Классификации видов мыслительной деятельности
I. По характеру решения задач:
1) теоретическое (открытие законов, свойств);
2) практическое (выработка целей и планов).
Практическое и теоретическое мышление одновременно являются и видами мышления и уровнями его развития (теоретическое считается более совершенным, чем практическое, а понятийное мышление совершенней образного). Но с другой стороны каждый из представленных видов может развиваться относительно независимо (например, наглядно-действенное мышление высококвалифицированного рабочего может быть более развитым и эффективным, чем понятийное мышление студента, или наглядно-образное художника может быть совершеннее, чем словесно-логическое художника). То есть практическое мышление может быть более сложным, чем теоретическое.
Разница между теоретическим и практическим мышлением (по Теплову): 1) работа практического мышления в основном направлена на развитие частных конкретных задач (на выработку планов и целей). Оно нацелено на решение практических задач – его выводы непосредственно проверяются практикой; 2) работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей (открытие законов, свойств). Теоретическое мышление опосредованное, оно проявляется на практике лишь в конечных результатах его работы. Мышление теоретическое характерно для научной деятельности.
Рассмотрим основные виды мышления по характеру решения задач более дифференцированно.
Виды мышления.
Теоретическое Практическое
1. Понятийное 1. Наглядно-образное
2. Образное 2. Наглядно-действенное
1. Теоретическое понятийное мышление – это мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задач обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым от органов чувств. Он ищет решение сначала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
2. Теоретическое образное мышление. Материалом для решения задачи является не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этим мышлением пользуются люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач образы мысленно преобразуются, и человек в результате манипуляции ими непосредственно усматривает решение интересующей его задачи.
Эти два вида мышления, как правило, сосуществуют. Теоретическое понятийное мышление даёт абстрактное, но более точное отражение деятельности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное.
3. Наглядно-образное мышление - мыслительный процесс в нём связан с непосредственным восприятием окружающей действительности. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. /Образы теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти, а затем преобразуются./
Эта форма мышления хорошо представлена у детей дошкольников. Этот вид мышления развит очень хорошо у людей, которым приходится принимать решения о предметах деятельности только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
4. Наглядно-действенное мышление представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задач являются правильные действия с соответствующими предметами. Это мышление широко представлено у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание конкретного материального продукта.
II. По формам:
1) наглядно-действенное (предметно-действенное) – решение задач с помощью реального физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов (вид мышления, связанный с практической деятельностью над предметом). В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для детей до 3-х лет мыслить о предметах означает действовать, манипулировать ими.
У взрослых наглядно-действенное мышление хорошо развито у конструкторов–технологов, химиков-аналитиков;
2) образное мышление опирается на восприятие или представления. Связано с представлениями ситуаций и их изменениями. Многообразие образов связано с воображением, так как устанавливаются новые связи между предметами и их свойствами. Такое мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста, развито у художников, музыкантов, актёров. Использование наглядности в обучении – это использование наглядно-образного мышления;
3) абстрактное (отвлечённое, словесно-логическое, абстрактно-логическое ) – это мышление понятиями, логическими конструкциями. Оно существует на базе языковых средств общения. Представляет наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре абстрактного мышления формируются и функционируют различные виды обобщения.
III. По степени развёрнутости:
1) дискурсивное (развёрнутое, пошаговое) - рассудочное, понятийное, логическое, опосредованное;
2) интуитивное - быстрое без чётко выраженных этапов.
IV. По степени новизны и оригинальности:
1) репродуктивное (воспроизводящее);
2) продуктивное (творческое).
V. По участию воли:
1) произвольное;
2) непроизвольное.
VI. По степени ухода от действительности:
1) реалистическое;
2) аутическое – уход от реальности. Болезнь порождает иллюзию, а не истины.