Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу “переключиться” при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
22. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Оценка умения общаться
23.Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Оценка физического развития
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила…)?
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31 Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?
Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?
Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
35. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
36. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
37. Понимает ли он, что читают слева направо?
38. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.
Уровень слуховых способностей
40. Может ли ребенок рифмовать слова?
41. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
46. Задает ли вопросы о словах, об их значении?
После того, как Вы ответили на приведенные выше вопросы, проанализировали результаты, можно провести ряд тестов, используемых детскими психологами при поступлении в школу.
Тест на общий уровень мышления, кругозора, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
1. Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов)
2. Утром мы завтракаем, а днем...(обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
3. Днем светло, а ночью... (темно = 0; неправильный ответ = -4)
4. Небо голубое, а трава ...зеленая = 0; неправильный ответ = -4)
5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?фрукты = 1;
неправильный ответ = -1)
6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1)
7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1)
8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0)
9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?(щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1)
10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3)
11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1)
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
13. Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2; неправильный ответ = 0)
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0)
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...(спорт (физкультура) =
3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ 0)
16. Какие ты знаешь транспортные средства?(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0)
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
18. Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто- то несет ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0)
20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Степень психосоциальной зрелости (кругозор)
Ребенок должен ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10.Кем работает твой папа, твоя мама?
11.Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 16, 22. Они оцениваются так:
№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла,
№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл,
№16 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл,
№22 – за правильный ответ - 2 балла,
№17 оценивается совместно с №15 и №22; если в №15 ребенок набрал 3 балла и в №17 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
если ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,
20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Подготовка к школе на «отлично»
Что делать, если ребенок не хочет идти в первый класс?
Многие современные мамы начинают готовить своих малышей к школе уже за год-два до начала занятий: к 1 сентября дети уже имеют представление о том, как будет проходить учеба, а с некоторыми будущими одноклассниками они уже давно подружились на подготовительных занятиях. Родители довольны проделанным трудом... А что думают сами дети? И что делать, если будущий школьник уже не хочет идти в первый класс?
Положительные эмоции
Независимо от того, каковы были успехи будущего первоклашки в подготовительном классе, начало учебы в школе должно быть сопряжено только с положительными эмоциями. Придумайте вместе с ребенком особые ритуалы, которые сгладят переход на более строгий школьный режим: например, делайте ребенку по вечерам успокаивающую хвойную ванну или готовьте стакан теплого напитка из взбитого в блендере молока с бананом. Или, наоборот, создайте рецепт бодрящего свежевыжатого сока, который он будет выпивать по утрам. Если его обычный режим дня сильно отличается от школьного расписания, то такую репетицию лучше начать за 2 недели до начала занятий.
Обязательно возьмите ребенка в магазин за школьными принадлежностями. Пусть он сам выберет карандаши, линейки, альбомы. А вы лишь деликатно поможете ему сориентироваться. Список необходимых канцтоваров (в разных школах они различаются) можно взять у учителя – ведь у педагогов бывают особые требования к пеналам и тетрадкам.
Если ваш ребенок еще до начала занятий выражает тревогу, боязнь или нежелание идти в школу, то стоит проконсультироваться с педагогом или психологом о причинах его страхов. Возможно, ему просто не хватает вашего одобрения и похвалы, чтобы быть уверенным в своих силах.
Позаботьтесь о здоровье вместе
Тенденция последних лет такова, что здоровых школьников с каждым годом становится все меньше. Среди самых распространенных патологий, развивающихся за годы учебы – гастрит, миопия (близорукость) и нарушения осанки. Правильно организованное «рабочее место» ребенка дома – это действительно важно! Не позволяйте ребенку делать домашние задания в той же обстановке, в которой он привык играть – при недостаточном освещении, лежа на диване, на полу и т.д.
Во многих школах сегодня реализуются программы по коррекции и укреплению здоровья детей, включающие, в том числе, и специальные упражнения (зарядки, физкультминутки, ЛФК), тематические занятия с учениками, встречи с родителями.Вы можете обратиться к справочной информации и восполнить этот пробел.
Встречи с инфекциями не избежать
С началом школьных занятий круг контактов ребенка резко расширится, что увеличивает риск заражения различными инфекциями (респираторными, бактериальными, паразитарными). Это не повод для паники, ведь речь идет о естественном процессе формирования иммунитета, через который проходит буквально каждый человек.
«Многие массовые инфекции распространяются в школьных коллективах особенно быстро еще и из-за того, что дети младшего возраста забывают соблюдать правила гигиены – не пользуются носовыми платками; в течение дня могут ни разу не помыть руки, но при этом очень часто прикасаться грязными руками к лицу – тереть глаза, грызть ногти и т.д.
«Обязательно научите своего ребенка соблюдать правила гигиены, перед тем как отправлять в школу. Подумайте заранее, какой способ профилактики респираторных инфекций вам подойдет лучше всего. Если вы планируете сделать ребенку прививку от гриппа, то нужно пройти осмотр у врача и успеть вакцинироваться не менее, чем за 2 недели до начала эпидсезона, чтобы иммунный ответ у ребенка успел сформироваться. Если вы по той или иной причине иммунизацию не прошли, то совместно с врачом можно подобрать специальные препараты для профилактики, которые помогут в эпидсезон лучше противостоять вирусам».