Примеры родительских установок и вопросов участникам к упражнению
«Родители должны. Родители имеют право»
Утверждение участника | Вопросы к участнику | Комментарий |
Родители должны всегда любить своего ребенка/ Родители должны любить ребенка безусловно | Что для Вас означает «любить ребенка», любить безусловно? «Любить» и «проявлять любовь» – это одно и то же? А что делать, если родитель не обнаруживает в себе никакого особенно сильного чувства к ребенку? Что делать, когда родитель сердит на ребенка? А если он не может уделить ему время, внимание? | При работе с данной установкой следует подвести участников к пониманию, что родители не властны над своими чувствами, поэтому правило «должны любить» не всегда выполнимо. Невозможно всегда испытывать только положительные чувства к ребенку, но важно помнить, что ребенок всегда нуждается в проявлениях любви, и это не каприз, а потребность, удовлетворение которой лежит в основе его развития. Поэтому не следует испытывать чувство вины за свои «неправильные» чувства, однако надо помнить, что ребенок нуждается в положительном отношении независимо от вашего настроения. |
Родители должны дать ребенку все самое лучшее | Как родители узнают, что для ребенка самое лучшее? Всегда ли представления о самом лучшем совпадают у детей и родителей? Что стоит за желанием дать детям то, чего никогда не получали родители? Ваш ребенок хочет того же, что и вы? Стоит ли спросить ребенка о его желаниях? | Родители часто стремятся дать детям то, чего сами недополучили в детстве, подменяя желания ребенка своими собственными, считая, что они лучше знают, что сделает ребенка счастливым. Для удовлетворения истинных желаний ребенка надо прислушиваться к нему, а не к своим желаниям. Своижелания надо реализовывать в своей жизни, а не в жизни ребенка. |
Родители должны жить ради ребенка | Что значит «жить ради другого человека»? Чем ребенок должен будет отплатить за это? Не станет ли ребенок ответственен за счастье своих родителей? Что родители будут делать, когда ребенок вырастет и уйдет из семьи? Если родители живут ради ребенка, то ради кого живет ребенок? | Установка «жить ради ребенка» приводит к тому, что родитель (чаще мать) настолько растворяется в ребенке, что начинает видеть смысл собственной жизни только в нем, становится зависим от него, теряет собственные интересы. Чаще это происходит, если человек чувствует себя не состоявшимся в жизни. Ребенок же, стараясь реализовать желания родителя, вынужден отказывать себе в достижении собственных целей, подменяя свою жизнь жизнью родителя. Он оказывается ответственным за счастье и благополучие родителя, но при этом не способен взять на себя ответственность за собственную жизнь. Другой вариант развития событий – потребительское отношение к родителю, стремление только брать, ничего не давая взамен, несамостоятельность во взрослой жизни. |
Родители имеют право на любовь и уважение ребенка | Каким образом ребенок должен проявить любовь и уважение? Как он узнает, что родитель ждет от него таких проявлений? Что будет, если ребенок не сможет дать родителю тех проявлений любви, которые он ждет? А если ребенок проявит любовь другим способом? Что делать, если ребенок проявил неуважение? | Все родители ждут ответной любви и уважения от ребенка. Это желание естественное и вполне оправданное: если ты вкладываешь силы, ты хочешь видеть отдачу. Но надо помнить, что способы проявить любовь у ребенка могут не совпадать с теми, которых ждет родитель. Довольно часто родители манипулируют чувствами детей, подменяя понятия. «Почему ты не хочешь суп, я же так старалась, ты меня не любишь?» «Ты меня не любишь, если не можешь вернуться домой к одиннадцати!» Ожидаемые родителями проявления любви со стороны ребенка не должны входить в противоречие с его жизненными потребностями и требовать от него отказа от важных целей, желаний. Это не значит, что родитель не может потребовать возвращения домой к одиннадцати, но это требование должно объясняться соображениями безопасности ребенка и наличием у родителей собственных потребностей, которые, живя с родителями, ребенок должен уважать, а не наличием/отсутствием чувства любви. |
Родители имеют право контролировать ребенка | Что лежит в основе желания контролировать ребенка? Кто будет устанавливать границы контроля? Какие сферы жизни ребенка родители могут контролировать? Какими способами они могут осуществить этот контроль? В чем заключается смысл/функция контроля за ребенком? В каком возрасте контроль должен прекратиться полностью? | Функция контроля за ребенком требует очень внимательного и осознанного отношения со стороны родителя. С одной стороны, она обязательна, ни один родитель не может отказаться от контроля за ребенком, с другой стороны, нужна особая чуткость и интуиция, чтобы установить границы этого контроля, не «перетянуть гайки» и не «пустить все на самотек». Для этого опять же важно уметь прислушиваться к себе, быть честным с собой. Кому на самом деле нужна «пятерка» по математике – ребенку или мне, чтобы им гордиться? Кому надо, чтобы ребенок пришел домой к девяти – ребенку или мне, чтобы не волноваться? Только определив истинные мотивы своих требований, родитель может взять на себя ответственность за них и договариваться с ребенком на равных, контролировать его, не ущемляя его права. |
Приложение 30
Бланк
опросника «Оценка уровня информированности»[47]