Тема 7. Психология эмоций. Психические состояния

1. Теории эмоций. Основные направления развития представлений об эмоциях.

2. Соотношение понятий "эмоции" и "чувства". Уровни эмоциональных переживаний. Функции и виды эмоциональных процессов.

3. Основные характеристики эмоций: вторичность, направленность, обобщенность, интенсивность, управляемость, динамизм.

4. Виды психических состояний: эмоциональные, активационные, тонические и тензионные. Роль и место состояний среди других психических явлений.

5. Функции состояний. Установка. Готовность. Настроение. Интерес. Фрустрация. Стресс.

6. Основные принципы классификации психических состояний: степень продолжительности, степень распространенности, степень напряженности, степень адекватности, степень осознанности

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

· Составьте структурную схему "Модель эмоций".

· Для экспериментальной работы на занятии подготовьте рисунок «Несуществующее животное».

· Рисунок выполняется чистом листе бумаги формата А4. Рисунок выполняется простым карандашом. Ручкой или фломастером рисовать нельзя. Подумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите где оно живет, чем питается, к чему стремиться (чего хочет), с кем дружит.

· Для экспериментальной работы на практическом занятии при себе иметь учебник: Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование)

Задание для самостоятельной аудиторной работы по теме занятия:

1. Самооценка психических состояний по Айзенку.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование). – С.452

2. Работа с проективной методикой «Несуществующее животное».

Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование). – С.565

Порядок работы.

Самооценку психических состояний по Айзенку

студенты выполняют самостоятельно, каждый индивидуально. В ходе работы с проективной методикой интерпретацию результатов студенты выполняют самостоятельно.

Форма отчета:

Письменный отчет по экспериментальным исследованиям.

Тестовые задания для самопроверки (выбрать правильный ответ):

1. Гомеостаз – это:

1. неуравновешенное состояние организма,

2. уменьшение импульсивного напряжения,

3. поддержание оптимального уровня активации.

4. Ни один из ответов не верен.

2. По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения:

1. обусловлены внутренней мотивацией,

2. являются результатом "силы", действующей в критические моменты,

3. в основном мотивируются достижением конечной цели.

4. Ни один из ответов не верен.

3. Материнский инстинкт:

1. еще очень распространен у людей,

2. свойственен всем приматам, кроме человека,

3. не существует в полном смысле у современных женщин.

4. Ни один из ответов не верен.

4. Привязанность ребенка к себе подобным:

1. меньше выражена у первенцев,

2. необратимо возникает в момент рождения,

3. вероятно, зависит от очень раннего контакта с родителями.

4. Все ответы верны.

5. По мнению А.Маслоу, потребность в самореализации проявляется:

1. одновременно с другими потребностями,

2. у людей, стремящихся к самоуважению,

3. у большинства людей.

4. Ни один из ответов не верен.

6. Среди различных аспектов эмоций легче всего поддаются четкому описанию:

1. внутренние переживания,

2. эмоциональное поведение,

3. физиологическая активация.

4. Ни один из ответов не верен.

7. Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:

1. от восприятия данной обстановки,

2. от уровня бодрствования,

3. от анализа полученных сведений,

4. от значения той потребности, с которой связана эмоция.

8. отрицательные эмоции возникают, если имеющаяся информация:

1. избыточна,

2. недостаточна,

3. достаточна,

4. почти достаточна.

9. Стресс связан:

1. с прогрессирующим истощением резервов организма,

2. с неожиданной и острой ситуацией,

3. со способностью каждого идти на риск.

4. Все ответы верны.

10. Термин "аффект" переводится как:

1. напряжение,

2. страсть,

3. всплеск.

11. Состояние фрустрации связано:

1. с последствиями аффекта,

2. с борьбой мотивов,

3. с непреодолимым препятствием на пути к цели.

12. Цена потребности – это:

1. соотношение максимального и минимального объема потребности,

2. чувство усталости,

3. зависимость потребности от цели.

13. Программа поведения:

1. вырабатывается индивидом самостоятельно,

2. возникает на основе общественных норм,

3. может меняться в процессе реализации.

4. Все ответы верны.

14. Экстерналы – это люди, которые в своем поведении руководствуются больше тем, что:

1. все зависит от наших желаний,

2. судьба управляет миром,

3. реальные обстоятельства нельзя предвидеть заранее.

15. Согласно У.Джемсу:

1. мы огорчены, потому что плачем,

2. мы плачем, потому что огорчены.

3. Оба ответа верны.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1995. – Гл. 6. – С. 159-192.

2. Беррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – Гл. 4. – С. 133-135; Гл. 9. – С. 286-328.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984. – С. 33-36.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. – С. 41-123

5. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987. – С. 7-79.

6. Изард К.Е. Психология эмоций /Перев. с англ. – СПб.: "Питер", 2000. – 464 с.

7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: МГУ, 1984. – Гл. 1. – С. 5-29.

8. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: МГУ, 1993. – Гл. 2. – С. 28-59; Гл. 3. – С. 68-88; 99-108.

9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. – С. 209-230.

10. Психические состояния. Хрестоматия по психологии /Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: "Питер", 2000. – 512 с.

11. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.М.Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. Установка. – С. 381-382. Готовность к действию – 75 с. Интерес. – С. 138-139. Фрустрация. – С. 394-395.

12. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса и Ю.Б.Гиппен­рейтер. – М.: МГУ, 1984.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 2. – Гл. ХVI. – С.147-181.

14. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982. – С. 25-83.

15. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1981. – С. 10-39.

16. Судаков К.В. Биологические мотивации. – М., 1971.

17. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430 с. – Гл. Искусство любить. Исследование природы любви.

Ответы к тестам

1 – 4, 2 – 1, 3 – 3, 4 – 3, 5 – 4, 6 – 4, 7 – 2, 8 – 2, 9 – 2, 10 – 1, 11 – 3,
12 – 2, 13 – 4, 14 – 3, 15 – 1.

Приложения

Наши рекомендации