Тема 4.1. Психология большой социальной группы

Понятие большой группы в социальной психологии. Условные и реальные большие группы. Уровень групповой общности.

Постановка проблемы психологии больших социальных групп в истории социальной психологии (М. Лацарус, Г. Штейенталь, Е. Вундт). Психология масс (Г. Тард, Г. Лебон, Ш. Сигеле). Теория инстинктивного движения к цели В. Макдугалла. Структурализм как принцип изучения менталитета традиционных обществ (К. Леви-Стросс, Р. Якобсон). Глубинная психология (3. Фрейд, В. Райх, Т. Маркузе, Э.Фромм).

Структура группы. Отличие большой группы от толпы, массы, аудитории. Специфика психологии толпы. Закономерность поведения человека в толпе.

Литература по теме лекции:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2008.С.144 - 148

2. Морозов Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних учебных заведение. СПб.: Издательство Союз, 2000. С. 307-321.

3. Майерс Дэвид Социальная психология. СПб., 1998. С.311-353

4. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия: М., 2005. С.455-463

5. Райгородский Д. Психология масс. Изд-во Бахрах-М, 2010. – 592 с.

6. Московичи Серж. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Изд-во: Академический проект, 2011. – 396 с.

7. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». Изд-во: АСТ, Астрель, 2011. – 192 с.

Тема 4.2. Психология массы и массового сознания

Особенности массового общения. Взаимодействие интересов, слухов, традиций, мнений. Феномен общественного мнения. Функции общественного мнения: регулятивная, поведенческая, аксиологическая. Формы проявления общественного мнения. Специфика общественного мнения как группового оценочного отображения действительности. Стереотинизация оценки и роль этого фактора в формировании общественного мнения. Структура общественного мнения. Массовые настроения как более или менее устойчивые состояния общества. Динамизм массовых настроений. Слухи как социально-психологические явление. Модель слуха, этапы его формирования. Основы психологии, слухов, Основные социально-психологические исследования в. России и за рубежом по проблеме общественного мнения.

Литература по теме лекции:

1. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб, 2000. – 458 с.

3. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

4. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб, 2002. -

5. Чалдини Роберт Психология влияния. СПб., 2007. – 286 с.

6. Шейнов В.П. Убеждающее воздействие. Изд-во: Харвест, 2010. – 368 с.

Тема 4.3. Психология этнических общностей

Понятие психологии этноса. Социокультурные основы формирования социальной психологии этноса, народности, нации. Исторические, социально-экономические, культурные основы психологии наций. Национальные традиции, привычки.
Национальное самосознание, самоидентификация.

Понятие национального характера. Социально-психологические функции национального самосознания и характера. Динамика и стереотипизация национального самосознания в межличностном общении. Преодоление ущербности межнационального сознания. Проблема ответственности наций. Психология национализма и этноцентризма. Социально-психологические основы взаимоотношения наций в условиях современного мира.

Литература по теме лекции:

1. Севастьянов А.Н. Этнос и нация. М.: Книжный мир, 2008. – 438 с.

2. Гранин ЮД. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: Опыт философско-методологического исследования. М.: Книжный мир, 2007.

3. Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник /Под редакцией М. Росенко. Изд-во: Петрополис, 2007. – 136 с.

4. Почебут Л.Г. Социальные общности. Психология толпы, социума, этноса. Изд-во: СПб Университета, 2005. – 290 с.

5. Лебон Г. Психология народов и масс. Изд-во: Академический проект, 2011. – 240 с.

6. Вендт В.М. Проблема психологии народов. Изд-во: Академический проект, 2011. – 144 с.

7. Московичи Серж. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Изд-во: Академический проект, 2011. – 396 с.

Тема 4.4. Психология межгрупповых отношений

Понятие социальной напряженности. Взаимосвязь социальной напряженности и конфликтов. Специфика социальной напряженности как массового адаптационного синдрома. Формы проявления социальной напряженности. Механизм социальной напряженности. Функции социальной напряженности (деструктивная, конструктивная). Уровни социальной напряженности. Фоновые причины социальной напряженности. Локальные (точечные) причины социальной напряженности. Иерархия причин социальной напряженности (зависимость от состояния экономики, компетентности власти, управленческая Неподготовленность, отсутствие опыта работы с. людьми). Типы реагирования на социальную напряженность (адаптация, — агрессия, — депрессия, конфликты). Социально-психологическая защита в период социальной напряженности.

Литература по теме лекции:

1. Чалдини Роберт Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. СПб.: Питер. 2011.- 286 с.

2. Шейнов В.П. Убеждающее воздействие. Изд-во: Харвест, 2010. – 368 с.

3. Шейнов В.П. Искусство убеждать. Технология скрытого управления людьми. Изд-во: Харвест, 2007. – 464 с.

4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Изд-во: Эксмо, 2009. – 869 с.

5. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. Изд-во: Академический проект, 2009. – 382 с.

Практические занятия

Наши рекомендации