Б) ищет глазами ребенка, издающего звуки

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком, ле­жащим в манеже на спине между другими детьми.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса к ним, взрослый перекладывает детей так, чтобы рядом с наблюдаемым ребенком были дети, находящиеся в положительном эмоциональ­ном состоянии; взрослый, разговаривая с этими детьми, тормо­шит, радует их.

Поведение ребенка: услышав звуки, издаваемые лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосре­доточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплек­сом оживления.

3. Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

Материал — две погремушки (шарики на кольцах диаметром 10 — 15 см), висящие на цветных лентах на высоте 10 — 15 см над грудью ребенка, справа и слева (в манеже и в кроватке, в которой игрушки подвешивают на перекладине над кроватью).

Методика выявления: наблюдают за ребенком, лежащим под игрушками.

Помощь ребенку: если ребенок неподвижен, вызывают у него комплекс оживления. Если движения рук слабые, ребенок под­нимает их невысоко и нешироко разбрасывает, игрушки опус­кают ниже, на необходимую высоту, и сдвигают ленты до ши­рины размаха рук.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, на какой высоте подвешены игрушки в кроватке, наталкивается ли на них руками ребенок.

Поведение ребенка: оживляясь, выпрямляет руки и наталки­вается на игрушку (одну или обе) 2 — 3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.

Взрослый отвечает положительно на оба вопроса.

4. Движения общие:

А) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1мин).

Материал — яркая погремушка.

Методика выявления: ребенка кладут на живот и наблюда­ют в течение 2 с.

Помощь ребенку: если ребенок не поднимает голову, разго­варивают с ним, гремят погремушкой на высоте 20 — 30 см над подстилкой на расстоянии 50 — 70 см от ребенка. Если он не пы­тается поднять голову, ему помогают, проводя рукой вдоль по­звоночника.

Поведение ребенка: сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохра­няет это положение в течение 1 мин;

Б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).

Методика выявления: ребенка держат на руках вертикаль­но, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под мыш­ки (под грудью).

Поведение ребенка: удерживает голову прямо в течение 30 с;

В) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Методика выявления (разрешается проверять только у ре­бенка, удерживающего голову в вертикальном положении): взрос­лый берет ребенка под мышки лицом к себе и опускает на твердую опору. Не следует ставить его.

Помощь ребенку: если при прикосновении к подстилке упо­ра ног не возникает, надо положить ребенка на спину и, при­жав обе ступни его ног к твердой вертикальной опоре или свое­му животу, погладить обе ноги ребенка от передней внутренней и наружной боковой стороны бедра до ступни; перевернув ре­бенка на живот и прижав обе ступни его ног к своему животу, поглаживать его ноги по задней поверхности бедра от ягодиц до ступни, затем провести легкое поглаживание ступней ног, зах­ватывая внутренний и наружный своды стопы и пальцы, после чего необходимо проверить возникновение упора ног ребенка в вертикальном положении.

Поведение ребенка: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется).

Методика выявления: к лежащему на спине ребенку по­очередно (с паузой 3 — 5 с) повторно подходят и наклоняют­ся над ним мать (или близкий человек) и незнакомый взрос­лый. Ласково говорят с ним. При отсутствии реакции (в доме ребенка) на знакомого человека вызывающим радость может быть музыкальный воспитатель, логопед, один из воспитате­лей, няня группы.

Поведение ребенка: на знакомого человека смотрит выжи­дающе, радостно улыбается. При повторном появлении ожив­ляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу переводит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме ребенка реакция может отсутствовать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) поворачивает голову в сторону невидимого источни­ка звука и находит его глазами.

Материал — громко звучащая погремушка, шуршащая бумага.

Методика выявления: вне поля зрения ребенка, лежаще­го на спине, на расстоянии 50 — 70 см, гремят погремушкой 3 — 4 раза (паузы — 2 с) или шуршат бумагой. В помещении должно быть тихо.

Поведение ребенка: слушает в течение 2 — 3 с и четко по­ворачивает голову в сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушку или бумагу, смотрит на нее в течение 10с;

б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую ме­лодии.

Материал (можно без материала) — металлофон, губная гармошка.

Методика выявления: ребенок лежит на спине, спокоен. Взрослый, стоя над ним, играет или поет колыбельную (спо­койную) песню. Пауза — 15 — 30 с. Затем играет или поет ре­бенку оживленную плясовую мелодию. После паузы 15 — 30 с опять поет колыбельную.

Помощь ребенку: если у ребенка не появляется адекват­ной ответной реакции на мелодию, разрешается повторно петь или играть плясовую мелодию, одновременно оживлен­но двигая его руками и ногами, поглаживая ручки и ножки во время звучания колыбельной мелодии.

Поведение ребенка: спокойно слушает колыбельную, смот­рит на поющего. Движения заторможены. Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляет­ся комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется в течение 5 — 10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социальное поведение:

Наши рекомендации