I релаксационный тренинг
ББК88.4
Г 78
Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — СПб.: Издательство «Речь», 2005. — 60 с.
ISBN5-9268-0202-4
Упражнения, представленные в этой книге, направлены на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от «брони характера» и т. д. Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.
Книга будет интересна для психологов, актеров, режиссеров, физиологов, а также для широкого круга читателей.
ББК88.4
Чтобы творить-
надо думать около
Сурье
Проблема художественной одаренности и развития творческих способностей требует многостороннего подхода и поиска нетривиальных путей для ее решения. Личность художника включает в себя целый комплекс психофизиологических особенностей, отличающих художника от не художника. Изучением таких специфических качеств личности наука занимается давно, но лишь в последние годы были предприняты попытки изучения динамики изменений названных особенностей в процессе профессионального становления. В частности, эта тема стала ведущей в совместной исследовательской работе Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Института мозга человека Российской Академии Наук. Уже сегодня установлены некоторые закономерности изменений психофизиологических характеристик студентов-актеров в процессе целенаправленного обучения, то есть обучения с применением специальных тренингов и упражнений, направленных на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от «брони характера» и т. д. Выявлены также некоторые характеристики, которые отличают студентов-актеров первого курса от контрольной группы студентов нетворческих специальностей. Иными словами, можно сделать вывод, что данные характеристики относятся к качествам, изначально имеющимся у одаренных людей.
Упражнения, представленные в этой книге, направлены именно на развитие творческого потенциала. Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.
Поэтому в последующем изложении, говоря о развитии тех или иных актерских качеств, мы будем иметь в виду, что они, так или иначе, присущи любому виду творческой деятельности.
Психофизический аппарат актера — уникальное явление природы.
Способность к перевоплощению определена доминантой на трансформацию своего психического. Эта особенность отличает актера от не актера. Соратник и оппонент Станиславского Н. В. Демидов называет ее способностью «отдаваться реакции, рефлекторно возникшей от восприятия воображаемого» (Демидов, 1965, с. 35).
Именно на это направлены все комплексные методики обученияактерскому мастерству, «выросшие» из системы К. С. Станиславского. Овладение элементами системы должно вести к верному творческому самочувствию. Должно вести, но не всегда ведет, поэтому уже у ближайшего последователя метода Станиславского
Г. В. Кристи «благоприятное сценическое самочувствие» становится не условием и целью, а «счастливой случайностью, на которой нельзя основывать правила». Но таким образом утрачивается ценность метода, предназначенного для обращения «счастливой случайности» в закономерность. Б. Е. Захава, перечисляя этапы освобождения психофизики актера, пишет о сознательных волевых усилиях, направленных на «освобождение внешних органов тела от излишнего напряжения», на «владение заданным объектом внимания» (Захава, 1969, с. 139-141). Но, как известно, сознательных волевых усилий для сосредоточения на заданном объекте недостаточно. Необходима мышечная свобода, а для достижения мышечной свободы нужно уметь контролировать внимание.
Этот замкнутый круг не разорвать, если не использовать принципиально новые знания о механизмах психических процессов, а также основанные на этих знаниях методы сознательной психорегуляции, применяемые уже во многих сферах человеческой деятельности (спорт, психотерапия, психология труда).
На основе проведенного анализа методов и принципов сознательной психорегуляции намечена система упражнений, которая вошла составляющей частью в профессиональную подготовку актеров. Еще одна «система»? Опять учебник «тренинга и муштры»? Нет. Этот тренинг основан на возможностях, которые были предугаданы К. С. Станиславским, но не получили развития в дальнейшем. В постижении
законов органической природы Станиславский шел сложным путем поиска, путем отказа от уже найденного. Он вынужден был отказаться от того важного периода своей деятельности, который сегодня называют «чувственным». На пороге XX века исследования в области
биоэнергетики, психотроники еще не были начаты. Станиславский основывался на психологических трудах Т. Рибо (1839-1916),
В.Джеймса (1842-1940), С. Джеймса (1843-1923), на известных ему психотехниках восточных духовных традиций. Оттуда были взяты термин «психотехника», понятия «лучеиспускание», «лучевосприятие»,
«излучение», которые в современном научном контексте не кажутся сверхъестественными.
Искусство, особенно театральное, всегда существует в конкретном
социально-историческом окружении, для него очень важна «среда обитания», его функционирование закономерно обусловливают пространственно-временные координаты («где» и «когда»). Поэтому, в силу сложившейся в стране политической и философско-идеологической ситуации, которую В. В. Кандинский охарактеризовал как «эпоху, обремененную последствиями материализма» (Кандинский, 1919, с. 39), К. С. Станиславский был обвинен «теоретиками искусства» в интуитивизме, недооценке роли сознания, в связях с «реакционной» философией Юнга, Бергсона и т. д. Как представляется, именно это удержало «систему» в рамках научного познания своего времени.
Весь ход развития взглядов Станиславского и характер его поисков указывают на понимание им необходимости специального тренинга, ориентированного на активизацию творческого потенциала и
развитие важнейшей составляющей актерской одаренности, которую он называл то интуицией, то пробудившимся сверхсознанием: «Ирреальное начинается там, где естественное, живое человеческое переживание достигает своего полного, естественного развития, там,
где природа выходит из-под опеки разума... Ум, техника слишком грубы для передачи сверхсознательного... Я всецело подчиняюсь творческой инициативе, учусь помогать ей... Индусские йоги, достигшие чудес в области подсознания и сверхсознания, дают много практических советов в этой области» (Станиславский, 1986, с. 156, 157). Методы йоги, буддизма, дзен(чань)-буддизма, обращавшиеся к ним системы актерского психотренинга (методы Е. Гротовского, Э. Барбы), психотерапевтические приемы — все это легло в основу предлагаемого тренинга.
Актуальность попытки применения методов сознательной психорегуляции в актерской психотехнике диктуется важностью изучения наследия Станиславского, необходимостью продолжения и развития его идей.
Предлагаемый тренинг является своеобразной актерской терапией, направленной на снятие психических и мышечных напряжений (зажимов), расширение сферы осознания ощущений, исследование чувств, снятие энергетических блокировок, которые притупляют восприятие, реактивность организма, на обучение тела механизму обратной связи во взаимодействии психического и физического. Цель его можно сравнить (перефразируя Гротовского) с работой скульптора,
высвобождающего жизнь из глыбы камня устранением всех «лишних» наслоений, обусловленных индивидуальным развитием личности.
В его основе лежит фундаментальное положение о торможении здорового функционирования организма механизмами
психологической защиты. «Броня» характера разрушает деятельность организма изнутри, что выражается в хроническом напряжении мышц, стесненном дыхании, в подавлении жизненной энергии. Название тренинга («тренинг участия») обусловлено его направленностью на увеличение степени участия — вовлеченности психофизики актера в происходящее здесь и теперь. Тренинг имеет личностную форму, и задача его состоит в устранении личных преград и барьеров психофизического аппарата.
Предлагаемые упражнения структурированы тематически, отдельные блоки тренинга сопровождаются краткими предисловиями, обозначающими их задачи. Подчеркнем, что почти все упражнения сразу после выполнения или по прошествии некоторого времени дают
физиологический эффект — обучающиеся чувствуют изменения в своем состоянии. Это способствует повышению веры в эффективность предлагаемых им упражнений, что само по себе способно увеличить эффективность многократно.
В упомянутом совместном исследовании эффективность использования многих упражнений проверена психофизиологически. То есть изменения обнаружены не только на субъективном, визуальном уровне, но и подтверждены объективно. Определение границ использования различных методов обучения — проблема сложная и не столько методическая, сколько личностная, соответствующая мировоззренческой позиции педагога. Поэтому предлагаемая здесь форма тренинга претендует не на единственность и завершенность, а только на необходимость подобных мер в воспитании артиста.
I РЕЛАКСАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
МЫШЕЧНАЯ ГИМНАСТИКА
Цель: мышечная релаксация отдельных групп мышц, снятие напряжений, осознание разделенности групп мышц.
Упражнение должно выполняться индивидуально, ежедневно; утром или перед сном. Как при напряжении, так и при расслаблении групп мышц должно сохраняться глубокое, брюшное дыхание.
1. Лицо: поднимите брови максимально и держите их в этом состоянии до полного изнеможения задействованных в этом движении мышц, остальные мышцы свободны. Далее сильно зажмурьте глаза, затем расслабьте их. Рот: улыбка до ушей (время напряжения здесь и далее определяется полным изнурением мышц), губы целуют, нижняя челюсть максимально «брошена» вниз, циклы «напряжение — расслабление» делаются последовательно по каждому заданию.
2. Плечи: дотянитесь плечом до мочки уха, голова
не наклоняется. Расслабьтесь. То же самое — со вторым плечом. Появилось ощущение тяжести в плечах, плечи становятся все тяжелее.
3. Руки: обе кисти крепко сожмите в кулаки. Задержитесь в таком положении. Расслабьтесь. Должны появиться теплота и покалывание в пальцах.
4. Бедра и живот: сидя на стуле, поднимите ноги перед собой. Напряжение в бедрах до изнеможения. Расслабьтесь. Противоположная группа мышц напрягается зарыванием ступней в землю. Зарывайте тверже! Расслабьтесь; расслабление чувствуется в верхней части ног, сосредоточьтесь на этом.
5. Ступни: ноги плотно стоят на полу, упражнение выполняется сидя. Поднимите пятки высоко вверх. Только пятки! Должно появиться напряжение в икрах и ступнях. Расслабьтесь. Поднимите носки ног. Напряжение в ступне и передней части ног. Расслабьтесь. При выполнении всего упражнения, начиная с лица, необходимо держать внимание на ощущениях в мышцах.
Следующий этап: напрягать отдельные группы мышц, не совершая движений, а лежа, пользуясь памятью ощущений. Дыхание брюшное!
«ЛИЦЕВАЯ ГИМНАСТИКА»
Цель: снятие мышечных напряжений, увеличение подвижности лицевых мышц. В упрощенном виде это упражнение используется в актерском тренинге: «Циферблат губами», «Вращение глазами» и т. д. Вне связи с дыханием упражнение не расслабляет мышц лица, а еще больше зажимает их. В полном виде упражнение используется при обучении актеров театра «Но».
Массаж глазных яблок: выбрать объект перед собой, расслабиться. Глубокое брюшное дыхание. Спустя 2 мин. после глубокого вдоха сделать резкий активный выдох, направив энергию выдоха в глаза; глазные яблоки, как от толчка, должны устремиться вперед на объект. Можно придумать внутреннее оправдание, но это нежелательно, так как в этом случае напрягаются мышцы век, а они должны оставаться расслабленными. Сделать 8— 10 таких выдохов. Затем выбрать объекты последовательно справа и слева от себя, а также под ногами. Сделать по 5 движений на каждый объект, чередуя их. Энергетический импульс движения глазных яблок начинается в брюшной полости вместе с выдохом.
Массаж губ: аналогичная процедура, может использоваться «циферблат», но обязательно с активным выдохом на каждое движение.
Общий массаж лица: дыхание такое же, как в предыдущих вариантах, но на выдохе все лицо, включая нос и рот, должно искривиться в маску гнева, неприязни или страха. Сделать 10 активных движений. Тело и шея должны оставаться расслабленными. Затем можно разрядиться криком, челюсть падает, рот открывается. Упражнение лучше проводить лежа.
«НАПРЯЖЕНИЕ ПОЗЫ»
Цель: высвобождение мышечного напряжения через дрожь и непроизвольные движения.
Вообще, напряженные позы составляют основу биоэнергетического тренинга, помогая избавиться от мышечных зажимов. Тело в позах максимально сбалансировано. «Динамически наклон выражает готовность к действию, энергетически — тело заряжается от ног к голове» (Lowen, 1976, р. 74).
Арка: встаньте, расставив ноги на расстояние примерно 45 см, носки повернуты вовнутрь, колени согнуты. Кулаки поставьте на поясницу и прогнитесь назад так, чтобы линия, соединяющая точку между лопатками на позвоночнике и середину расстояния между ногами, была перпендикулярна полу. Отметьте области напряжения в теле (в пояснице, передней части бедер, шее и т. д.). Дышите животом, удерживайте паузу 2—3 мин., тело максимально расслаблено. Если
поза правильна, то ноги начинают дрожать. Вибрации — это выход и ослабление хронических мышечных напряжений.
Кольцо: расставьте ноги приблизительно на 25 см, носки слегка повернуты вовнутрь, тело брошено вперед. Коснитесь пальцами рук пола перед собой, не опираясь на них. Перенесите вес тела на пальцы ног. Нужно получить состояние неустойчивого равновесия. Глубокое дыхание через рот. Удерживайте позу 2-3 мин., ноги начинают дрожать, теплота и вибрации распространяются по всему телу. Дрожь — естественная реакция тела на напряжение, показатель энергетизации мышц. По окончании поднимайтесь как можно медленнее.
Обратное кольцо: лягте на ковер. Согните колени и расставьте ноги на расстояние 30 см. Прогните спину, притягивая себя к лодыжкам руками. Только макушка, плечи и ступни касаются пола. Положите кулаки подпитки, колени выдвигаются вперед. Глубокое дыхание, максимально расслабьте ягодицы. Таз начинает дрожать. Для усиления ощущения качните таз вверх-вниз несколько раз. Прогиб назад с опорой: наклонитесь назад и для баланса слегка обопритесь руками на стоящий позади стул, разведите колени. Дышите глубоко, покачайтесь на пятках. Через 2—3 мин. таз начнет двигаться вверх
и вниз. Упражнение необходимо для снятия тазовых
напряжений.
Стойка на одной ноге: стойте на одной ноге до полного утомления мышц, изнеможения. Внимание можно сосредоточить на любом воображаемом объекте, например, совершите весь путь из дома в институт, вспоминая возникавшие по пути мысли и чувства. Это отвлечение удлиняет процесс. В таком состоянии мышцы не могут удерживать имеющиеся в них напряжения, происходит их ослабление, что ощущается через вибрации мышц.
Падение: предлагаемые падения не разучиваются. В качестве страховки используется спортивный мат. Надо встать перед ним, закрыть глаза и резко ослабить все мышцы. В следующий раз это можно проделать с открытыми глазами. Упражнение полезно для тех, кто имеет навык расслабления. После падения — перевернуться на спину и полежать 2—3 мин. в расслабленном состоянии. Затем можно сделать упражнение «Крик». Засыпание и падение имеют общий динамический механизм — выход возбуждения. Падения, разучиваемые на уроках сценического движения, имеют совсем другую цель: они освобождают от страха при помощи разума: «Я не разобьюсь, потому что знаю прием».
«ДОВЕРАЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ»
Цель: осознание полной бесконтрольности тела, взаимодействие с партнером, снятие психических барьеров через преодоление чувства страха перед опасностью вообще (так как при падении на пол нельзя
разбиться или ушибиться сильно, то страх падения ничем не оправдан — это «страх вообще»).
Участники делятся на пары: один падает, другой ловит. «Ловец» должен присесть, чтобы прервать падение почти у поверхности пола. Тот, кто падает, должен расслабиться, закрыть глаза и падать назад. Да
лее участники меняются ролями.
Условие: во время выполнения нельзя разговаривать, внимание — на ощущениях в своем теле. После того как все участники выполнят упражнение, можно поделиться ощущениями в группе. Преодоление страха «бросанием» тела часто вызывает крик, вибрации в теле.
«ОЖИВЛЕНИЕ ТЕЛА»
Цель: полное расслабление, достижение состояния равновесия сознания, снятие хронических мышечных напряжений. Это медитативное упражнение, выполнение его в течение 15 мин. является более качественным отдыхом, чем продолжительный сон. Хронические мышечные напряжения снимаются благодаря освобождению сознания.
Первый этап: после расслабления (мышечная гимнастика) участники лежат на полу, дыхание глубокое, на «внутреннем экране» — черное ночное небо без звезд и просветов, полная темнота. С каждым вдохом чернота и холод ночи втягиваются в легкие, а с выдохом распространяются по телу, начиная с ног (холод доходит до щиколоток, колен, паха и т. д.).
Критерием правильности выполнения упражнения является дрожь, которую можно ощутить, если слегка прикоснуться к телу в любом месте. Руководитель должен внимательно следить, чтобы мелкая дрожь не превратилась в сотрясающий озноб: в этом случае участнику нужно помочь перейти к выполнению следующего этапа.
Второй этап: черное небо на «внутреннем экране» начинает светлеть. Участникам нужно сказать, что начинается рассвет. Чем светлее и голубое небо, тем больше тепла втягивается в легкие с воздухом и распространяется по телу, начиная с пальцев ног. Тело согревается, при этом наступает полное расслабление, теплота и легкость (или, наоборот, тяжесть — это индивидуальные проявления расслабления) в мышцах. Участник, выполнивший упражнение успешно, может уснуть. Этому можно препятствовать переходом к следующему упражнению, например «Зоны звучания», «Звучащее тело» или «Резонанс».
«МУХА В ПЛЕНУ»
Цель: достижение сильного релаксационного эффекта за относительно короткое время. Участники лежат на полу. Им нужно представить себя мухой, приклеившейся к полу. Руки, ноги, плечи и голова стремятся вверх. Нужно оторваться от пола, для этого руки и ноги совершают мелкие вибрационные движения, импульс движения исходит из ступней и кистей, колени прямые. «Отклеиваться» нужно не менее 3 мин.
В результате упражнения сильно напрягаются все мышцы одновременно, прекращение движения ведет к сильнейшему (пропорционально напряжению) расслаблению. Тело «растекается» на полу подобно медузе. Чтобы увеличить время напряжения мышц, можно предложить участникам другой (не муха) объект внимания, другую цель, например путешествие по Литейному проспекту с рассматриванием домов и вспоминанием их последовательности. Это до определенного момента отвлечет внимание от изнуренных
мышц, но главное, что при этом наступает и «изнурение» сознания. Поэтому состояние расслабления будет сопровождаться безмыслием. Это и есть полная релаксация, ведущая к снятию хронических мышечных напряжений.
«РАЗМАТЫВАНИЕ КЛУБКА»
Цель: как и в предыдущем упражнении — достижение сильного релаксационного эффекта.
Сопутствующий эффект: снимаются остеохондрозные проявления.
Участники садятся на корточки, обхватывают колени руками, голова прячется в колени. Вы — клубок ниток, вас разматывают, кто-то тянет за нить и заставляет кувыркаться вперед и назад и в стороны, с разной скоростью и в различных направлениях Клубок становится все меньше и меньше (перекаты и кувырки не менее 3 мин.), пока не разматывается в нить: участники лежат на спине. Эта нить состоит из двух волокон (правая половина тела — одно волокно, левая — другое). Кто-то дергает за волокна в противоположном направлении, туда и обратно. Импульс движения задают ноги, колени прямые. Две половины тела как бы сдвигаются относительно друг друга (3-5 мин.). Естественное после кувырков головокружение и напряжение мышц в первой и второй фазах упражнения ведут к глубокому бессознательному расслаблению после прекращения движений.
«СОН»
Цель: осознание свободного потока видений, рассредоточение внимания, формирование установки на мгновенное расслабление без выполнения комплексов мышечной гимнастики на напряжение — расслабление.
После выполнения комплекса разогревающих упражнений (мышечная нагрузка) участникам дается команда «спать». Они резко «бросают» тела на пол и начинают глубоко дышать. Это может вызвать легкое головокружение. Быстрый ритм дыхания задает руководитель. Через 3—5 мин. может наступить легкое мышечное оцепенение, участники уменьшают ритм дыхания, оно становится легким, не требующим усилий.
Объект внимания — «внутренний экран», на нем появляются и исчезают свободные видения, не привязанные к личности участника (фигуры, комбинации, пейзажи и т. д.). У некоторых участников возможны слуховые и обонятельные ассоциации. Полученное физиологическое состояние достигается ускорением ритма дыхания; оно не связано с потерей сознания, так как участники могут слышать и видеть реальную обстановку, но более сильным раздражителем является внутреннее видение.
Далее можно переходить к упражнению «Путешествие по состояниям», представленному далее.
«ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК»
Цель: последовательное освобождение групп мышц от напряжения, энергетизация тела.
Участники стоят «стайкой». Руки опущены вдоль тела. В пальцах рук начинаются вибрации, как будто бьет электрический ток, через минуту вибрации распространяются на всю кисть, затем с интервалом в
минуту они будут захватывать руку до локтя, плеча, верхнюю половину туловища и, наконец, все тело.
Участникам можно предложить иначе оправдать вибрации по собственному выбору (одни дрожат от холода, другие воображают себя каким-нибудь предметом и т. д.). Упражнение имеет ярко выраженный физиологический эффект: ощущение тепла, покалывание кожи, автоматическая концентрация внимания на внутренних ощущениях (если нет специального задания— другого объекта); снимаются
также и психические блокировки.
Продолжительность выполнения упражнения — не
менее 6
«КАЧАНИЕ»
Цель: та же, что в упражнении «Электрический ток». «Качание» может выполняться после этого упражнения или дополнять его.
Исходное положение такое же. Движение начинается также с пальцев рук и распространяется подобным образом, но вибрации в этом случае заменяются свободным качанием. Импульс движения исходит из верхней точки кисти, локтя, плеча, головы, соответственно.
Продолжительность — также не менее 6 мин. В результате возможно естественное головокружение. После выполнения упражнения нужно сделать 5—10 прыжков, почти не отрывая ступни от пола, на полусогнутых ногах — встряхивания тела. Это способствует интенсивной энергетизации.
Вообще нужно иметь в виду, что отсутствие напряжения в коленях — слегка согнутые ноги — всегда энергетизирует организм. Согласно биоэнергетической теории А. Лоуэна, в этом положении (колени чуть
согнуты, носки чуть повернуты внутрь) стопа имеет наибольший контакт с почвой, что увеличивает приток энергии.
«ПЛАСТИЛИНОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Цель: мышечное расслабление отдельных групп мышц (всех в определенной последовательности).
В отличие от других релаксационных упражнений, действующих по принципу «напряжение — расслабление», упражнение усложнено введением предлагаемых обстоятельств.
Участники сидят на корточках, голова в коленях, глаза закрыты. Представьте, что каждый из вас — ком пластилина, в котором «зародилась жизнь»; попробуйте вылепить из себя человека, преодолевая сопротивление своего материала — пластилина.
Последовательность такая: вначале постарайтесь выпрямиться во весь рост, это требует большого напряжения в позвоночнике, шее, ногах; теперь «лепите» руки от плеча, напряжение распространяется в
руки, затем кисти, пальцы. Ощущайте пластилиновость пальцев: они все время норовят склеиться при соприкосновении. Этими пальцами нужно вылепить лицо — глаза, нос, рот. Какое выражение лица полу
чилось? Какой человек вылепился? Посмотрите вокруг. Куда это вы попали? Все тело остается напряженно-пластилиновым. Попытайтесь двигаться, отрывая пластилиновые ступни от пола. Куда и зачем вы пошли? Возможно взаимодействие участников: знакомство и т. д. В какой-то момент оказались лежащими на полу (оправдать), не можете отклеиться, стараетесь это сделать, напряжение во всем теле увеличивается. Вдруг теплая, почти горячая волна накатывает на ноги,
они «тают», пластилин растекается в лужу, следующая волна доходит до паха, потом до груди, шеи, последняя волна покрывает все тело, все пластилиновое тело растеклось в лужу. Сильный эффект расслабления достигается длительным напряжением, предлагаемые обстоятельства помогают «занять» внимание, а следовательно, увеличить время напряжения, добавляют элемент всегда желанной игры во что-то.