Тема 11. Направленность и мотивированное поведение личности
1. Установки и направленность личности.
2. Понятие мотивации. Мотивация и деятельность.
3. Мотивированное поведение личности.
Список литературы (основной):
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список литературы (дополнительный):
Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1980.
Маслоу А. Дальние резервы человеческой психики. – М.: Наука, 1999.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. / Под ред Б.М.Величковского. – М.: Педагогика, 1986. Т.1. С. 56-77.
Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001.
Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М.: Просвещение, 1969.
Тема 12. Характер
1. Понятие характера, его специфические особенности.
2. Физиологические основы характера. Темперамент и характер.
3. Структура характера и ее свойства.
Список литературы (основной):
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список литературы (дополнительный):
Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С 172-179.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо; Юрайт, 2002.
Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С. 167-172.
Лазурский А.Ф. Очерки науки о характерах. – М.: Наука, 1995.
Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969. С. 277-331.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. Пермь, 1990.С.3-23.
Общая психология / Под ред. А.В.Петровского, 2-е. изд. – М.: Просвещение, 1976. Гл. 17 (глава написана В.С.Мерлиным).
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Тема 13. Типологии характеров
1. Типологии характеров.
2. Понятие и типологии акцентуаций характера.
Список литературы (основной):
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список литературы (дополнительный):
Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С. 270-288.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М.: МГУ, 1982. С. 288-315.
Психология и психоанализ характера // Хрестоматия по психологии и типологии характеров /Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М.: Прогресс-Универс, 1993.
Тема 14. Способности
1. Подходы к пониманию способностей в зарубежной и отечественной психологии.
2. Методологические проблемы соотношения способностей и деятельности, способностей и склонностей, способностей и навыков. Роль личности в развитии способностей.
3. Физиологическая основа способностей. Задатки и способности.
Список литературы (основной):
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список литературы (дополнительный):
Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо; Юрайт, 2002.
Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. 1986. №5. С.18-30.
Губанов Н.И., Царегородцев Г.И. Биологическая и социальная детерминация способностей: методологический аспект // Философские науки. 1988. №2. С.23-35.
Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990. С.27-58.
Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. Т.1. С. 15-41.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т.4. №5. С.3-11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. С. 15-56.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
Тема 15. Виды и уровни развития способностей
1. Виды способностей.
2. Характеристика общих способностей:
а) интеллект и обучаемость
б) творческие способности личности
3. Уровни развития способностей.
Список литературы (основной):
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список литературы (дополнительный):
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. №2.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2000.
Карпов Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // Вестник МГУ. Серия 14. Психологии. 1990. №2.
Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. Т.1.
Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996.
Тема 16. Одаренность
1. Понятие одаренности.
2. Специфические особенности проявлений детской одаренности.
3. Признаки одаренности.
4. Виды одаренности, их характеристика.
Список литературы (основной):
Маклаков А.Г. Общая психология : Учеб. - СПб.: Питер, 2000, 2003.
Общая психология в педагогическом вузе. Пермь, ПГПИ, 1990.
Список литературы (дополнительный):
Вяткин Б.А., Таллибулина М.Т. Одаренность в свете учения об интегральной индивидуальности // Вестник ПГПУ. 2003. №1. С. 19-26.
Рабочая концепция одаренности. – М., 2003.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. Т.1.
Фриман Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований // Иностранная литература. 1999. №11.