникает легкость и теплота отношений.
Лука: "Этот дом так и светится одной большой улыбкой. Хотел бы я узнать, какой она длины!" Начинает разглядывать свой чемоданчик, как будто никогда не знал раньше, как он открывается. Наконец замки щелкнули, и из чемоданчика клоун достает большой деревянный градусник. Измеряет у всех улыбку. У папы – самая маленькая. Надеваем ему красный клоунский нос, очки, ободок с косичками. Кристина просит сама померить улыбку, орудует градусником: папа не смеётся. Лука рисует маркером на белом шарике папин портрет. Папа в это время рисует покемона на другом шарике. Портрет всех впечатлил, и даже папа смеётся. Случайно у себя в кармане Лука обнаруживает "сотки" с покемонами ( Аркадий был на днях у Кристины, и она показывала свою коллекцию соток с героями этого мультфильма). Таких у Кристины ещё нет. Она учит Луку Лукича и Аркадия ударять по соткам битой.
Игра заканчивается в тот момент, когда Лука хватается за живот и начинает уговаривать свой аппетит "не покидать родной дом".
Лука: "Шалит мой аппетит. А у Кристины как ой он?"
Мама: "Хороший".
Лука: "Хотите, я узнаю, что ела на завтрак Кристина?" Достает экранчик для рисования, прикладывает к животику Кристины, рисует чашку и хлеб. Кристина шепчет: "С сыром". Разглядывают рисунок: "Угадал!"
Кристина: "А на обед?"
Лука изображает глубокую тарелку, в ней морковка, с хвостиком, кружочек картошки: "Ты ела суп!"
Кристина: "Ага, щи щавелевые. А ещё?"
Лука рисует тарелку поменьше, в ней огурец, лук. Смотрит на Кристину. Она подсказывает: "Маслица добавить, помидор, и получится…?"
Лука задумывается: "Овощи…Масло?.. А! Это же салат!"
Кристина одобрительно кивает.
Лука: "У тебя прекрасный аппетит! Поделись, пожалуйста, со мной. Вот пузыри с аппетитом. Ты дуй!"
Кристина пускает пузыри, Лукич ловит ртом и "причмокивает" при этом: "Проверь молоточком, аппетит в моем животе. (Молоточек пищит). Есть! Я так хочу есть! Ну, хотя бы нарисованный банан".
Кристина садится за свой стол рисует в карандаше натюрморт с бананом, помидором, зеленым луком и виноградом.
Мама: "Кристина, а покажи Луке свои рисунки".
Долго рассматриваем рисунки на больших альбомных листах: зимние и осенние пейзажи, радуга, витражи, натюрморт с арбузом и яблоком, пальмы на фоне африканского заката. Работы выполнены гуашью. Кристина дарит Луке рисунок с фонтаном. Рассказывает, как рисовать витражи. Для Луки это – домашнее задание. Показывает черепаху из теста, диктует рецепт. Лукич дарит Кристине краску-гель с золотыми блестками, чем вызывает ее искреннюю радость.
Лука Лукич достает свои карманные часы и Кристина определяет: "Пять часов".
Лука: "Ну пора, брат Лукич, собираться. Ты поможешь, Кристиночка?" (Складывают чемоданчик).
Кристина: "А сколько тебе лет? Принеси фотографию, где ты маленький".
Лука Лукич понимает, что ответа у него нет, но выручает Аркадий: "А когда он был маленьким, фотоаппаратов ещё не было".
Лука: "Кристина, а ты сама нарисуй, каким я был маленьким". Кристина рисует маленького Луку без шляпы и без лысины.
Взрослые зовут пить чай. Лука сидит со всеми за столом и ест печенье и конфеты прямо с фантиками. Кристина удивлена, она никак не ожидала, что печенье бесследно исчезнет во рту Доктора. Так это и осталось для неё тайной.
Вижу, что девочка устала, но не признаётся.
Кристина: "Ты теперь мой лучший друг!"
Лука: "Позвони, когда захочешь со мной встретиться".
Кристина: "Хоть завтра!"
Пока мы в прихожей, Кристина прилегла. Папа благодарит и дарит Лукичу воблу.
Июня 2001 года.
Лука приготовил домашнее задание - витраж (акварель, маркер, бумага), и принес с собой глиняную свистульку, фотоаппарат и кукольный набор "Доктор".
Лука садится и легко щелкает замочками чемоданчика.
Кристина: "Сегодня хорошо открылись".
Лука: "Сегодня я проверю силу вашего духа".
Достает трубочку «тещин язычок» из карнавального набора со скрытой пищалкой. Первым дует папа: язычок развернулся, трубочка запищала. Смех. Затем Кристина, получилось, но чуть потише. У мамы звука нет, а у Марины трубочка развернулась не до конца.
"Победили папа и Кристина! Скажите, Борис, а где живет ваш Сильный дух?"
Папа показывает на грудь.
Кристина: "В самой серединке".
Лука: "Я оставляю вам в дар маленькую птичку. Она будет приободрять вас". В руках Лукича глиняная свистулька.
Кристина протягивает ручки, берет птичку и сразу начинает дуть в четком ритме и с мелодией. Лука раздает инструменты взрослым: бубен, трещотку, маракас. Пою народную песню: "Розан, ты мой розан", все подыгрывают, а Кристина на протяжении всей песни выдерживает четкий астинатный ритм.
Мама: "Настоящий ансамбль получился. Доченька, у тебя щечки разрумянились!"
Кристина: "Лука Лукич, теперь это моя птичка? Здорово! А мы сказку будем сочинять?" Она помнит, что по телефону мы договорились сочинять сказку.
Кристина: "Я название скажу. Итак: «ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ». Жили-были три медведя. Однажды они проснулись, а один медвежонок горько плачет".
Лука: "Что ты плачешь?"
Кристина: "Я потерял свою любимую ложку".
Лука: " Медвежата надели рюкзачки и пошли в поход".
Лука передает Кристине медвежонка, что сидит на диване. Кристина встает и достав из шкафчика ещё двух медвежат, раздает игрушки маме и тете Марине. Себе оставляет самого маленького медвежонка...
Лука: "Пошли в поход и запели:
Неуклюжий медвежонок
жил в берлоге с мамой, с папой.
Был послушный, как котенок,
от природы косолапый.
Никогда медведь не плакал
знал он песен очень много…"
(Лука поет, все подыгрывают на инструментах.)
" Шли они, шли, и на встречу им…"
Кристина: "Волк! Они испугались".
Марина: "Не бойтесь! Я добрый волк. Я тоже хочу искать любимую ложку с вами".
Мама: "Пойдём к собаке Гуффи, она нам поможет".
Медвежонок, Гуффи и серый волк находят ложку у сердитой собаки.
Кристина вставляет Медвежонку ложку в лапы. Медвежата подпрыгивают от радости.
Кристина: "Они устали. Тихо, Медвежонок засыпает".
Кристина укладывает его на подушку, начинает наигрывать на свистульке. Лука поет колыбельную. Кристина начинает говорить шёпотом, остальные тоже.
"Лука Лукич, как ты думаешь, что ему снится?" – спрашивает Кристина шепотом.
Лука достает из чемоданчика зеркальце, кладёт рядом с медвежонком: "Я вижу в своё зеркальце, что медвежонку снятся хорошие сны. Сейчас я снимаю их ваткой в специальную коробочку, чтобы потом в своей лаборатории сделать из этого специальный порошок. Если его выпить, начинают сниться прекрасные сны". "Когда у медвежонка с собой ложка, у него в глазах прекрасные сны… А мне не снятся сны. Дашь мне твоего порошка?"
Затем Кристина и доктор рисуют и обмениваются рисунками. Кристина рисует Лукича в детстве и просит разрешения раскрасить одноцветный рисунок доктора, чтобы повесить на стену.
После чая Кристина "лечит" Луку и надевает ему колпачок от страха: "Страх, беззубый старичок, полезай-ка в колпачок!"
Мама: "Это как раз для нас колпачок, когда уколы делаем".
Кристина: "Мучают меня!.."
Фотографируемся, Кристина держит Луку на коленях.
Кристина: "Я пойду, Лукич, лягу. Пока!"
Июля 2001 года.
Кристина только проснулась: долго спала после трудного дня: ездили в Новоспасский мужской монастырь к Святой Матроне. Кристина в кровати: болит спинка. Реприза с открыванием чемоданчика. Кристина рассматривает бусинки, достает кусочек глины, мнёт в руках: "Ты слепи кого-то". Леплю коня. Кристина: "А ещё слепи того, кто будет на лошади". У меня получается медвежонок. "А можно слепить дом, и в нём все?" Дом вырезаю из бумаги: с окошками и дверкой. Пытаемся сочинять сказку, но сегодня это не получается. Кристина просит спеть. Устраиваем вместе с мамой и папой оркестрик, поём и играем.
Говорит она мало. Молча перебирает реквизит в чемоданчике Лукича, находит шприц и делает Луке укол.
"Давай рисовать!" Встает с кровати: "Быстрей кресло, мамочка! Больно стоять!"
Начинает пастелью затушевывать лист, мгновенно устает, ложится. "Давай попоём".
Лукич снова раздаёт инструменты, звучат песенки о лошадях.
" Мама, закрой меня. Извини, Лука Лукич, я с тобой мало поиграла…"
Августа 2001 года.
Мама: "Когда звонок услышали, у Кристинки аж дыхание…"
Кристина, перебивая маму: "Дыхание остановилось!"
Мама: "Так ждала!"
Полтора месяца они жили на даче, приехали на три дня. У Кристины 7 августа был день рождения, и сегодня Лука Лукич приготовил ей подарок: театрик с картонными куколками к сказке "Дюймовочка".
Кристина ложится на диванчик у окна. Луку я сажаю рядом с ней, а сама начинаю представление. Играю на блок-флейте и рассказываю сказку.
Внезапно Кристиночку охватывает боль. Мы помогаем ей дойти до кровати. Кристина кричит от боли, мама даёт лекарство. Обезболивающее действует все более короткий срок.
Я собираю реквизит, подхожу к кроватке попрощаться. Мама Лейла гладит Кристиночке плечико. Девочка наша лежит на левом боку, лицом к стенке. Лука гладит спинку: "Пока, моя дорогая, отдыхай".
Кристина (обезболивание уже подействовало): "Сыграй ещё на флейте". Сажаю Лукича, играю ирландскую мелодию.
Кристина: "Я хочу тоже играть".
Приподнимается в кровати, мама подкладывает подушку. Показываю, как ставить её нежные пальчики на флейте. Кристина извлекает несколько негромких звуков. Тихо улыбается: "Получается, Лука Лукич."
И через некоторое время: "А спой, как в церкви поют…" Я пою псалом "Благослови, душе моя Господа…"
"Мне нравится, как в храме поют". Рассказывает, как купалась в Святом источнике села Талеж под Чеховым.
А потом с небольшой паузой: "Сыграй "Пусть бегут неуклюже…", а мы с мамой споём?"
Играю, они поют, обнявшись.
Сентября 2001 года.
Вернулись на днях из-за города. Сегодня дома папа Борис, они с Кристиной рисуют покемонов.
Лука садится у постели: "Здравствуй, моя милая! Поздравляю тебя с… пятницей!"
Кристина смеётся.
" Я принёс тебе подарок". Достаёт из чемоданчика театральную марионетку в розовом одеянии.
Кристина: "Ух-ты!!!" Берёт, покачивает куколку на ниточках, что-то напевает.
"А это что еще у тебя?" - "Музыкальный инструмент, металлофон. Сыграть?" - "Можно я сама?" Начинает наигрывать необычную импровизированную, завораживающую ритмом и мелодической интонацией мелодию по полутонам.
Лука: "Хочешь попробовать с флейтой? Играй: ре-фа-ре-фа (D-F-D-F)"
Кристина повторяет, я играю старинную мелодию, но через несколько тактов слышу, что молоточки металлофона выстукивают первоначальный наигрыш: A-A-B-H, A-A-B-H, C-C-Cis-D, C-C-Cis-D...
Кристина: " Наигралась, спасибо." Щиплет Луку за нос.
Лука: " Все бедного Лукича за нос дергают!"
Кристина: "А я твой нос люблю…Спать уже хочется".
Мама: "Кристиночка, ты ляжешь?"
Кристина, обращаясь к Луке: " Извини меня , пожалуйста…Приезжай ещё поскорей".
Мама переносит девочку на кровать: Кристина сама не ходит.
Меня провожает Борис, рассказывает, что после купания в Святом источнике последнее время сильных болей почти нет. Они ждут улучшения состояния Кристиночки…
Октября 2001 года.
Собираюсь к Кристине, уже договорилась с мамой о времени. В последний момент перед выходом – звонок. Лейла передает слова Кристины: "Скажи Луке Лукичу, пусть приезжает, когда я буду чувствовать себя получше. Что ж он приедет, а я такая, и даже поиграть с ним не смогу."
-Извините нас, Лариса.
-Хорошо, я буду звонить, а Лука Лукич напишет письмо.
Октября 2001 года.
Звоню почти через день. Кристина в основном спит. Сегодня мама позвонила сама, рассказала, что Кристине тяжело дышать, отек легких. С утра "еще ничего", к вечеру боли усиливаются. Все понимает, говорит: "Ничего не надо, уйди, я хочу одна…" Или стонет и просит: "Мамочка, ну, пожалуйста!!!"
Я спрашиваю, получили ли они письмо? Не смотрели ещё в ящике: не отходят от Кристиночки.
Октября 2001 года.
У Кристины был Аркадий Николаевич. Письмо от Луки Лукича ей прочитали - она не отреагировала, но всё слышала. Я понимаю, что Кристину больше не увижу…
Она тихо отошла 16.10.2001 г. в 13 часов 30 минут…
Октября 2001 года.
Лейла по телефону: "Ночью перед смертью говорила тихо-тихо, по три-четыре буквы произносила от слова. И вдруг так чётко: "Я хочу мороженого".
Она не спала. Ночью спокойная была, не кричала. Я не могла понять, как такое может быть, думала это от лекарств. А утром совсем плохая.… При всех умерла…Спокойно-спокойно… Пусто. Всё её здесь: вещи, игрушки.… Но она хоть отмучилась. Такие мучения ребёнок перенёс. Ничто не радовало…Ничего не надо было. Сама устала. Потому, может быть, так и лучше для неё… Она такая взрослая лежала, как невеста, в восемь лет. Спокойная, спокойная…"
ПРИЛОЖЕНИЕ
Статьи из сборника
Puppets and Therapy