Раздел i конфликты и их развитие
СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................................... 5
Раздел I. Конфликты и их развитие
Глава 1. Формирование основ конфликтологии...................... 10
1.1.Накопление знаний о конфликтах............................. 10
1.2. Становление конфликтологии как науки.................. 14
1.3. Современные концепции конфликта......................... 23
Контрольные вопросы и задания.................................... 31
Глава 2. Характеристика конфликтов..................................... 32
2.1. Определение конфликта............................................. 32
2.2. Функции конфликта.................................................... 40
2.3. Классификация конфликтов....................................... 49
Контрольные вопросы и задания.................................... 54
Глава 3. Источники конфликтов и стрессов............................. 55
3.1. Факторы поведения человека.................................... 55
3.2. Групповые интересы и цели...................................... 66
3.3. Непосредственные причины конфликтов.................. 74
3.4. Взаимосвязь конфликтных ситуаций
и стрессовых состояний............................................ 81
Контрольные вопросы и задания.................................... 88
Глава 4. Развитие конфликта.................................................. 88
4.1. Структура конфликтной ситуации....... .'................... 88
4.2. Динамика конфликта.................................................. 95
Контрольные вопросы и задания................................... 101
Раздел II. Урегулирование конфликтов
Глава 5. Предупреждение и урегулирование конфликтов....... 102
5.1. Методы профилактики конфликтов в организации. 102
5.2. Примирительные процедуры при трудовых спорах.......... 111
5.3. Забастовка — крайняя форма социально-трудового конфликта 121
Контрольные вопросы и задания................................... 130
Глава 6. Стратегия разрешения конфликтов.......................... 130
6.1. Стили конфликтного поведения.............................. 130
6.2. Способы разрешения конфликтов.......................... 137
Контрольные вопросы и задания................................... 142
Глава 7. Сотрудничество при преодолении конфликтов......... 143
7.1 коллектив в преодолении конфликтов................. 143
7.2. Правила ведения переговоров по спорным проблемам.... 151
7.3 Социальное партнерство.......................................... 159
Контрольные вопросы и задания................................... 166
Раздел 3. Управление конфликтами
Глина 8. Организационный механизм управления
конфликтами и стрессами........................................ 167
8.1. Организация управления конфликтами и стрессами 167
8.2. Методы управления конфликтами.................................. 173
8.3. Управление нейтрализацией стрессов.................... 183
Контрольные вопросы и задания................................... 187
Глава 9. Нормативное регулирование конфликтов................ 188
9.1. Разновидности норм и их роль в урегулировании конфликтов 188
9.2. Образцы документов, применяемых при разрешении конфликтов 192
Контрольные вопросы и задания................................... 198
Глава 10. Роль руководителя в управлении конфликтами...... 199
10.1. Руководитель как субъект конфликта.................... 199
10.2. Руководитель — посредник в конфликте....................... 206
10.3. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов 214
Контрольные вопросы и задания............................................ 218
Краткий терминологический словарь........................................ 219
Список рекомендуемой литературы........................................... 223
ВВЕДЕНИЕ
Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.
Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтезирует все то, что непосредственно относится к ее предмету.
Имея изначально комплексный характер, конфликтология находится в русле углубления гуманитарного образования. Ее изучение, без сомнения, расширяет круг и поднимет планку знаний о человеке и обществе, способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их решения.
Практическое приложение конфликтологии вызывается уже тем простым житейским обстоятельством, что, соглашаясь с распространенным утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.
Если дело обстоит именно так, нужно учиться распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентироваться в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладевать искусством управления ими. Эта задача особенно важна для менеджеров, руководителей любого уровня. Можно, пожалуй, утверждать, что для них научиться правильно вести себя в конфликтных условиях, уметь управлять конфликтами столь же обязательно, как умение читать и писать.
Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с ее теоретическим значением. Эта область науки реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные
способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.
Отсюда и проистекает спрос на конфликтологию во многих жизненных обстоятельствах, при решении совершенно конкретных проблем. Сведения, почерпнутые из этой области социального и гуманитарного знания, облегчают выбор средств для того, чтобы в наибольшей мере использовать положительный потенциал конфликтов и вместе с тем сводить к минимуму их негативные последствия.
Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.
Научный подход предполагает системно организованные, принципиально структурированные, методологически точные знания о предмете (в данном случае — о конфликтах), ориентацию на познание закономерностей реального мира и постижение объективной истины. Любая наука, включая конфликтологию, конструктивна, рассчитана на возможность практического применения полученных знаний, на выработку и внедрение новых проектов. Научное управление социальными процессами, в том числе и регулирование конфликтов, осуществляется, как правило, на основе аналитического расчета, планомерного и многостороннего влияния на участников социальных связей и взаимодействия, практического применения выверенных наукой рекомендаций.
Обыденное же знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь констатирует факты и предшествующий опыт. Потому-то здравый смысл и интуиция, основанная на чутье и проницательности, ограничены в своих возможностях, хотя и могут оказаться полезными при распознавании, предупреждении и улаживании конфликтных ситуаций, помочь прагматически приспособиться к обстоятельствам и найти практически приемлемый выход из конфликта, если уж он случился.
Разумеется, разные типы конфликтных столкновений, проявления и них избыточной социальной напряженности изучаются не ради удовлетворения любопытства и простого обогащения знаний о ПвриПвТИЯХ жизни, а для того чтобы овладеть методами (приемами и правилами) профилактики и урегулирования конфликтов.
получить конкретное представление о примирительных процедурах, позволяющих привести к согласию участников трудовых споров, имущественных тяжб, других социальных конфликтов. Важно быть готовым к характеристике и оценке соответствующих стилей конфликтного поведения, созданию и поддержанию в отношениях между людьми высокой культуры общения, взаимопонимания и сотрудничества, функционального и социального партнерства.
Главное, конечно, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов. В помощь тем, кто стремится овладеть основами научных знаний о конфликтах, предназначаются учебно-методические пособия. < рели такого рода руководств (см. Список рекомендуемой литера-| \ры) одной из первых получила известность небольшая по объему | мига «Внимание: конфликт!» Ее авторы Ф.М. Бородкин и Н.М. Ко-1п, адресуясь в основном к руководителям предприятий, рассчи-1'ЫВали на то, чтобы сформировать у них конструктивное отноше-НИО к конфликтам. Им удалось убедительно, в научно-популярной форме показать, что конфликт является одним из средств управлении, не владея или пренебрегая которым менеджер всегда снижает •ффективность управленческой деятельности.
I у же цель преследует и учебное пособие Э.А. Уткина «Конф-IиI гология: теория и практика». Рассматривая основные пути, фор-И111 методы предупреждения конфликтных ситуаций, а также раз-пин возникших конфликтов с наименьшими экономическими, ициальными и нравственными издержками от них, автор обраща-как к изучающим современный менеджмент, так и ко всем I ни им» к нему в России. .
Заметное место конфликтам отводится в ряде пособий по кадровой работе. Об этом свидетельствуют, к примеру, книги В.Р. Веснина «Практический менеджмент персонала» и В.П. Пугачева «Руководство персоналом организации», а также вузовские учебники по управлению персоналом, вышедшие под редакцией А.Я. Киба-нова, Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина.
Представляют интерес и учебные издания зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Некоторые из их привлекательны и полезны прежде всего тем, что подготовлены специалистами по управлению. Например, в наших экономических вузах пользуется спросом американский учебник «Основы менеджмента» М Меско-на, М. Альберта и Ф. Хедоури. Отдельная часть этой объемистой книги, посвященная групповой динамике и лидерству, содержит обстоятельную главу об управлении конфликтами и стрессами. Она освещает природу, типы и причины конфликтов в организациях, процесс их развертывания, структурные и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.
«Руководить без конфликтов» — под таким названием дошла до российских читателей работа немецких специалистов по психологии управления В. Зигерта и Л. Ланг. Авторы этой броско написанной книги рассматривают управленческие функции как задачу развития личности в условиях перехода от технократического и административно-бюрократического методов управления к гуманистическому. Они обращают первостепенное внимание на профилактику (предупреждение) конфликтов, снятие психологической напряженности у персонала, взаимодействие людей в духе сотрудничества.
В данном учебнике, предлагаемом вниманию читателей, дается систематический свод научных и прикладных знаний о конфликтах. Учебник открывается кратким историческим обзором формирования основ конфликтологии. Затем следует изложение теоретических подходов к определению конфликта и его функций. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации раскрываются типология конфликтов, источники и непосредственные причины возникновения конфликтных ситуаций, структура и стадии развития конфликтов, разнообразные формы их проявления, роль и значимость в социально-экономической и других сферах жизни общества.
Большое внимание уделено предупреждению и урегулированию конфликтных столкновений, выбору стилей поведения в конфлик
тах и способов их разрешения, созданию условий для эффективного управления конфликтами. При этом используются основные методы профилактики, применения нормативных актов и осуществления примирительных процедур, роль и личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов.
Для удобства пользования книгой в учебно-методических целях даются тесты, таблицы, рисунки и образцы документов, все главы завершаются перечнем контрольных вопросов и заданий. Приводится список рекомендуемой литературы по предмету.
Авторы готовили учебник по единому плану. Каждый выполнил свою часть работы: д.и.н., проф. И.Е. Ворожейкин — Введение, гл. 1, 2, 3, 4 и 6, 5.2 и 5.3 гл. 5, 10.1 и 10.2 гл. 10, Краткий терминологический словарь; д.э.н., проф. А.Я. Кибанов (руководитель авторского коллектива) — гл. 8 и 9; к.э.н., доц. Д.К. Захаров — 5.1 гл. 5, гл.7, 10.3 гл. 10.
и
РАЗДЕЛ I КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗВИТИЕ