Стили педагогической деятельности
Авторитарный стиль | Демократический стиль | Попустительский стиль |
Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Этот стиль реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. | Педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Для таких педагогов характерны активно-положительное отношение к учащемуся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. | Стремление педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Этот стиль предполагает тактику невмешательства, основу которого составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. |
Техника действий преподавателя в процессе педагогического взаимодействия:
1. Бессловесные действия.
2. Словесные действия.
3. Саморегуляция психической деятельности.
Бессловесные действия – своеобразный язык тела, который воспринимается окружающими сильнее, нежели речь, так как зрительное восприятие легче слухового.
Элементы бессловесных действий:
- «мобилизация» – индикатор готовности к общению;
- «вес» – индикатор эмоционального настроя;
- «пристройка» – непроизвольное приспособление тела к объекту взаимодействия.
Цельность образа педагога: внешний облик говорит о готовности и желании сотрудничать с обучаемыми (пятая степень мобилизации), о хорошем настроении («вес с достоинством») и отношении к студентам как к равным («пристройка наравне»).
Выделяют три типа словесных действий:
1) репрессивный – приказывать, упрекать;
2) расслабляющий – просить, ободрять;
3) деловой – приказывать-просить, упрекать-хвалить.
Наиболее продуктивным способом управления своим психическимсостоянием является недопущение возникновения негативной психической энергии. Самоценность – эмоционально-когнитивное отношение к себе и проявляется в ощущении радости от самого себя.
Достичь согласия с самим собой и через собственное постоянное развитие наладить плодотворное взаимодействие со студентами – таков главный вывод из вопроса о психотерапевтической основе профессиональной педагогической деятельности.
Основная литература:
1. Д.А. Белухин. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.: Просвещение, 1997.-72с.
2. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-С.569-578.
3.Б.Б. Айсмонтас. Педагогическая психология: Схемы и тесты.-М.: Владос,2004.-С.153-184.
4.Н.В. Самоукина. Игры в школе и дома.- М.: Новая школа,1995-144с.
Работа на занятии
Задание 1.
Заполните таблицу «Сочетаемость элементов бессловесных и словесных действий, характеризующая индивидуальный стиль профессионального поведения преподавателя» (совместно с преподавателем)
Основы взаимо- действия | «Вес» | «Прис-тройка» | Словесные действия | Фон общения | Характер совместной деятельности | Стиль про- фессиональ- ного поведения |
АВТОРИ- ТАРНЫЙ | ||||||
ЛИБЕРАЛЬ- НЫЙ | ||||||
ДЕМОКРА- ТИЧЕСКИЙ |
Задание 2.
Дайте 10 ответов на вопрос: «Какими профессионально важными качествами личности должен, по вашему мнению, обладать «идеальный педагог»? Сделайте это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, как они сразу приходят в голову.
1. _______________________ и т.д.
10. ______________________
Затем справа проранжируйте данные характеристики по их предпочтительности, важности в профессиональной деятельности педагога, а слева – самооценочную работу. Сравните полученные результаты.
Задание 3.
Игра для развития педагогической интуиции (Н.В. Самоукина).
1. «Барабан – скрипка»
Представьте себе, что все люди могут быть подразделены на две большие группы – «барабаны» и «скрипки». «Барабаны» – это те, кто обладает устойчивой психикой, спокойствием. Для того, чтобы получить их реакцию, необходимо весьма сильное воздействие. «Скрипки» – это те, которые характеризуются высокой чувствительностью, эмоциональностью, быстрой реакцией.
«Барабаны» – это выносливые люди, и хотя звуки, которые они издают, несколько грубоватого звучания, но трудолюбия и упорства им не занимать. «Скрипки» – это люди тонкого склада, воздействие большой силы может вызвать у них шоковое состояние, а на нежное, ласковое прикосновение они отвечают красивым гармоничным звуком.
Возьмите список своей группы и каждого отнесите в одну группу («барабанов»), либо – в другую («скрипок»).
К какой группе Вы могли бы отнести самого себя.
Продумайте, как следует общаться с «барабанами» и «скрипками». Чего Вы можете от них ожидать?
2. «Отгадай по ассоциации»
Цель игры состоит в отгадывании человека, которого задумала группа. Все участники садятся в круг и среди них, по желанию, выделяется ведущий. Он выходит из аудитории, а группа в его отсутствие выбирает человека из оставшихся в аудитории участников. Каждый игрок придумывает ему характеристику, используя при этом определения погоды, цветов, деревьев, предметов одежды и др. по договоренности с группой.
Задача ведущего состоит в том, чтобы отгадать человека, задуманного группой.
Итоговый контроль
I. Заполнить пробелы:
1. Педагогическое взаимодействие состоит из двух взаимосвязанных процессов: совместной деятельности и … .
2. Дидактическая способность – способность … учебный материал.
3. … способность – способность предвидеть ход и результат учебного процесса.
4. ... – индикатор эмоционального настроя и физического самочувствия.
II. Выберите правильный ответ.
1. Основные элементы бессловесных действий педагога:
а) «мобилизация»;
б) «релаксация»;
в) «пристройка»;
г) «перцепция».
2. Либеральный стиль характеризуется:
а) пониженной мобильностью;
б) повышенной мобилизацией;
в) «легким весом»;
г) «весом с достоинством»;
д) все ответы неверны.
3. Существует несколько степеней «мобилизации», а именно:
а) 9 б) 11 в) 7 г) 10
III. Верно или неверно?
1. Бессловесные действия – действия, которые создают внешний облик человека.
2. Перцептивная способность – способность к самооценке и самоанализу.
3. Диалогическая форма педагогического общения составляет сущность педагогического взаимодействия.
Тема: Учебная деятельность учащегося. Мотивация учения.
Цель занятия: Получить представление о мотивах учебной деятельностии их влиянии на учебную деятельность учащихся.
Информационный материал:
Учащийся (студент) как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической, т.е. с точки зрения особенностей психических процессов, состояний и свойств;
2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения;
3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, телосложение, рост и т.д.
Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
Условия успешного обучения в вузе:
- довольно высокий уровень общего интеллектуального развития;
- высокая позитивная мотивация или работоспособность;
- скорейшая адаптация к новым условиям обучения;
- хорошая обучаемость, т. е. высокая интеллектуальная лабильность;
- сформированные познавательные и профессиональные интересы;
- способности;
- адекватная самооценка;
- регулярность самостоятельных занятий и др.
В одном из исследований (А.А. Реан) проблемы соотношения мотивационного и интеллектуального факторов обнаружился тот факт, что высокая позитивная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности или недостаточный запас знаний, умений, навыков.
Мотивация – совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающую направленность личности.
Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Учебная деятельность всегда полиомотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние (похвала и порицание, учеба ради престижа, материального вознаграждения и др.) и внутренние (собственное развитие в процессе учения, любознательность, познание нового и др.) мотивы.
По мнению педагогов-психологов, в учебной деятельности должны доминировать внутренние мотивы, сформированные как сдвиг внешнего мотива на цель.
Внешние мотивы, в свою очередь, могут быть положительными (мотив достижения успеха) и отрицательными (мотив избегания неудач). В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудач – с тревожностью и защитным поведением.
Можно выявить мотивы учебной деятельности:
М1 – направленность на приобретение знаний;
М2 – направленность на получение профессии;
М3 – направленность на получение диплома.
Среди мужчин преобладает направленность на получение профессии, в среде женщин – на получение диплома.
Высокую учебную успешность обеспечивает только направленность на приобретение знаний (М1).
Классический закон Йеркса-Додсона: чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела, достигается некоторый оптимальный уровень, а при дальнейшем увеличении силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности. Закон не распространяется лишь на познавательную мотивацию. Даже постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности.
По другим исследованиям из области педагогической психологии следует, что учебные мотивы «слабых» учащихся в основном внешние, а для «сильных» - характерна внутренняя мотивация (например, потребность в освоении профессии на высоком уровне).
Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными факторами в отношении успешности профессионального обучения. Проблема формирования позитивной мотивации учебной деятельности является одной из актуальных в педагогической психологии.
Основная литература:
1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. – Ростов-на-дону: Феникс, 2002.-С.642-669.
2. И.А.Зимняя. Педагогическая психология.- М.: Логос,2004.-С.217-232.
3. Б.Б. Айсмонтас. Педагогическая психология: Схемы и тесты.- М.: Владос,2004-С.90-101.
Работа на занятии
Задание 1.
М Е Т О Д И К А
диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.
11. Усердие – это на основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
17. У меня легко вызвать честолюбие.
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дела, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь сделать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
КЛЮЧ
Вы получили по 1 баллу за ответы «ДА» на вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «НЕТ» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы: 1, 11, 12, 19. 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.
РЕЗУЛЬТАТ
От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху.
От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации.
От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации.
Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации к успеху.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА
Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатом следующего теста «Мотивация к избеганию неудач».
Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый, или наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но и высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И, наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (зашита), это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.
Задание 2.
М Е Т О Д И К А
Диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса
Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его.
№ | |||
Смелый | Бдительный | Предприимчивый | |
Кроткий | Робкий | Упрямый | |
Осторожный | Решительный | Пессимистичный | |
Непостоянный | Бесцеремонный | Внимательный | |
Неумный | Трусливый | Недумающий | |
Ловкий | Бойкий | Предусмотрительный | |
Хладнокровный | Колеблющийся | Удалой | |
Стремительный | Легкомысленный | Боязливый | |
Незадумывающийся | Жеманный | Непредусмотрительный | |
Оптимистичный | Добросовестный | Чуткий | |
Меланхоличный | Сомневающийся | Неустойчивый | |
Трусливый | Небрежный | Взволнованный | |
Опрометчивый | Тихий | Боязливый | |
Внимательный | Неблагоразумный | Смелый | |
Рассудительный | Быстрый | Мужественный | |
Предприимчивый | Осторожный | Предусмотрительный | |
Взволнованный | Рассеянный | Робкий | |
Малодушный | Неосторожный | Бесцеремонный | |
Пугливый | Нерешительный | Нервный | |
Исполнительный | Преданный | Авантюрный | |
Предусмотрительный | Бойкий | Отчаянный | |
Укрощенный | Безразличный | Небрежный | |
Осторожный | Беззаботный | Терпеливый | |
Разумный | Заботливый | Храбрый | |
Предвидящий | Неустрашимый | Добросовестный | |
Поспешный | Пугливый | Беззаботный | |
Рассеянный | Опрометчивый | Пессимистичный | |
Осмотрительный | Рассудительный | Предприимчивый | |
Тихий | Неорганизованный | Боязливый | |
Оптимистичный | Бдительный | Беззаботный |
КЛЮЧ
Вы получите по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают
КЛЮЧ ПОДСЧЕТА
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 29/1; 29/3; 30/2.
РЕЗУЛЬТАТ
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
От 2 до 10 баллов – низкая мотивация к защите;
От11 до 16 баллов – средний уровень мотивации;
От 17 до20 баллов – высокий уровень мотивации;
Свыше 20 баллов – слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА
Результат анализируется вместе с тестом «Мотивация к успеху»
Исследования Д.Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокий уровень мотивации на успех.
Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый, или наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:
· степени предполагаемого риска;
· преобладающей мотивации;
· опыта неудач на работе.
Усиливает установку на защитное поведение два обстоятельства:
- первое, когда без риска удается получить желаемый результат;
- второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю.
Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач.
Итоговый контроль
I.Верно или неверно?
1. Учебная деятельность полимотивирована.
2. Успеваемость студентов не зависит от темперамента.
3. Высокий уровень способностей не может компенсировать низкую учебную мотивацию.
II. Заполнить пробелы:
1. … - внутреннее побуждение личности к определенному виду активности.
2. Чем выше … мотивации, тем выше результативность деятельности.
3. В учебной деятельности должны доминировать … мотивы.
III. Выберите правильный ответ.
1. Успеваемость студентов зависит от:
а) общего интеллектуального развития;
б) черт характера;
в) интересов и мотивов;
г) все ответы верны.
2. К внешним мотивам относятся:
а) процесс учения как возможность общения;
б) познание неизвестного;
в) получение прочных профессиональных знаний;
г) учеба ради лидерства и престижа.
Список литературы:
Основная литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004.-384 с.
2. Немов Р.С. Психология. (в 2-х кн.) – М.:Владос, 1997.-576 с.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М. Пед. общ-во России, 2004.- 442 с.
Дополнительная литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Логос, 2000.- 479 с.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты.- М.: Владос, 2004.-208 с.
3. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.Пресс, 1999.- 160 с.
4. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.:Просвещение, 1997.-184 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.:Просвещение, 1995.-210 с.
6. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей / Перевод с англ. Г.А.Павлова.- М.,2005.-224 с.
7. Возрастная психология: Хрестоматия / Сост.В.С. Мухина, 2003 - 624с.
8. Волков Б.С., Волкова И.В. Детская психология: Логические схемы.- М.: Владос, 2003-256 с.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов - В 2-х ч.-М., ВЛАДОС, 2005. -343 с.
10. Волкова А.А., Димитрова Л.В. « Психология и педагогика для студентов вузов.- Ростов-на-дону: Феникс, 2005.- 249 с.
11. Выготский Л.Я. Психология развития ребенка. –М.: Изд-во Смысл, 2004.- 512 с.
12. Годфруа Ж. Что такое психология.Т.2 – М.: Мир, 1997- 376с.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1986 – 256 с.
14. Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской – М:. Гардарики , 2001, 251 с.
15. Игры – обучеие, тренинг, досуг // Под ред. В.В. Петрусинского – М., 1994-135 с.
16. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии.-М.: Форум: ИНФРА-М, 2005.-288 с.
17. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. –М.: Владос, 1997.-180 с.
18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994. -126 с.
19. Крылов А.А. Психология. – М.: Проспект, 1999-584 с.
20. Кудрявцев В.Г. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. – М., 1997- 68 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2002- 468 с.
22. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – С-Пб.: ПИТЕР, 1993- 251 с.
23. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: Медпресс, 1998- 492 с.
24. Мухина В. Таинство детства. Т. 2. 3-е изд. Екатеринбург,2005.- 448 с.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.:Академия,2004.- 456 с.
26. Психология. Словарь. // Под ред. А.В. Петровского – М., 1990 – 564 с.
27. Рахматшаева В. Грамматика общения. – М.: Семья и школа, 1995.-187 с.
28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 2002-529 с.
29. Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992 – 154 с.
30. Самоукина Н.В. Игры в школе и дом. – М.: Новая школа, 1995.-144 с.
31. Смирнова Е.О.. Детская психология. - М. Вдадос,2003. -368 с.
32. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс,2002-672 с.
33. Трофимова Н.М. Возрастная психология.– С-Пб.: Питер, 2005- 240 с.
34. Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995-291 с.
35. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991-274 с.
36. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. - М.: Владос, 2004.-319 с.
Оглавление
Введение ………………………………………………………….. 3
Раздел 1. Возрастная психология…………………………………… 4
Предмет, методы и задачи возрастной психологии …………… 4
Закономерности, факторы и динамика психического и
личностного развития в онтогенезе ……………………………...10
Кризис новорожденности. Младенчество…..……………………15
Раннее детство. Кризис трех лет ………………………………... 21
Дошкольный возраст. Кризис 7 лет ….......................................... 30
Психология младшего школьного возраста ……………………. 37
Психология подросткового и раннего юношеского возраста … 43
Раздел 2. Педагогическая психология ………………………….. 49
Предмет и методы педагогической психологии ……………….. 49
Формирование знаний и умений ……………………………….. 53
Личность педагога. Психология педагогического общения ……60
Учебная деятельность учащегося. Мотивация учения ………… 68
Список литературы ………………………………………………. 78
Р Е Ц Е Н З И Я
на практикум по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология», подготовленный Коньшиной Ю.Е. для студентов заочного отделения факультета ВСО
Гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса в высших учебных заведениях предполагает преподавание психолого-педагогических дисциплин студентам и медицинских вузов.
Педагогическая и возрастная психология тесно связаны между собой общностью объекта этих наук, которым является развивающийся человек. Но если возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, то педагогическая - условия и факторы формирования психических новообразований под воздействием образования. В связи с этим все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особенностей человека, находящегося в образовательном процессе.
Представленный практикум предназначен для преподавания этих дисциплин студентам факультета ВСО. В пособии отражены учебные цели, на хорошем методическом уровне представлено содержание занятия: узловые вопросы темы, разбираемых с преподавателем, тестовый контроль освоения темы занятия, задания для учебно - исследовательской работы студентов по каждой теме занятий, литература, рекомендуемая для студентов
Зав. кафедрой педагогики и психологии А.Ф. Амиров
с курсом ИПО д.п.н., профессор