Тема 7. Психология эмоций. Психические состояния
1. Теории эмоций. Основные направления развития представлений об эмоциях.
2. Соотношение понятий "эмоции" и "чувства". Уровни эмоциональных переживаний. Функции и виды эмоциональных процессов.
3. Основные характеристики эмоций: вторичность, направленность, обобщенность, интенсивность, управляемость, динамизм.
4. Виды психических состояний: эмоциональные, активационные, тонические и тензионные. Роль и место состояний среди других психических явлений.
5. Функции состояний. Установка. Готовность. Настроение. Интерес. Фрустрация. Стресс.
6. Основные принципы классификации психических состояний: степень продолжительности, степень распространенности, степень напряженности, степень адекватности, степень осознанности
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы:
· Составьте структурную схему "Модель эмоций".
· Для экспериментальной работы на занятии подготовьте рисунок «Несуществующее животное».
· Рисунок выполняется чистом листе бумаги формата А4. Рисунок выполняется простым карандашом. Ручкой или фломастером рисовать нельзя. Подумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите где оно живет, чем питается, к чему стремиться (чего хочет), с кем дружит.
· Для экспериментальной работы на практическом занятии при себе иметь учебник: Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование)
Задание для самостоятельной аудиторной работы по теме занятия:
1. Самооценка психических состояний по Айзенку.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование). – С.452
2. Работа с проективной методикой «Несуществующее животное».
Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум/ Ред.сост. Л.Д. Столяренко – Изд. 11-е. – Ростов н/д: Феникс, 2009, - 689 {10}с. – (Высшее образование). – С.565
Порядок работы.
Самооценку психических состояний по Айзенку
студенты выполняют самостоятельно, каждый индивидуально. В ходе работы с проективной методикой интерпретацию результатов студенты выполняют самостоятельно.
Форма отчета:
Письменный отчет по экспериментальным исследованиям.
Тестовые задания для самопроверки (выбрать правильный ответ):
1. Гомеостаз – это:
1. неуравновешенное состояние организма,
2. уменьшение импульсивного напряжения,
3. поддержание оптимального уровня активации.
4. Ни один из ответов не верен.
2. По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения:
1. обусловлены внутренней мотивацией,
2. являются результатом "силы", действующей в критические моменты,
3. в основном мотивируются достижением конечной цели.
4. Ни один из ответов не верен.
3. Материнский инстинкт:
1. еще очень распространен у людей,
2. свойственен всем приматам, кроме человека,
3. не существует в полном смысле у современных женщин.
4. Ни один из ответов не верен.
4. Привязанность ребенка к себе подобным:
1. меньше выражена у первенцев,
2. необратимо возникает в момент рождения,
3. вероятно, зависит от очень раннего контакта с родителями.
4. Все ответы верны.
5. По мнению А.Маслоу, потребность в самореализации проявляется:
1. одновременно с другими потребностями,
2. у людей, стремящихся к самоуважению,
3. у большинства людей.
4. Ни один из ответов не верен.
6. Среди различных аспектов эмоций легче всего поддаются четкому описанию:
1. внутренние переживания,
2. эмоциональное поведение,
3. физиологическая активация.
4. Ни один из ответов не верен.
7. Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:
1. от восприятия данной обстановки,
2. от уровня бодрствования,
3. от анализа полученных сведений,
4. от значения той потребности, с которой связана эмоция.
8. отрицательные эмоции возникают, если имеющаяся информация:
1. избыточна,
2. недостаточна,
3. достаточна,
4. почти достаточна.
9. Стресс связан:
1. с прогрессирующим истощением резервов организма,
2. с неожиданной и острой ситуацией,
3. со способностью каждого идти на риск.
4. Все ответы верны.
10. Термин "аффект" переводится как:
1. напряжение,
2. страсть,
3. всплеск.
11. Состояние фрустрации связано:
1. с последствиями аффекта,
2. с борьбой мотивов,
3. с непреодолимым препятствием на пути к цели.
12. Цена потребности – это:
1. соотношение максимального и минимального объема потребности,
2. чувство усталости,
3. зависимость потребности от цели.
13. Программа поведения:
1. вырабатывается индивидом самостоятельно,
2. возникает на основе общественных норм,
3. может меняться в процессе реализации.
4. Все ответы верны.
14. Экстерналы – это люди, которые в своем поведении руководствуются больше тем, что:
1. все зависит от наших желаний,
2. судьба управляет миром,
3. реальные обстоятельства нельзя предвидеть заранее.
15. Согласно У.Джемсу:
1. мы огорчены, потому что плачем,
2. мы плачем, потому что огорчены.
3. Оба ответа верны.
Литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М., 1995. – Гл. 6. – С. 159-192.
2. Беррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997. – Гл. 4. – С. 133-135; Гл. 9. – С. 286-328.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984. – С. 33-36.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. – С. 41-123
5. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987. – С. 7-79.
6. Изард К.Е. Психология эмоций /Перев. с англ. – СПб.: "Питер", 2000. – 464 с.
7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: МГУ, 1984. – Гл. 1. – С. 5-29.
8. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: МГУ, 1993. – Гл. 2. – С. 28-59; Гл. 3. – С. 68-88; 99-108.
9. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. – С. 209-230.
10. Психические состояния. Хрестоматия по психологии /Под ред. Л.В.Куликова. – СПб.: "Питер", 2000. – 512 с.
11. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.М.Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. Установка. – С. 381-382. Готовность к действию – 75 с. Интерес. – С. 138-139. Фрустрация. – С. 394-395.
12. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К.Вилюнаса и Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1984.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т. 2. – Гл. ХVI. – С.147-181.
14. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982. – С. 25-83.
15. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 1981. – С. 10-39.
16. Судаков К.В. Биологические мотивации. – М., 1971.
17. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430 с. – Гл. Искусство любить. Исследование природы любви.
Ответы к тестам
1 – 4, 2 – 1, 3 – 3, 4 – 3, 5 – 4, 6 – 4, 7 – 2, 8 – 2, 9 – 2, 10 – 1, 11 – 3,
12 – 2, 13 – 4, 14 – 3, 15 – 1.
Приложения